Сюжет: о чём поэма
Двенадцать красногвардейцев ветреным зимним вечером, в метель и гололед, с винтовками патрулируют улицы Петрограда и в это время поют солдатские и революционные песни. Плакат «Вся власть Учредительному собранию!» висит между зданиями. Попутно изображаются представители «старого мира»: грустный поп, скользящая барыня в каракуле, «буржуй». При этих встречах революционный шаг сбивается, но не обрывается.
Несколько глав связаны не только образом Двенадцати, но и любовной драмой: один из красногвардейцев, Петруха, убивает девицу Катьку, изменяющую ему с Ванькой. Петруху мучает этот поступок, но он заглушает свои чувства, нарочито веселея и призывая товарищей к грабежам и погромам. Шествие Двенадцати продолжается, героям нового времени ничего не жаль, они ко всему готовы; за ними идёт пёс, а «впереди — Исус Христос».
Новое
Блок А. А. — Двенадцать
История создания и контекст
Поэма создана под влиянием двух революций 1917 года — Февральской и Октябрьской, а также эссе Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», в котором Христос изображён как революционер.
Находясь в послереволюционном Петрограде, поэт был не просто вдохновлён «музыкой революции». Это был настолько сильный, почти лихорадочный творческий подъем, что ему удалось написать поэму всего лишь за несколько дней и завершить её 29 января 1918 года.
После двух революций в обществе одновременно ощущались и духовный подъëм, и усталость от фронтовых дней. В январе 1918 года продолжались расправы и разбой на улицах, начинался период разрухи, а ещё была тревога перед наступавшими на Петроград немецкими войсками: военное положение было введено через год с небольшим — в мае 1919. И всё это — в условиях пронизывающего зимнего холода.
Поэма «Двенадцать» была опубликована уже 3 марта. А. А. Блок стал сторонником советской власти и призывал литературное сообщество поддержать большевиков, слушать «музыку революции». Многие его знакомые и друзья отвернулись от него, не разделяя его энтузиазма к революции, так как для них революция стала трагедией и гибелью прежнего мира.
Некоторые сторонники большевистской власти также были настороженными по отношению к поэме. Их смущал неопределённый финал и изображение красноармейцев как разбойников, было мнение, что «Двенадцать» — откровенная пародия.
В конце жизни А. А. Блок разочаровался в революции, большевиках и в 1921 году в предсмертном бреду требовал от жены дать обещание уничтожить все экземпляры поэмы.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Литературный анализ
А. А. Блок изобразил масштаб социального противостояния, используя одновременно драматические и контрастные образы. Символика сочетается с натуралистичностью и жестокостью сцен, которые показаны штрихами, как на полотнах импрессионистов.
В произведении много призывов, диалогов, отдельных реплик. Звучит какофония голосов, и всё это складывается в образ движущейся, не останавливающейся силы.
Финал поэмы имеет условный характер, смешивая в себе образы двенадцати апостолов, буржуя и голодного пса, и завершающий образ Христа. Здесь мало конкретных имён, все персонажи говорят общими словами и задают риторические вопросы.
Особенности формы
С первой главы поэмы отчетливо звучат разговорные интонации, схожие с голосом балаганного зазывалы. На это работают не только лексика и риторические фигуры, но и форма — раешный стих — народный стих со свободным расположением слогов, как правило, со смежной рифмовкой, однако в поэме рифмовка намеренно меняется, используются разные её варианты.
Средства выразительности
Неоднократно динамика в стихотворении также выражается разговорным способом — без глагола, а с помощью эллипсиса («А вон и долгополый — сторонкой — за сугроб»).
В разных частях поэмы можно заметить обилие междометий, звукоподражательных слов (ах, ох, ай-ай, эх ты; бац, тра-та-та). Это ещё одна примета разговорности, привносящая эмоциональность и особую, порой резкую мелодичность.
Песенность, схожесть с народным жанром создаётся и комплексом повторов: от классических лексических в описании обстановки (повторяются слова «ветер», «огни», «ой, вьюга́, ой, вьюга́») до анафор («Загубил я, бестолковый, Загубил я сгоряча»), эпанафор (сочетание эпифоры и анафоры, пример — «У тебя на шее, Катя… У тебя под грудью, Катя»), синтаксического параллелизма («Вот так Ванька — он плечист! Вот так Ванька — он речист!») и в числом виде частушачьего повтора как основы стихосложения:
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить —
В красной гвардии служить —
Буйну голову сложить!
В стихотворении активно используются сравнения — так появляется дополнительная образность персонажей («Стоит буржуй, как пёс голодный, Стоит безмолвный, как вопрос»).
