Что такое диаграммы
Диаграммы — это графическое изображение, которое показывает соотношение каких-либо величин.
Они полезны, когда нужно сравнить между собой данные, но делать обычным способом это неудобно. Тогда величины можно представить в виде частей от целого, т. е. их суммы, с помощью круговой диаграммы. Также данные удобно сравнивать визуально с помощью гистограммы — диаграммы, где величины представлены в виде столбиков.
Как читать диаграммы: разбор заданий ЕГЭ
Чтобы решить задания с диаграммой, нужно просто рассмотреть её и проанализировать информацию. В случае со сложными задачами нужно следовать такому алгоритму:
-
Собрать информацию, которая дана на рисунке.
-
Если нужно, представить её в виде таблицы.
-
Проанализировать данные в таблице и выполнить дополнительные действия, чтобы найти ответ на вопрос задания.
Опробуем этот алгоритм на заданиях демоверсии ЕГЭ по математике и варианте из Открытого банка заданий ФИПИ.
Задание №3
На диаграмме приведены данные о длине восьми крупнейших рек России (в тысячах километров). Первое место по длине занимает река Лена. На каком месте по длине находится река Амур?
Решение:
Это простое задание. Чтобы решить его, достаточно просто посмотреть на диаграмму и отсчитывать столбики от самого длинного к самому короткому, пока не дойдём до Амура. В данном случае, переносить данные в столбик бессмысленно — это только усложнит решение.
Ответ: 7.
Задание №7
Дан фрагмент электронной таблицы.
A |
B |
C |
D |
|
---|---|---|---|---|
1 |
3 |
5 |
||
2 |
=(A1+C1)/4 |
=C1-1 |
=A2/2 |
=B1/2 |
Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
Решение:
-
Выполним действия, чтобы заполнить неизвестные ячейки в таблице:
-
Проанализируем диаграмму, чтобы соотнести значения ячеек с секторами. Получаем 1:1:2:4.
-
Т. к. ещё не занятый сектор
-
Т. к.
Ответ: 2.
Что такое графики
Графики — это наглядное представление того, как одна величина зависит от другой.
Одна из величин графика отражена на горизонтальной оси
Как читать графики: разбор заданий ЕГЭ
Правильно построенный график помогает быстрее решить задачу и избежать нескольких строк лишних расчётов. Как и в случае с диаграммами, для решения простых задач с графиками нужно лишь оценить их «на глаз» и проанализировать данные.
Для примера разберём те из них, что есть в демоверсии ЕГЭ по математике за 2024 год и Открытом банке заданий ФИПИ.
Задание №3
На графике показано изменение температуры воздуха на протяжении трёх суток. На горизонтальной оси отмечены число, месяц, время суток в часах; на вертикальной оси — значение температуры в градусах Цельсия. Определите по графику наибольшую температуру воздуха 19 февраля. Ответ дайте в градусах Цельсия.
Решение:
Чтобы решить задачу, нужен только один участок графика — с 00:00 19 февраля до 00:00 20 февраля. Его высшая точка, которая показывает искомую температуру, находится ровно между −2 и −4. Находим значение этой точки и записываем в ответ.
Ответ: −3 °С.
Задание №3
На графике изображена зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря. На горизонтальной оси отмечена высота над уровнем моря в километрах, на вертикальной — давление в миллиметрах ртутного столба. Определите по графику, чему равно атмосферное давление на высоте 7 км над уровнем моря. Ответ дайте в миллиметрах ртутного столба.
Решение:
Находим на горизонтальной оси, которая отражает высоту над уровнем моря, значение 7. От неё идём вверх по вертикальной прямой до тех пор, пока она не пересечётся с графиком. Точка пересечения — и есть искомое значение давления. Вычислять цену деления в этом задании не придётся, т. к. точка пересечения находится на целом значении — 300.
Ответ: 300 мм ртутного столба.
Задание №7
На графике изображена зависимость температуры от времени в процессе разогрева двигателя легкового автомобиля. На горизонтальной оси отмечено время в минутах, прошедшее с момента запуска двигателя; на вертикальной оси – температура двигателя в градусах Цельсия.
Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждому интервалу времени характеристику процесса разогрева двигателя на этом интервале.
Интервалы времени | Характеристики |
---|---|
А) 0–1 мин. Б) 1–3 мин. В) 3–6 мин. Г) 8–10 мин. |
|
Решение:
Чтобы решить это задание, будем анализировать интервалы, которые даны в его условии и сопоставлять с вариантами характеристик. Сперва соотносим очевидные варианты, затем — не очень.
А) В этом интервале отмечена температура до 30 °C, поэтому подходит вариант 4.
В) В этом интервале зафиксирован промежуток температуры с 40 °C до 75 °C, поэтому подходит вариант 3.
Г) Это единственный интервал, на котором график идёт вниз, поэтому подходит вариант 2.
Б) Методом исключения подходит вариант 1. Если присмотреться к графику, линия в этом интервале действительно более пологая, чем в остальных, что указывает на медленный рост температуры.
Ответ: 4132.
Ещё больше заданий с графиками и диаграммами, которые могут встретиться на экзамене, — в Тренажёре ЕГЭ. В нём можно без ограничений попрактиковаться в этой и других темах. Это бесплатно!