b733e4

Анализ романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Анализ романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева
1.9K

«Отцы и дети» И. С. Тургенева — классика русской литературы XIX века. Роман исследует взаимоотношения поколений, общественные противоречия и поиск жизненного пути. В материале изучим сюжет произведения, исторический контекст, образы главных и второстепенных героев, темы и проблемы, конфликт и особенности композиции, художественные средства, влияние романа на развитие литературы в России.

Сюжет романа, краткое содержание

Сюжет «Отцов и детей» линейный с экскурсами в историю центральных персонажей — семей Кирсановых и Базаровых. Основные события романа связаны с историческим и социальным контекстом — разворачиваются накануне отмены крепостного права, а также с вечным конфликтом отцов и детей. Хронология повествования в романе следующая:

  • Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда своего сына Аркадия. Точно указана дата — 20 мая 1859 года.
  • В поместье Кирсановых вместе с Аркадием приезжает Евгений Базаров, молодой студент-медик и нигилист, который придерживается новых взглядов.
  • Аркадий узнает о существовании своего младшего брата Мити — сына Фенечки, проживающей в доме Николая Петровича; он искренне рад и упрекает смущенного отца, что тот не рассказал ему об этом.
  • Между Базаровым и Павлом Петровичем, дядей Аркадия, возникают идеологические разногласия.
  • Аркадий рассказывает Евгению историю несчастной любви Павла Петровича.
  • В течение двух недель все привыкают к Базарову, но по-разному относятся к нему.
  • В городе Аркадий и Евгений общаются с «прогрессивными» людьми — Ситниковым и Кукшиной, на балу у губернатора знакомятся с Анной Одинцовой и едут в ее имение Никольское.
  • Друзья увлекаются Одинцовой, Базаров признается ей в любви, но этот поступок вынуждает его уехать к родителям.
  • Дальнейший маршрут — зеркальный: недолгая поездка в Никольское и холодный прием, затем — Марьино, имение Кирсановых, где Базаров целует Фенечку, из-за этого Павел Петрович вызывает его на дуэль. Итог дуэли — Базаров ранит старшего Кирсанова в ногу.
  • Вновь в Никольском: Аркадий увлекается Катей, сестрой Анны Сергеевны, и просит ее руки, Одинцова предлагает Базарову оставаться приятелями.
  • Базаров возвращается к родителям, помогает отцу лечить больных, но однажды заражается тифом и вскоре умирает.
  • Финал остальных персонажей: Аркадий женится на Кате, у них появляется сын Коля, а Николай Петрович — на Фенечке, Павел Петрович уезжает за границу, Одинцова отправляется в Москву и выходит замуж не по любви.

77.2K

«Отцы и дети» — краткое содержаниеЧитать →

История создания и контекст

И. С. Тургенев трудился над романом о нигилисте в 1860–1861 годы, он писал произведение о современности — обществе накануне крепостной реформы, именно поэтому в романе столь важна дата начала событий.

В это же время он переживал творческий кризис, а также раскол в журнале «Современник». В результате новый роман И. С. Тургенева был опубликован не в «Современнике», а в «Русском вестнике», и только в 1862 году.

«Отцы и дети» вызвали общественный резонанс: мнения читателей и критиков о персонажах, особенно нарочито комических Ситникове и Кукшиной, расходились; а в положительном ключе масштаб и значение романа сопоставлялись с поэмой Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Портрет И. С. Тургенева, Иван Репин, 1874 год
Портрет И. С. Тургенева, Иван Репин, 1874 год

Получи больше пользы от Skysmart:

Характеристика героев

Разберем образы основных и второстепенных персонажей романа. Описание (цитаты) особенно актуально для ЕГЭ по литературе.

Евгений Базаров

«Лицо… длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум… Его темно-белокурые волосы, длинные и густые… Его лицо, строгое и желчное… Полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы…»

Базаров олицетворяет активного, деятельного «нового человека» с сильным, волевым характером, духовной свободой и верой в общественный прогресс. Он протестует как против либеральных идей братьев Кирсановых, так и против консервативных взглядов своих родителей. Испытание любовью заставляет его усомниться в своих убеждениях, он оказывается не чужд романтики. Перед смертью он ради родителей не отказывается от религиозного обряда.