Литературными, художественными в поэме остаются метафоры, которые в сочетании с плотной концентрацией других средств выразительности и местами высокой книжной лексикой напоминают читателю, что перед ним не народное произведение, а авторское, сочетающее разные жанры и приемы («снег воронкой завился», «пылит пурга», «в очи бьется красный флаг»).
Эпитеты в поэме — яркие штрихи, добавляющие революционные краски в суровый пейзаж посреди метели («с кровавым флагом», «в огневых её очах», «из-за родинки пунцовой», «чёрная злоба»).
Символика и образ революции в поэме «Двенадцать»
Символы в поэме Блока играют ключевую роль. Чёрный цвет отражает жесткость замыслов людей, готовых на любые поступки из-за своей ненависти. Белый снег символизирует новую жизнь и очищение. Ветер и вьюга представляют собой неуправляемую силу, стихию, способную сносить всё на своём пути; исторические события, перемены происходят с применением силы. «Мировой пожар» символизирует вселенскую революцию.
Центральный символ поэмы вынесен в название, это число 12. За ним скрывается пограничность, переход от старого к новому, подобно тому, как через 12 месяцев начинается новый год. Для А. А. Блока это число стало символом конца старого мира.
Ещё одна важная сторона значения символа связана с религией. Двенадцать апостолов (красногвардейцев) предстают как идеологи новой веры и революции. И в то же время двенадцать — количество разбойников в народном эпосе, которым также вдохновлялся поэт.
Интересно, в что в облике Двенадцати нет конкретных лиц, даже Петруха, ненадолго выделяющийся из толпы личной драмой, не имеет конкретных черт, ни одной приметы внешности. Такое обезличивание красноармейцев показывает их общность, единство. Они движутся вперед «без креста», то есть отрицая основные ценности прошлой эпохи.
В завершающих строках поэмы появляется образ Христа, который является гармоничным завершением всего произведения. А. А. Блок воплощает в этом образе идеал всего сущего, неуничтожимость. Христос идёт впереди новых «двенадцати апостолов», отказавшихся от веры. В литературоведении остается противоречивым образ Христа в том виде, в каком он воплощён в поэме «Двенадцать».
Образ «голодного пса» — это символ уходящего мира. В поэме он является спутником «буржуя», прибивается к Двенадцати в конце поэмы. Именно пёс (не собака) — классический «бесовской» образ в фольклоре и литературе, также он был маскировкой Мефистофеля в «Фаусте».
Таким образом, символы составляют основу художественного содержания произведения.
Связь с другими произведениями
В обращении к «низкому» жанру, лубку и примитиву, «Двенадцать» продолжает эксперимент Блока со стихосложением, начатый «Балаганчиком» в 1906 году. «Балаганчик», согласно критику Б. М. Гаспарову, «представляет собой острейшую пародию на символистскую лирику, и в частности (и прежде всего) на лирику самого Блока». Параллели в произведениях прослеживаются и на уровне сюжета, кульминации: в «Балаганчике» это смерть невесты Пьеро, а в «Двенадцати» — гибель Катьки. Оба события происходят на фоне вьюги, метели.
Образ революции поэме «Двенадцать» перекликается с изображением народного бунта в «Капитанской дочке», события которой относятся к Пугачевскому восстанию. Подобно Пушкину, Блок изображает народную силу в сопоставлении со стихией: в каждом из этих произведений проводятся параллели с реальной метелью, бураном, а также описывается беспощадность этой силы, движущей людьми.
В пометках к черновику поэмы упоминается и атаман Кудеяр — персонаж русского фольклора, атаман двенадцати разбойников. При этом Блок опирался на поэтический образ Кудеяра в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр — атаман;
Много разбойники пролили
Крови честных христиан…
Вдохновленная революцией поэма «Двенадцать» в свою очередь разошлась на цитаты для агитационных плакатов: были использованы фразы «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем» и «Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»
В наши дни произведение А. А. Блока интересно в срезе влияния масштабных исторических событий на литературу, мировоззрение поэтов. Поэма «Двенадцать» стала классикой, это один из самых сложных и поучительных образцов русской литературы начала XX века.
Предлагаем послушать театральное чтение С. Ю. Юрским поэмы «Двенадцать»:
Список литературы:
-
Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. Издательство: М.: Наука. Восточная литература. 1994.
-
Мочалова А.С., Торопова А.И., Шамина Е.М., Домнина А.И. Образы-символы в поэме А. Блока «Двенадцать» // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11
«Двенадцать» А. А. Блока: кратко о поэме
Дата создания — январь 1918.
Первая публикация — 3 марта 1918 года, газета «Знамя труда».
Литературное направление — символизм.
Род — лироэпос.
Жанр — поэма.
Композиция — кольцевая, 12 глав.
Стихотворный размер — четырехстопный ямб (в основном).
Особенность — преднамеренный сбой ритма и смешение жанровых традиций.