Сюжет «Мастера и Маргариты»
Михаил Булгаков начинает повествование с типичного для своего времени сюжета, напоминающего фельетон, — о том, как устоявшийся советский быт нарушается появлением чужака: в Москву конца 1920-х годов приезжает загадочный иностранец Воланд в окружении эксцентричной свиты и вскоре вовлекает в череду невероятных событий москвичей, оказавшихся на его пути. Истинная цель Воланда — найти Мастера, автора романа о евангельской истории, и его возлюбленную. Постепенно в роман вплетается та самая рассказанная Мастером история последних дней Иисуса, в повествовании становится больше трагического, личного, на первый план выходит история о силе творчества, природе любви, противостоянии тьмы и света.

«Мастер и Маргарита» — краткое содержание
История создания и контекст
Точно неизвестно, когда М. А. Булгаков начал работу над романом. По одним данным, первые черновики относятся к 1928 году, по другим — в 1929-м. Первый вариант включал 160 страниц и не содержал историю Мастера и Маргариты, но действие в нём также начиналось на Патриарших прудах. Среди возможных названий были «Копыто инженера», «Гастроль Воланда», «Чёрный маг» и другие.
Весной 1930 года писатель сжёг этот вариант из-за запрета пьесы «Кабала святош». Через десять дней он написал письмо правительству, упомянув об уничтожении черновика романа. Этот автобиографический факт вошёл и в историю Мастера, который также сжигал свою рукопись.
В 1932 году Булгаков вернулся к замыслу, но вторая версия была более традиционной, будущее произведение всё ещё оставалось романом о дьяволе: Воланд выступал как искуситель.
Основная работа над финальной версией началась в 1934 году. В романе появились трагические герои: Маргарита и Поэт (в дальнейшем — Фауст, окончательно — Мастер). Окончательное название «Мастер и Маргарита» закрепилось в 1937 году. Помощь в перепечатке черновиков оказывала сестра жены Булгакова — Ольга Бокшанская.
Зимой 1940 года писатель тяжело заболел, но продолжал работать над романом. Он уже не вставал с постели, но диктовал и редактировал текст. Последняя правка была внесена 13 февраля, когда он работал над главой о Маргарите.

Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Герои
Система персонажей романа «Мастер и Маргарита» включает мистических, библейских и повседневных, современных автору героев. Они принадлежат разным эпохам и социальным слоям, но их судьбы переплетаются в удивительном мире, созданном Булгаковым.
Мастер
Талантливый писатель, который работает над своим произведением в подвале одного из московских домов. Мастер одинок, он не может найти понимания среди современников, его рукопись отвергают редакторы. Герой переживает глубокий внутренний конфликт, связанный с творчеством и поиском истины. В финале обретает покой.
Маргарита
Возлюбленная Мастера, которая поддерживает его в трудные времена. Это красивая и сильная женщина, готовая на всё ради любимого. Она отказывается от благополучной жизни, чтобы быть рядом с Мастером, и становится ведьмой, чтобы помочь ему. Маргарита — символ любви и верности, она готова на всё, чтобы спасти Мастера и его произведение.
Воланд
В романе Булгакова повелитель сил тьмы отличается от христианского образа дьявола: он не только искушает героев и вносит некоторых хаос, но и проявляет милосердие. По мнению С. Д. Довлатова, «олицетворяет не зло, но справедливость».
Свита Воланда
Азазелло — грубый и жестокий демон, хладнокровный убийца, в романе он участвует в московских событиях, связанных с рядом персонажей-представителей эпохи, а также выполняет роль посыльного, передаёт Маргарите преображающий её крем.
Кот Бегемот — шутник и балагур, который развлекает окружающих своими выходками. Он обладает сверхъестественными способностями, но в то же время любит шалости и розыгрыши. Кот Бегемот — один из самых ярких персонажей романа, который создаёт атмосферу карнавала и также помогает передать иронию, сатиру.
Фагот (Коровьев) — манипулятор и провокатор, выполняет сложные поручения, при этом справедливо наказывает людей.
Иешуа Га-Ноцри
Персонаж «романа в романе» — переосмысленной Мастером библейской истории — Иешуа изображается бродячим философом, который проповедует добро и любовь, является символом света и истины, который помогает Понтию Пилату и Мастеру (а до них и другим персонажам) найти свой путь и обрести покой.
Понтий Пилат
Прокуратор Иудеи, вошедший в историю как «палач» Иисуса Христа, предстаёт в романе олицетворением человеческих слабостей, постоянно испытывающим физическую боль, а затем и угрызения совести.

