Сюжет романа, краткое содержание
Роман «Преступление и наказание» отличается нелинейным сюжетом, имеет полифонические черты, характеризуется многообразием точек зрения на события и персонажей. Это позволяет повествованию быть живым, напряженным. психологичным.
Событийный ряд романа:
- Родион Раскольников, бывший студент, живёт в крайней нищете. Он мрачный, угрюмый и замкнутый, постоянно размышляет об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях.
- Герой разрабатывает собственную теорию о том, что люди делятся на две категории: одни — «твари дрожащие», которые должны подчиняться, а другие — «право имеющие», которые могут нарушать законы ради великих целей.
- Родион помогает пьяному чиновнику Семёну Захаровичу Мармеладову добраться домой. Там Раскольников знакомится с его семьёй: вдовой Катериной Ивановной, её тремя детьми, Соней — дочерью Мармеладова от первого брака.
- Раскольников получает письмо от матери, в котором рассказывается о болезни его младшей сестры Дуни и её вынужденном браке с обеспеченным, но нелюбимым человеком — Петром Лужиным.
- Родион видит, как семья Мармеладовых страдает от бедности и болезни. Это производит на него сильное впечатление.
- Зарождение мысли об убийстве. Раскольников всё больше погружается в свою теорию. Он начинает думать, что мог бы стать тем самым «необыкновенным человеком» и проверить свою теорию на практике.
- Главный герой знакомится со старухой-процентщицей Алёной Ивановной, которая даёт деньги под большие проценты. Она вызывает у него отвращение.
- Встреча с Лизаветой. Раскольников случайно слышит, что на следующий день старуха-процентщица будет дома одна, без сестры Лизаветы. Для него это становится знаком.
- Раскольников тщательно планирует преступление. Он покупает топор и изучает маршрут.
- Родион убивает Алёну Ивановну и её сестру Лизавету, которая неожиданно вернулась домой. Он пытается скрыть следы преступления, но его поведение вызывает подозрения у окружающих.
- Родион знакомится с приставом следственных дел Порфирием Петровичем, который начинает подозревать его в убийстве.
- Раскольников испытывает внутренние терзания после совершения преступления. Он пытается убедить себя, что поступил правильно.
- Раскольников приходит в контору и признаётся в убийстве, но не раскаивается в своём поступке.
- Родиона Раскольникова приговаривают к восьми годам каторги в Сибири. Соня отправляется вслед за ним. В душе героя происходит перелом спустя 9 месяцев каторги, он встаёт на путь духовного очищения.

«Преступление и наказание» — краткое содержание
История создания и контекст
Идея произведения о человеке, не боящемся ни угрызений совести, ни людского осуждения, зародилась у Достоевского ещё в период его пребывания на каторге. Осенью 1859 года он отправил брату письмо, в котором поделился идеей создать роман-исповедь, сформировавшийся «на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения».
Однако замысел не сразу воплотился в новый роман: сначала писатель наделил чертами такого человека каторжника Орлова из «Записок из Мёртвого дома» (1862 год), а «картины жизни» семьи Мармеладовых намечались в так и не написанном романе «Пьяненькие», над которым Достоевский работал в 1865 году.
В результате над «Преступлением и наказанием» писатель стал работать после отъезда в Висбаден в 1865 году, где находился в маленьком номере «без денег, без еды и без света». Эти условия способствовали окончательному оформлению композиции романа и отчасти отразились в обстановке комнаты Раскольникова. В письме редактору писатель назвал это произведение «психологическим отчётом одного преступления».
Ф. М. Достоевский трижды перерабатывал роман, добавлял и убирал персонажей, менял формат формат повествования. По одной из версий, прототипом Раскольникова как преступника мог стать Герасим Чистов, выходец из купеческой среды, раскольник, в январе 1865 года убивший топором двух женщин.
Начало романа было напечатано в первом номере журнала «Русский вестник» в 1866 году. Гонорары за части произведения, выплачиваемые в течение года, помогли Ф. М. Достоевскому избежать долговой ямы, а журналу — значительно увеличить тираж.

Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Герои
Литературоведы выделяют в системе персонажей романа «Преступление и наказание» двойников и антиподов Родиона Раскольникова. Эта особенность произведения позволяет глубже раскрыть характер главного героя и аморальность созданной им теории о разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих», подвести к осмыслению его конфликта с окружающим миром, а также осознать неотвратимость наказания.
Двойники
Основными двойниками Раскольникова являются Свидригайлов и Лужин, у каждого из них есть теория.
Адвокат Пётр Петрович Лужин придерживается «экономической теории» личной выгоды, считая, что всё должно быть основано на личном интересе. Он страстный поклонник денег, представитель нового класса капиталистов и сторонник теории «личного обогащения». Достоевский через образ Лужина предупреждает общество о том, к чему может привести капитализм в России: к бездушию, мелочности, потребительскому отношению к окружающим как проявлениям нравственной ущербности.
Помещик Аркадий Иванович Свидригайлов живёт по принципу «человеку всё позволено» утверждая: «Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша».
Некоторые другие персонажи романа повторяют или предвосхищают действия Раскольникова. Первым подозреваемым в убийстве старухи становится маляр, который взял коробку с серьгами там, где её обронил Раскольников. Следующий подозреваемый — студент-юрист Пестряков, который не вовремя пришёл к старухе. Кроме того, двойничество слишком нарочито вводится в образе раскольника, старообрядца Миколки, который взял на себя вину Раскольникова, чтобы «пострадать».
Психологически с Родионом Романовичем схож и Порфирий Петрович, который понимает героя, сочувствует ему и сближается с его семьёй.
Когда Раскольников задумывается о самоубийстве, он видит девушку-утопленницу, бросившуюся с моста. Речь Мармеладова о своей семье и жертвенности Сони наталкивает на мысли о жертвенности Дуни ради него.
Антиподы
Интересно, что Порфирий Петрович является одновременно и антиподом Раскольникова, поскольку стоит на стороне закона и совести. Он испытывает студента-преступника и побеждает, добившись признания.
Теории главного героя противопоставлена также идея смирения, которая связана с женскими образами — его сестрой Дуней и готовой к самопожертвованию Соней Мармеладовой, в которой Достоевский переосмыслил архетипичный образ «святой блудницы», восходящий к библейской Марии Магдалине.
Полной противоположностью Раскольникова изображён его друг Разумихин, который остаётся энергичным, жизнерадостным и общительным.

Литературный анализ
«Преступление и наказание» — социально-психологический роман, сложный и многослойный.
Особенности композиции
Первая часть романа, описывающая события до совершения преступления, отличается размеренностью. В оставшейся части романа динамика повествования нарастает, появляется больше персонажей.
Непоследовательность в хронологии поступков Родиона Раскольникова подчёркивает нестабильность его внутреннего мира.
Темы и проблемы
В романе Достоевского поднимаются остросоциальные темы, связанные с положением центральных персонажей.
Главная тема романа — цель и средства её достижения в ситуации безнадёжности, безверия; преступление и наказание за него.
Проблематика произведения:
- Ценность человеческой жизни. Повествование подводит читателя к осознанию ценности каждой человеческой жизни. Чудовищная теория Раскольникова лишь ярче подчёркивает обратное: никто не вправе распоряжаться чужой жизнью.
- Нравственное падение и возрождение души. Сложная проблема раскрывается не только через путь главного героя от его теории к преступлению, а затем от осознания совершённого к искупления на каторге. С этой проблемой также связаны его двойники и их теории, судьба семьи Мармеладовых.
- Жертвенность и сострадание. Образ Сони Мармеладовой тесно связан с христианскими мотивам жертвенности (едет за Раскольниковым на каторгу) и состраданием, готовностью помочь.
- Жестокость. Теория главного героя оправдывает жестокость «право имеющих» по отношению к «тварям дрожащим». И это лишь один из её уровней: жестокость обусловлена эпохой и социальным положением героев.
- Совесть и раскаяние. Родион Раскольников проходит долгий путь переосмысления совершенного преступления. Наличие совести, нравственного стержня отличает Соню Мармеладову.
- Искупление греха, очищение. Мотив очищения через страдание, каторгу звучит в финале произведения.
Идейное содержание
В образе главного героя романа писатель воплотил раскол личности, характерный для общества кризисной эпохи, наступившей после отмены крепостного права. Раскольников изображается с использованием как диалектики души, так и социальной диалектики — в контексте размышлений усилившегося спора западников и славянофилов. В тоже время в образе его друга Разумихина прослеживаются черты демократической молодёжи.
Идея романа состоит в том, что за преступлением последует наказание, а теория «сверхчеловека» противоречит нравственности и совести.
Художественное своеобразие
В романе важную роль играют символы:
- цвет (нагнетание жёлтого, акцент на болезненности);
- мифологические и религиозные образы (в первую очередь это крест);
- лестница (путь «вверх» и «вниз» не только в прямом, но и в переносном смысле, также для Раскольникова связана со страхом).
Сюжетообразующую и одновременно раскрывающую символику роль имеют вещие сны героев: Раскольникова — об убийстве лошади, об исключительных людях; три сна Свидригайлова готовят его к самоубийству.

Связи с другими произведениями
Литературными предшественниками Раскольникова литературоведы считают персонажей произведений А. С. Пушкина: хладнокровный и целеустремлённый Германн из «Пиковой дамы» и замкнутый, нелюдимый Сильвио из повести «Выстрел» также испытывают «душевные терзания». Литературоведы находят в романе Ф. М. Достоевского реминисценции к «Пиковой даме».
«Наполеоновское сознание», превознесение себя характерно и для героев произведений М. Ю. Лермонтова, начиная с Печорина и заканчивая Демоном из одноимённой поэмы.
Влияние творчества Н. В. Гоголя проявляется в создании героев-двойников (параллели с произведениями «Невский проспект», «Нос»).
Вклад в русскую литературу и актуальность в наши дни
Роман стал сенсацией не только в отечественной, но и мировой литературе, породив целую серию произведений-спутников, вдохновлённых образами Раскольникова, Сони Мармеладовой и других персонажей: так, в свет вышли «Ученик» Поля Бурже, «Книга Монеллы» Марселя Швоба, «Невинная жертва» Габриеле Д’Аннунцио, «Подземелья Ватикана» Андре Жида и ряд других произведений.
С идеями «Преступления и наказания» связан и философский роман «Процесс» Франца Кафки, в котором поднимается тема вины и закона.
«Преступление и наказание» переведено более чем на 170 языков, с 1909 произведение экранизировали более 25 раз, в том числе адаптируя сюжет под реалии разных стран и современности.
Список литературы:
- Бахтин М. М. Проблемы творчества поэтики Достоевского. — Киев: Next, 1994
- Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / Под редакцией Д. С. Лихачёва. — Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1979.
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского: главное о романе
Дата создания — 1865–1866 гг.
Первая публикация — журнал «Русский вестник», 1866 год.
Направление — реализм.
Род — эпос.
Жанр — роман.
Композиция — шесть частей (первая — преступления, остальные — наказание) и эпилог, не сводится к линейной.