Аркадий Николаевич Кирсанов

«Минул двадцать третий год… безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата… говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий… так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца… он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком… Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова „папаша“ и даже раз заменил его словом „отец“, произнесенным, правда, сквозь зубы…»

Аркадий значительно младше Евгения Базарова, он умен и образован, становится нигилистом под влиянием своего друга, но отказывается от этих идей в пользу семьи и любви, в финале объединяется с отцом, принимая его ценности.

Николай Петрович Кирсанов

«Сорок четыре года… Прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы… Веселый, свежий, румяный „…Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы… Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил… Состояние у Кирсанова изрядное… Хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел „ферму“, — в две тысячи десятин земли…»

Отец Аркадия — вдовец, добрый и чуткий отец, трудолюбивый помещик, интересующийся прогрессивными идеями и одновременно сохраняющий семейные ценности.

Павел Петрович Кирсанов

«На вид ему было лет сорок пять… человек среднего роста… его коротко остриженные седые волосы… Он с детства отличался замечательною красотой…он прекрасно одевался… от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно „благородными“ духами… с тем особенным отпечатком, который дается человеку одним лишь долгим пребыванием в высших слоях общества».

Дядя Аркадия и старший брат Николая, Павел Петрович Кирсанов — военный в отставке, пережил несчастную любовь к княгине Р. Он отличается элегантностью и горделивостью, принципиален, честен, является главным идейным оппонентом Базарова.

Анна Сергеевна Одинцова

«Ей пошел двадцать девятый год… увидал женщину высокого роста, в черном платье… красивый облик молодой вдовы… какая молодая, свежая, чистая… в ее обаятельно-стройном и спокойном теле… поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий… движения ее были особенно плавны и естественны в одно и то же время…»

Анна — представительница нового поколения дворян, умна и спокойна, рассудительна, не отрицает романтических чувств, но не способна сильно и искренне любить.

Другие персонажи

Василий Иванович Базаров — небогатый отставной армейский хирург, любящий отец Евгения Базарова, в меру образованный, но консервативный.

Арина Власьевна Базарова — набожная и суеверная мать Евгения Базарова, беспокоящаяся об отречении сына от веры.

Катерина Локтева — сестра Анны Сергеевны, тихая и незаметная девушка, в нее влюбляется Аркадий.

Виктор Ситников — приверженец нигилизма (но только как моды), презираемый Базаровым.

Авдотья Кукшина — знакомая Ситникова, приверженка вульгарного нигилизма, уезжает за границу в конце романа.

Матвей Ильич Колязин — городской чиновник, родственник Кирсановых. Энергичный и хитрый, выступает за прогрессивные идеи.

Фенечка — крестьянка, любовница Николая Петровича Кирсанова и мать его ребенка, а затем и законная жена.

Дуняша — служанка при Фенечке, влюблённая в Базарова.

Пётр — слуга Кирсановых, старающийся идти в ногу со временем.

Тимофеич — бывший дядька Евгения Базарова, приказчик Василия Ивановича.

Прокофьич — старый слуга Кирсановых, не любящий Базарова и постоянно вспоминающий прежние времена.

«Студент-нигилист», картина Ильи Репина, 1883 год, общественное достояние
«Студент-нигилист», картина Ильи Репина, 1883 год, общественное достояние

Литературный анализ

Роман «Отцы и дети» посвящен конфликту поколений в свете происходящих в обществе перемен, построен на антитезе, при этом в нем переплетаются и другие вечные темы.

Тематика, идейное содержание

Роман затрагивает темы:

  • любви,
  • дружбы,
  • семейных ценностей,
  • нравственности,
  • судьбы народа,
  • поиска смысла жизни,
  • связи человека и природы.

