Как проходит ОГЭ по химии в 2025 году
Основной государственный экзамен (ОГЭ) по химии состоит из 2 частей:
-
1-я часть: 19 заданий с кратким ответом;
-
2-я часть: 4 задания с развернутым ответом.
В первой части не оценивают решение: ученик должен только записать верный ответ в бланк. Ответом может быть цифра или их последовательность. Во второй части важно записать не только ответ, но и обоснованное решение. При этом 3 вопроса из 2-й части приходятся на задачи, а последнее задание — это практика в лабораторных условиях.
Задания экзамена по химии также делят по сложности. В таблице ниже мы расписали, сколько именно заданий будет в КИМах для каждого уровня.
Базовый | 14 |
Повышенный | 5 |
Высокий | 4 |
Всего | 23 |
Если хотите поближе познакомиться со структурой ОГЭ по химии и заодно узнать, какие конкретно темы проверят на экзамене, загляните на официальный сайт ФИПИ. В разделе «Демоверсии, спецификации, кодификаторы» вы найдете полезные документы, которые больше расскажут вам об экзамене.
Как решать задачи 1-й части ОГЭ по химии
Задание 1
Это задание проверяет, насколько хорошо вы умеете определять простые вещества и химические элементы. Чтобы справиться с ним, важно находить ключевые слова в тексте, которые описывают принадлежность либо к простому веществу, либо к химическому элементу. Например, чтобы определить последнее, достаточно найти информацию о количестве элементарных частиц в атоме элемента, энергетических уровнях, изотопах, а также информацию о том, в состав чего входит этот химический элемент.
Задания 2–4
Эти задания проверяют ваши навыки работы с таблицей Д. И. Менделеева — легальной шпаргалкой химика на экзамене. С помощью неё можно определить строение атома:
-
количество энергетических уровней;
-
количество электронов на внешнем энергетическом подуровне;
-
количество элементарных частиц в каждом атоме химического элемента.
А еще по таблице можно отследить закономерности изменения различных свойств в периодах и группах для главных подгрупп, подсмотреть высшую степень окисления, а также вычислить низшую и промежуточные степени окисления в группе.
Задание 5
Это задание проверяет, умеете ли вы определять кристаллическую решётку или химическую связь в различных соединениях. Если вы знаете химическую связь в соединении, значит, без труда определите кристаллическую решётку, и наоборот.
Задание 6
Это задание определяет, как вы умеете сравнивать различные характеристики двух простых веществ, находить сходства или различия.
Задания 7–9
Задания экзамена по химии в этой группе связаны друг с другом. Чтобы справиться с ними, нужно уметь определять класс соединения. При этом важно отличать основные, кислотные и амфотерные оксиды или гидроксиды друг от друга. Затем нужно в общем виде знать химические свойства классов.
Здесь важно помнить, что «родственные» классы, например, кислотный оксид и кислота или основный оксид и основание, не реагируют друг с другом. И завершает эту цепочку задание на соответствие реагирующих веществ с продуктами реакции, где нужно уже более детально разбираться в химических свойствах соединений.
Задание 10
Главное, что нужно знать в этом задании — это химические свойства как классов, так и простых веществ. Это довольно сложная задача, поэтому давайте разберем ее пример.
Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с которыми это вещество может вступать в реакцию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Формула вещества | Реагенты |
---|---|
А) C | 1) Cl2, H2SO4 (конц.) |
Б) ZnO | 2) Mg, AgNO3 (р-р) |
В) CuCl2 | 3) NaOH (р-р), HCl (р-р) |
4) N2, Na2SO4 (р-р) |
Решение:
-
Простое вещество углерод (С) вступает в реакцию либо с простыми веществами, либо с кислотами-окислителями. Такой вариант есть под № 1.
-
Амфотерный оксид цинка может взаимодействовать как с кислотами, так и с щелочами ввиду своей двойственной природы. Такой вариант находится под № 3.
-
Средняя соль может взаимодействовать с другими сложными соединениями, если выполняется один из трёх признаков протекания химической реакции (газ, осадок или вода), либо с металлами, которые в ряду активности стоят левее металла из соли. Таким образом, под это описание подходит вариант под № 2.
Ответ: 132.
Задания 11–12
Эти задания ОГЭ по химии можно объединить в группу по типам реакции. В первом, например, просят найти по описанию реакцию по типу замещения. А в следующем — провести реакции обмена и определить признаки протекания химических реакций. Примеры осадков находятся во второй легальной шпаргалке химика — таблице растворимости.
Задания 13–14
Оба задания проверяют умение определять вещества, способные подвергаться диссоциации — расщеплению вещества на атомы или ионы. Помните, что диссоциации могут подвергаться кислоты, основания и соли, кроме нерастворимых в воде. Растворимость солей можно проверить в таблице растворимости.
Задание 15
Задание предлагает определить процессы окисления и восстановления по схемам. Здесь важно помнить, что окислитель всегда понижает свою степень окисления, а процесс всегда называется иначе от участвующего вещества. То есть окислитель восстанавливается.
Один из ключевых аспектов в подготовке к ОГЭ по химии — это умение работать с различными формулами и расчетами. Например, важно знать, как найти молярную массу. Уделите внимание этой теме, чтобы уверенно справляться с любыми вопросами на экзамене.
Задание 16
Это задание ОГЭ по химии проверяет, как хорошо вы знаете технику безопасности при работе с веществами в лаборатории, а также умеете обращаться с лабораторным оборудованием и посудой. Здесь могут спросить про методы разделения различных смесей и очистку веществ. Этот теоретический материал пригодится вам для практической части ОГЭ.
Задание 17
Одно из непростых заданий экзамена по химии. Оно проверит ваше знание качественных реакций на различные ионы в растворе и изменения окраски индикаторов в различных средах. Давайте разберем пример такого задания подробнее.
Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Вещества | Реактив |
---|---|
А) KCl и K2SiO3 | 1) CuCl2 |
Б) K2CO3 и Li2CO3 | 2) HCl |
В) Na2SO4 и NaOH | 3) СaO |
4) K3PO4 |
Решение:
-
Основное правило: смотрите на отличия.
-
Рассмотрим два вещества под буквой А. Катионы (положительно заряженные частицы) у них одинаковые. Следовательно, качественную реакцию на них проводить бессмысленно, так как они покажут одинаковые свойства. Обратим внимание на анионы, которые при воздействии с одним и тем же соединением поведут себя по-разному. Теперь нам нужно вспомнить качественные реакции на силикат-ион и хлорид-ион. На хлорид-ион качественная реакция с ионом серебра, а силикат-ион можно отличить от других при участии протона водорода, в результате чего образуется гелеобразная кремниевая кислота. Так что отличить вещества можно при участии соляной кислоты. С первым веществом взаимодействия не будет, а со вторым образуется кремниевая кислота (в виде осадка) и растворимый в воде хлорид калия.
-
Катионы металлов можно отличить по их возможности образовывать осадки. С помощью таблицы растворимости находим возможные осадки с этими катионами. Обнаружим, что катион калия ни с какими анионами не даёт осадков, а катион лития при взаимодействии с фосфат-анионом даёт осадок. Таким образом, два эти вещества можно различить при участии фосфата калия.
-
Для буквы В необходимо вспомнить качественные реакции на сульфат-анион и ОН-группу. Единственно верным ответом будет хлорид меди (II). При взаимодействии с сульфатом натрия видимых признаков наблюдаться не будет, так как образуются растворимые в воде вещества. Принято считать, что такая реакция вообще не идёт. А при взаимодействии гидроксида натрия с хлоридом меди (II) будет образовываться осадок — гидроксид меди (II).
Ответ: 241.
Задание 18
Это первая задача тестовой части на нахождение массовой доли элемента в молекуле. Чтобы решить ее, нужно уметь пользоваться приведенной подсказкой в задании и находить молярную массу вещества.
Задание 19
Эта задача экзамена по химии связана с предыдущей. Суть в том, что сначала мы нашли массовую долю элемента в соединении, а потом, зная это, можем вычислить массу самого соединения. Рассмотрим пример этого задания с решением.
При подкормках овощных и цветочных культур в почву вносится 200 г азота на 100 м2. Вычислите, сколько граммов аммиачной селитры надо внести на земельный участок площадью 60 м2. Запишите число с точностью до целых.
Решение:
-
Найдем молярную массу аммиачной селитры (NH4NO3). Она равна:
M(NH4NO3) = 14*2 + 1*4 + 16*3 = 80 г/моль.
-
Найдем массовую долю азота в аммиачной селитре:
-
Затем находим по пропорции, сколько грамм азота необходимо на 60 м2:
-
Для того чтобы найти массу аммиачной селитры, необходимо массу азота разделить на массовую долю азота в аммиачной селитре:
m(NH4NO3)
Ответ: 343.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подтяни оценки на курсах по химии.
-
Выбирай из 550+ репетиторов по химии.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Как решать задачи 2-й части ОГЭ по химии
Задание 20
Чтобы решить это задание, нужно владеть методом электронного баланса: уметь расставлять степени окисления, составлять схемы процессов окисления и восстановления и определять окислитель и восстановитель. На основании этого нужно будет расставлять коэффициенты в уравнении реакции.
Задание 21
Это задание будет проверять, как хорошо вы умеете находить генетическую связь между классами неорганических соединений и переходить между ними с помощью химических реакций на основании химических свойств.
Задание 22
Это задача ОГЭ по химии, в которой вам предстоит показать все свои навыки в решении задач. Здесь вам может встретиться и объём вещества, и масса раствора. И всё это — в условии одной задачи. А найти придётся массовую долю соли в полученном растворе. Но не переживайте и помните, что начинать задачу надо с «Дано» и уравнения химической реакции.
Задание 23. Химический эксперимент
Задание 23 предложит вам два раствора и три реактива. Нужно будет:
-
выбрать реактивы, подходящие для определения веществ в растворах;
-
составить молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций для определения веществ;
-
провести эксперимент и оформить выводы в таблицу.
Как выставляют баллы на ОГЭ по химии
1-я часть: задания с кратким ответом
За правильный ответ в заданиях 1–3, 5–8, 11, 13–16, 18 и 19 вы получите по 1 баллу. Если ответ не будет совпадать с эталоном, то 0 баллов.
Если вы верно ответите в заданиях 4, 9, 10, 12 и 17, их оценят 2 баллами. Это произойдет в том случае, когда ответ записан в нужной форме и в нем нет лишних символов. Если эталон и ваш ответ будут расходиться только в 1 символе, можно рассчитывать на 1 балл за такое задание. В остальных случаях их оценят в 0 баллов.
2-я часть: задания с развернутым ответом
Т. к. во 2-й части экзамена по химии важен не только ответ, но и решение, для их оценки есть несколько критериев. Но в то же время и баллов за такие задания можно получить больше. Давайте подробнее поговорим о том, как оценивают 2-ю часть.
Задание № 20 | Баллы |
---|---|
Ответ правильный и полный, есть все нужные элементы | 3 |
Есть только два правильных элемента ответа | 2 |
Есть только один правильный элемент ответа | 1 |
Все остальные случаи | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задание № 21 | Баллы |
---|---|
Ответ правильный и полный, есть все нужные элементы | 3 |
Правильно записаны только 2 уравнения реакций | 2 |
Правильно записано только 1 уравнение реакции | 1 |
Все остальные случаи | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задание № 22 | Баллы |
---|---|
Ответ правильный и полный, есть все нужные элементы | 3 |
Есть только два правильных элемента ответа | 2 |
Есть только один правильный элемент ответа | 1 |
Все остальные случаи | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задание № 23 | Баллы |
---|---|
К1. Составление уравнений реакций | |
Верно составлены молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения реакций для определения обоих веществ | 2 |
Верно составлены молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения реакции для определения одного из веществ | 1 |
Оба уравнения составлены с ошибками | 0 |
К2. Оформление результатов эксперимента | |
В таблице корректно заполнены строки для обоих опытов и верно определены вещества | 3 |
Правильно заполнены только 2 из строк таблицы, или верные результаты и выводы даны не в табличной форме | 2 |
Правильно заполнена только 1 строка таблицы, или оформленные не в табличной форме результаты и вывод содержат 1 ошибку | 1 |
Задание выполнено неверно или ответа нет | 0 |
Максимальный балл | 5 |
Как сдать ОГЭ по химии на 3, 4, 5
Теперь, когда мы разобрались, сколько баллов выставляют за выполнение заданий, можно поговорить об оценках. Обратите внимание: во время проверки выставляют только первичные баллы. Чтобы узнать, какую оценку вы получите, их нужно перевести в тестовые. Как именно — рассмотрим в таблице ниже.
Первичные баллы | Тестовые баллы | Оценка |
---|---|---|
<10 | <35 | 2 |
10–20 | 36–55 | 3 |
21–30 | 56–72 | 4 |
31–40 | 72–100 | 5 |
7 советов от преподавателей, как лучше подготовиться к ОГЭ по химии
Если ваша цель — высокие баллы на экзамене, приготовьтесь к упорной работе. Получить их — задача не из легких, но если правильно организовать подготовку, у вас будут все шансы. Вот несколько советов от преподавателей Skysmart, как это сделать:
-
Изучите структуру экзамена по химии.
-
Поставьте цель в баллах.
-
Определите ваш уровень. В Skysmart каждый ученик проходит бесплатный тест на вводном уровне, по результатам которого мы и строим подготовку.
-
Составьте расписание и распределите темы для подготовки по дням недели.
-
Не загружайте свой график подготовки — оставьте время для отдыха. Ваше переутомление не принесет вам баллов, а может даже и отобрать их.
-
Учите формулы и реакции наглядно: по таблицам, схемам и мнемоническим запоминалкам.
-
Набивайте руку на заданиях ОГЭ: решайте демоверсию, пользуйтесь Открытым банком заданий ОГЭ по химии, сдавайте пробные экзамены.
И самый главный совет: сочетайте разные подходы. Если вы хотите подготовиться ОГЭ по химии как можно лучше, занимайтесь самостоятельно и с преподавателем. Первое поможет отработать много заданий, а второе — подготовиться к условиям на экзамене.
Учитель, который часто имеет дело с ОГЭ, представит вам экзамен таким, каков он есть: без прикрас и страшилок. Например, на курсах подготовки к ОГЭ по химии наши преподаватели рассказывают обо всех «подводных камнях», учат заполнять бланк и не «наступать на грабли» учеников прошлых лет. Только так можно добиться высоких баллов. Присоединяйтесь: вводный урок — бесплатно!