Помимо этих ярких героев, в романе «Мастер и Маргарита» собран калейдоскоп образов москвичей — представителей искусства и советской бюрократии: в их числе Берлиоз, председатель МАССОЛИТа, погибший под трамваем, потому что «Аннушка разлила масло»; Иван Бездомный, поэт, который переживает духовное перерождение; Лиходеев — порочный директор варьете, пьяница; критик Латунский, написавший отрицательный отзыв на роман Мастера; барон Майгель — шпион, ставший жертвой на балу; и другие.
Литературный анализ
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — это многоплановый роман, который затрагивает вечные темы и проблемы, а также отличается сложной композицией и богатым использованием художественных средств.
Тематика
Роман посвящён нескольким вечным темам, переплетающимся в двух историях.
Любовь
История Мастера и Маргариты показывает, что настоящая любовь может стать источником вдохновения и творчества, а также помочь человеку преодолеть трудности и сохранить веру в свои идеалы.
Творчество
Булгаков утверждает идею о том, что творчество должно быть свободным от внешних ограничений и давления. Только в таких условиях оно может достичь истинного выражения таланта и глубины смысла. При этом художник несёт ответственность за свои произведения перед обществом и перед самим собой. Он должен быть готов к тому, что его творчество может быть не принято или даже отвергнуто.
Пороки общества
Роман является и сатирой на советское общество. Писатель высмеивает бюрократию, ханжество, лицемерие и другие пороки, которые, по его мнению, препятствуют развитию общества и человека. Мистические элементы романа, такие как появление Воланда и его свиты, а также чудеса, происходящие в Москве, служат для усиления сатирического эффекта и создания контраста между реальностью и фантазией.
Добро и зло
Воланд и его свита представляют собой воплощение зла, которое испытывает людей на прочность и выявляет их истинные лица. Однако в романе также присутствуют образы добра, такие как Иешуа Га-Ноцри и Мастер, которые помогают людям сохранить веру в лучшее.
Покой
Одна из самых сложных тем в романе связана с образом Мастера, который «не заслужил света… заслужил покой». Его душу тяготила несправедливость, также он жаждал признания, это привело его к отчаянию и депрессии. И покой стал долгожданным для измученной души.
Совесть
Тема совести раскрывается в обеих параллельных историях романа: с ней связаны нерешительность и страх пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата перед казнью Иешуа и терзания после казни (этот же пример — тема трусости), а также с образом Мастера, который написал роман по велению сердца, но не смог бороться за него до конца.
Прощение
Прощение как в христианском, так и общечеловеческом значении затрагивает нескольких персонажей и сюжетных линий романа. В разное время заслужили прощение сборщик податей Левий Матвей, задушившая ребёнка Фрида, прокуратор Понтий Пилат и, наконец, Мастер и Маргарита.
Идейное содержание
Идея романа заключается в том, что истинные человеческие ценности, такие как любовь, свобода, творчество и добро, способны противостоять злу и несправедливости.
Особенности композиции
«Мастер и Маргарита» — это роман, в котором переплетаются две сюжетные линии: действие происходит в современной автору Москве конца 1920-х — начала 1930-х годов и библейском Ершалаиме. Они связаны между собой не только через произведение Мастера об истории Иешуа, но и общими темами. Истории развиваются параллельно, повествование о событиях в Москве прерывается рассказом о трагедии в Ершалаиме.
Композиция «роман в романе» позволяет Булгакову рассмотреть различные вечные темы и проблемы с разных сторон. Современная линия отражает жизнь советского общества, а библейская — вечные вопросы о добре и зле, истине и лжи, свободе и несвободе. Через образы Мастера и Маргариты, Воланда и его свиты автор показывает, как разные люди реагируют на испытания и трудности, как они выбирают свой путь и взаимодействуют с окружающим миром.
Художественные средства
Роман «Мастер и Маргарита», несмотря на всю трагичность истории главных героев, можно охарактеризовать и как сатиру, критикующую советское общество и его недостатки.
Использование символов важно для раскрытия образов персонажей, исторического и культурного контекста. Например, образ Маргариты символизирует любовь и верность, а образ Воланда — зло и искушение.
В композиции важна антитеза добра и зла (света и тьмы), реальности и фантазии, покоя и борьбы.
Многоплановость — ещё одна особенность романа. Созданные Булгаковым образы могут иметь разные значения и интерпретации. Например, образ Мастера может быть понят как образ художника, страдающего от непонимания и гонений, или как образ человека, который потерял веру в себя и свои идеалы.
Связи с другими произведениями
Роман М. А. Булгакова умышленно пересекается с сюжетами и образами классической литературы — от немецкого романтизма до философско-религиозного религиозного реализма Ф. М. Достоевского.
Так, булгаковский Воланд во многом вдохновлён образом Мефистофеля из трагедии «Фауст» И.-В. Гёте. Наиболее яркая отсылка — повторение образа чёрного пуделя: в него перевоплощался Мефистофель, а Воланд неизменно перемещался с тростью, набалдашник которой выполнен в виде головы чёрного пуделя. К немецкой классике восходит и образ детоубийцы Фриды — повторяет историю Гретхен.
Ершалаимская линия повествования развивает размышления о конфликте человека и власти, звучавшие в притче «Великий инквизитор» романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. Переклички с классиком можно найти и в эпизодах, связанных с Москвой. Более того, прямого упоминание Достоевского даже звучит из уст свиты Воланда в процессе спора с гражданкой при входе в ресторан «Грибоедов» (и вновь неслучайное упоминание ещё одного писателя), в финале которого Бегемот восклицает: «Протестую!.. Достоевский бессмертен!»
В романе можно найти отсылки к произведениям Данте, Шекспира, Гоголя, Салтыкова-Щедрина и других писателей.

Вклад в культуру и актуальность в наши дни
Роман не раз интерпретировался на театральной сцене и в кино. Первыми, за несколько лет до театральной версии, были экранизировали ершалаимские главы «Мастера и Маргариты» («Пилат и другие», ФРГ, 1972 год), с тех вышло несколько крупных экранизаций, включая фильм 2024 года.
Дебютный спектакль по главному роману М. А. Булгакова был представлен публике в «Театре на Таганке» в 1977 году, но до его премьеры потребовалось почти 9 лет на согласование с цензурой.
Произведение М. А. Булгакова оказало влияние на развитие жанра фантастики и философского романа, развитие постмодернизма в русской литературе XX–XXI века, в частности на творчество В. Пелевина и В. Орлова.
Список литературы:
- Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова. — М.: Текст, 2004
- Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. — М.: Локид; Миф, 1997
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова: главное о романе
Дата создания — 1928–1940 гг.
Первая публикация — журнал «Москва», №11, 1966 год.
Литературное направление не выделяется ввиду самобытности романа, в ряде исследований — «магический реализм».
Род — эпос.
Жанр — роман.
Композиция — роман в романе.