Идея романа в том, разные поколения — отцы и дети — могут иметь отличающиеся взгляды, разные ценности, тем не менее все они подчиняются одним законам природы и психики.

Конфликт

В романе «Отцы и дети» открытый конфликт разворачивается между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым как представителями различных эпох и взглядов.

Евгений Базаров — нигилист, человек революционных взглядов, хочет быть ближе к народу.

Нигилизм (от лат. nihil «ничто») — философия, подвергающая сомнению общепринятые ценности и идеалы; крайняя форма нигилизма — всеотрицание.

Павел Петрович выступает за патриархальный уклад, аристократию, уважение веры и традиции.

Внутренний конфликт героя-нигилиста: проходя испытание любовью, Базаров начинает сомневаться, но старается придерживаться выбранных взглядов.

Особенности композиции

Роман имеет кольцевую композицию: Базаров дважды проходит круг Марьино – город – Никольское – дом родителей. За это время герой развивается, испытывает новые для него эмоции, проходит испытание на прочность убеждений.

Художественные средства

В названии романа «Отцы и дети» звучит антитеза — противопоставление поколений и их взглядов, это средство выразительности заложено и в основу сюжета. Антиподами (в плане взглядов) и одновременно двойниками (жизнь и несчастная любовь) в романе являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов.

Персонажей с разными взглядами выделяет и характеризует их речь: Павел Петрович говорит, используя устаревшие слова и обороты Александровского времени, а нигилист Евгений Базаров общается просто, порой грубо.

Тургенев, мастер психологизма, в романе «Отцы и дети» для раскрытия образов использует художественную деталь в портрете практически каждого героя (в цитатах выше). Не менее важны и пейзажные зарисовки: они показывают жизнь крестьян накануне исторических событий и порой вновь работают на психологизм — перекликаются с мироощущением героев (например, внутреннее состояние Аркадия созвучно наступившей весне).

Вклад в русскую литературу и связи с другими произведениями

До И. С. Тургенева к теме отцов и детей классическая литература обращалась много раз: и это не только «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, отголоски можно встретить в «Капитанской дочке» и других произведениях А. С. Пушкина, блистательной комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова; а также произведениях Островского и Гончарова, вышедших лишь на несколько лет раньше романа о Кирсановых и Базарове.

Помимо этого, по мнению литературоведов, роман «Отцы и дети» входит в объединенный одной целью цикл произведений, в которых для И. С. Тургенева важно было показать перемены в обществе и зарождающиеся типы новых людей. И это не только Евгений Базаров в «Отцах и детях», но и Дмитрий Рудин из одноименного романа, Федор Лаврецкий из «Дворянского гнезда», Дмитрий Инсаров из «Накануне», Алексей Нежданов из романа «Новь». Главным героем каждого произведения писатель выбирал представителя нового времени, стремящегося изменить уклад жизни в России, однако никто из персонажей так и не смог добиться своей цели, к тому же их объединяет неудача в любви.

Через год после выхода в печать «Отцов и детей» был опубликован роман «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, с новой силой зазвучала проблема «нового человека». Произведение стало ответом «Отцам и детям» и было напечатано в «Современнике». Судьба центрального героя романа, Рахметова, в отличие от Базарова, была оптимистична: Чернышевский верил, что его идеи обязательно осуществятся.

Темы поиска себя, отношения родителей и детей остаются актуальными и продолжают подниматься в произведениях современных авторов: В. Распутина, В. Астафьева, В. Аксёнова, Л. Улицкой, В. Розова и других.

Список литературы:

  • Горбанева А.Н. Время отцов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Вестник Дагестанского государственного университета. — 2015. Том 30, вып. 3 — С. 7—10.
  • Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры. — М.: Владос, 2002. — Т. 2. — 400 с. — (Учебник для вузов)

«Отцы и дети» И. С. Тургенева: главное о романе

Дата создания — 1860-1861 гг.

Первая публикация — журнал «Русский вестник», 1862 г.

Направление — реализм.

Род — эпос.

Жанр — роман.

Композиция — кольцевая.

Комментарии

Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость