b733e4

Анализ романа «Мертвые души» Н. В. Гоголя

Анализ романа «Мертвые души» Н. В. Гоголя
1.4K

«Мертвые души» — социальная сатира, роман (поэма) Н. В. Гоголя о похождениях чиновника Павла Ивановича Чичикова. В статье разберем сюжет, образы помещиков и других персонажей, обозначим темы и проблемы для аргументации в сочинениях, а также влияние произведения на русскую литературу.

История создания и контекст

Поэма «Мертвые души» была вдохновлена идеей, поданной А. С. Пушкиным, который в свою очередь услышал такой рассказ во время своей ссылки в Кишиневе. История была о том, что в Бендерах после присоединения к России никто не умирал, помимо военных, так как беглецы в Бессарабию принимали имена умерших.

Н. В. Гоголь начал работу над поэмой в октябре 1835 года и впервые упомянул о ней в письме к Пушкину. Работа продолжалась на протяжении нескольких лет, в том числе в Швейцарии, Париже и Италии.

Первый том поэмы был завершен к августу 1841 года. Однако цензура препятствовала публикации рукописи, и только в марте 1842 года благодаря цензору-литератору А. В. Никитенко книга была разрешена к изданию, впервые опубликована в мае. Название было изменено на «Похождения Чичикова, или Мертвые души», из текста убрана «Повесть о капитане Копейкине».

В планах Н. В. Гоголя был трехтомник, при этом второй том он начал писать примерно в 1840 году. Работая над второй книгой, писатель путешествовал по различным странам, включая Германию, Францию и Италию. Он собирался создать не просто литературное произведение, а что-то более грандиозное, что сделало задумку практически неосуществимой.

Существует несколько версий о судьбе второго тома «Мертвых душ»:

  • По литературной легенде, Гоголь осознанно сжег его ранним утром 12 февраля 1852, так как был недоволен текстом.

  • После всенощной Гоголь, находясь в упадке, ошибочно сжег рукопись вместо черновиков.

  • Писатель закончил второй том «Мертвых душ» к концу 1851 года, а в феврале 1852 года сжег все ненужные черновики перед своей смертью; рукопись попала к графу А. П. Толстому, в наши дни ее местоположение неизвестно.

Тем не менее в неполном виде сохранились черновики первых четырех глав второго тома. Они напечатаны в составе полного собрания сочинений в 1855 году.

Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ»
Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ», Илья Репин, 1909, общественное достояние

Персонажи

Новаторство Гоголя проявилось в изображении не существовавших ранее в русской литературе типов персонажей.

Чичиков Павел Иванович

Мелкий чиновник средних лет, коллежский советник в отставке. Чичиков стал один из самых интересных новых персонажей. Он далек от образа «лишнего человека», а, скорее, близок героям европейского плутовского романа. Это деловой и искусный аферист, представитель только зарождающегося нового класса, он может легко приспособиться к любым обстоятельствам. Н. В. Гоголь описывает его как человека, который «знал в самом деле великую тайну нравиться».

Чичиков
Чичиков, иллюстрация П. М. Боклевского, общественное достояние

Манилов

Помещик средних лет. Манилов по большей части молчалив, он склонен к мечтательности, сентиментальности и бездействию, его всегда что-то «манит»; в общении скромен и приятен, стремясь понравиться окружающим. В этих чертах Манилов является собирательным образом представителя помещичьего класса, и «маниловщина» стала синонимом безосновательной мечтательности, оторванности от реальности. Имя персонажа неизвестно, но звучат имена его сыновей — Фемистоклюс и Алкид, столь неуместно отсылающие к греческой культуре, что еще раз показывает несоответствие жизни Манилова его мечтам.

Манилов
Манилов, иллюстрация П. М. Боклевского, общественное достояние

Настасья Петровна Коробочка

Мелкая помещица, проживающая в небольшой деревушке, старая вдова. В первую очередь Коробочка в соответствии с ее фамилией является рачительной хозяйкой, а духовное развитие и прочие стороны жизни ее не интересуют. Настасью Петровну интересуют доход и выгода, у нее стабильное финансовое положение, но это не мешает ей прибедняться и жаловаться на жизнь. Услышав предложение Чичикова, она не удивилась, но побоялась продешевить, так как везде видит обман.

Коробочка
Коробочка, иллюстрация П. М. Боклевского, общественное достояние

Василий Федорович Ноздрев

Помещик, моложе большинства персонажей поэмы, ему около 35 лет, вдовец, азартный игрок. Он полон сил, румян и свеж. В отличие от Манилова, Ноздрев — деятельная натура, но он не умеет направлять свою энергию во благо и прожигает жизнь за играми и удовольствиями, любит вкусно поесть и выпить. Ноздрев не интересуется воспитанием своих детей, судьбой поместья и крестьян. В ответ на предложение Чичикова предлагает сыграть на «мертвые души», это приводит к драке, затем бегству Чичикова.

Ноздрев
Ноздрев, иллюстрация А. Агина, общественное достояние

Михаил Семенович Собакевич

Зажиточный помещик, отличающийся силой, крепким телосложением, здоровьем. Сходство с животным подчеркивается в имени и фамилии: Михаил Собакевич — неуклюжий, прямолинейный, в нем есть что-то угрожающее, он ценит безопасность и практичность. Он не упускает выгоду и торгуется с Чичиковым, назначив высокую цену за души.

Собакевич
Собакевич, иллюстрация А. Агина, общественное достояние

Плюшкин

Старый помещик 60 лет. Плюшкин худой и скупой, доводит свои вещи и себя до износа, не обращает внимания на нужды своих крестьян. Чрезмерная экономия, болезненное накопительство Плюшкина делают его «прорехой на человечестве». Ради наживы Плюшкин с радостью соглашается на сделку с Чичиковым. Фамилия героя стала нарицательной в случаях нездоровой склонности к накопительству.

Плюшкин
Плюшкин, иллюстрация А. Агина, общественное достояние

Капитан Копейкин

Смелый, доблестный солдат, участник сражений Отечественной войны, ставший инвалидом. Это персонаж вставного эпизода, не связанного с основной сюжетной линией романа. «Повесть о капитане Копейкине» — это история о бездушности бюрократического аппарата. Не получив помощи от государства, бывший солдат становится атаманом разбойничьей шайки.

Капитан Копейкин
Капитан Копейкин, иллюстрация П. М. Боклевского, общественное достояние

В поэме важное место занимает образ русского народа, которого автор описывает как способного приспособиться к любым условиям, и примеры тому — слуги Чичикова, а также эпизодические персонажи из народа. Гоголь использует иронию и сарказм при характеристике героев, чтобы выразить свое отношение к их жизни и поведению.

17.1K

«Мертвые души» — краткое содержаниеЧитать →

Получи больше пользы от Skysmart:

Литературный анализ

«Мертвые души» — многогранная классика, ироничная, эпическая и лирическая одновременно.

Жанр

Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, так как хотел подчеркнуть, что его произведение отличается от повести или романа. В своих заметках к неосуществленному проекту «Учебной книги словесности для русского юношества» писатель называет эпопею «величайшим, полнейшим, огромнейшим и многостороннейшим из всех созданий», способным охватить целую историческую эпоху или жизнь нации, как, например, «Илиада» или «Одиссея» Гомера. В то же время роман как жанр эпоса сосредотачивается на интриге и события вокруг судьбы главного героя, а для Гоголя важно было охватить масштаб, близкий к эпопее, показать всё общество.

Особенность «Мертвых душ» как поэмы и одновременно отличие произведения от классического романа — наличие подробных лирических отступлений, ради которых писатель даже «бросает» Чичикова в пути, но затем возвращается к нему. Отступления Гоголя также напоминают о влиянии на его произведения эпоса Гомера и его развернутых сравнений и параллелей.

Наконец, жанровое определение «Мертвых душ», данное Н. В. Гоголем, является подтвержденной отсылкой к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Предполагалось, что трехчастная структура «Божественной комедии» будет продолжена в «Мертвых душах», но была завершена только первая часть — символический «Ад».

Тема и проблемы

Главная тема произведения — пороки и нравы русского общества, раскрывающиеся в обыденной жизни, а не каких-либо злодейских поступках.

Текст произведения может быть использован для аргументации при написании сочинения по следующим проблемам:

  • Нравственная деградация человека;

  • Разрушающее влияние денег на нравственность людей;

  • Цель и средства ее достижения;

  • Историческое развитие России;

  • Социальное неравенство;

  • Честь и совесть.

Конфликт

Основной конфликт первой части связан с ключевым социальным противостоянием, существовавшим в русском обществе первой половины XIX века: между господствующими слоями, их лишь мнимой содержательностью и фактической ничтожностью, и низшими — духовными силами народа, «душами», находящимися в подчинении.

Так как поэма не завершена, нет полного развития и разрешения положенного в ее основу конфликта.

Особенности композиции

Композиция «Мертвых душ» кольцевая: в начале произведения Чичиков въезжает в город NN, завязывает знакомства и скупает не попавшие в перепись души, бывает на балу и после него уезжает из города. Таким образом, круг замыкается.

Филолог М. М. Бахтин отмечает хронотопы дороги и встречи как важные элементы композиции. Дорога служит способом организации пространства и движения сюжета, она связывает три смысловые части-пласта поэмы: помещиков, город и жизнеописание главного героя. Она символизирует переход от ушедшей Руси к будущей свободной России. Хронотоп дороги в композиции несет в себе сакральный смысл жизненного и исторического пути.

В связи с этим образы помещиков возникают в тексте не в случайном порядке, а в определенной последовательности: сначала читатель видит тех, кто надеется на «воскрешение» из «мертвых душ», затем тех, кто обладает низшими человеческими пороками.

Художественные средства

Первый художественный прием заложен уже в название поэмы: «Мертвые души» — это классический оксюморон, «сопоставление несопоставимого», так как душа присуща живому. Писатель играет со смыслами названия: речь идет не только о предмете сделки Чичикова — лишь формально живых «душах», то есть крестьянах, но и вопросах нравственности — насколько мертвы внутри представленные типажи помещиков и чиновников.

В описании персонажей, наделенных говорящими фамилиями, Н. В. Гоголь использует эпитеты для изображения их особенностей или сиюминутных эмоций и сочетает это с другими тропами: «цвет лица он имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке» (эпитет и сравнение в описании Собакевича), «на деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч» (эпитет и метафора в описании Плюшкина, когда он вспоминает о приятеле детства). Комплекс средств выразительности можно найти в лирических отступлениях, описании города и обстановки, повествовании о дороге.

Кроме того, Н. В. Гоголь активно использует просторечия и диалектизмы, что является важным элементом его художественного стиля. Он чувствует народный характер, проявляющийся в языке.

Титульный лист первого издания «Мертвых душ»
Титульный лист первого издания «Мертвых душ», 1842 г.

Вклад в русскую литературу и актуальность в наши дни, связи с другими произведениями

«Мертвые души» — классика русской литературы первой половины XIX века, оказавшая влияние на развитие реализма, а также социальной сатиры, ставшая эталоном для нескольких поколений писателей. Новаторство Гоголя в плане выбора и совершенствования жанра отмечал М. Е. Салтыков-Щедрин: «Могу сослаться на величайшего из русских художников, Гоголя, который давно провидел, что роману предстоит выйти из рамок семейственности». К тому же Михаил Евграфович также вслед за Н. В. Гоголем развивал жанры реалистический сатиры.

Актуальность «Мертвых душ» в наши дни объясняется вечными темами, такими как безнравственность, жажда власти и наживы, коррупция.

Хотя «Мертвые души» не являются пьесой, произведение не раз становилось основой театральных постановок, в ряде версий были использованы в том числе фрагменты так и не завершенного второго тома.

В стороне не остался и кинематограф. Поэму неоднократно экранизировали, одним из самых подробных стал мини-сериал 2005 года под названием «Дело о „Мертвых душах“». Однако сериал не полностью следует тексту, вбирает сюжеты других произведений Гоголя.

Список литературы:

  • Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб. : Азбука, 2000.

  • Манн Ю. В. В поисках живой души: «Мертвые души». Писатель — критик — читатель. — М.: Книга, 1984.

«Мертвые души» Н. В. Гоголя: главное о романе

Дата создания — 1835 г.

Первая публикация — 1842 год, отдельная книга под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя».

Направление — реализм.

Род — эпос.

Жанр — роман, автором определен как поэма.

Композиция — кольцевая.

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость