Практикуйся по этой теме! Пройди задание №22 ЕГЭ по русскому языку |
Средства выразительности в литературе - это языковые приёмы, используемые для усиления эмоционального и эстетического воздействия. К ним относятся:
- тропы (эпитет, метафора, олицетворение),
- фигуры речи (инверсия, риторический вопрос),
- звукопись (аллитерация, ассонанс).
Например, метафора "золотые руки" или аллитерация "шорох шелковых штор".
Средства художественной выразительности — это литературные и языковые приёмы, которые автор использует для придания особой выразительности своему произведению. Они включают в себя обширный набор техник, таких как образы, сравнения, метафоры, символы, аллегории, иронию, гиперболу и другие фигуры речи, а также особенности композиции, ритма и звукописи.
Эти приёмы могут применяться как в поэзии, так и в прозе, позволяя автору более точно и ярко передать свои мысли и чувства, создать уникальный стиль текста, воздействовать на эмоциональное и интеллектуальное восприятие читателя.
Типы средств художественной выразительности
Средства художественной выразительности в литературе могут быть разнообразными и служат для создания ярких образов, выражения эмоций и идей. Они подразделяются на несколько основных типов:
- Тропы — фигуры речи, которые придают тексту особую выразительность за счёт необычного использования слов. К ним относятся метафора, метонимия, синекдоха, ирония, аллегория и др.
- Стилистические фигуры или приёмы — это обороты речи, которые помогают усилить выразительность высказывания. Примеры: аллитерация, ассонанс, антитеза, параллелизм, градация и др.
- Лексические средства — это использование разных пластов лексики (диалектизмы, профессионализмы) или лексических значений.
- Синтаксические средства — особенности построения текста, особый порядок слов в предложении, определённые конструкции и т. п., которые влияют на его ритм, звучание, композицию.
Каждое из этих средств автор может использовать самостоятельно или в сочетании с другими для достижения максимальной выразительности текста.
Тропы
Тропы — это фигуры речи, которые основаны на переносе значения слова. Они являются одним из ключевых средств художественной выразительности в литературе. Вот некоторые из наиболее часто используемых тропов с примерами из классической русской литературы:
Троп | Описание | Примеры |
---|---|---|
Эпитет | Художественное определение, придающее предмету особые свойства. | «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя...» — А.С. Пушкин |
Метафора | Перенос значения слова на основе сходства. | «Море времени» — А.С. Пушкин |
Метонимия | Замена одного слова другим на основе внутренней связи. | «Прочитал всех Пушкиных» вместо «прочитал все произведения Пушкина». |
Синекдоха | Замена части на целое или целого на часть. | «На брегу погибшего корабля» вместо «на брегу, куда выбросило обломки погибшего корабля». |
Гипербола | Преувеличение для усиления эффекта. | «Я тысячу раз сказал...» — Н.В. Гоголь |
Литота | Умышленное преуменьшение, чтобы подчеркнуть обратное. | «Недурно пишет» в значении «пишет очень хорошо». |
Ирония | Высказывание, в котором реальное значение противоположно буквальному. | «Какой прекрасный день!» — сказано о дождливом и холодном дне. |
Аллегория | Продолженная метафора, образ, имеющий скрытый смысл. | «Лебедь, рак и щука» — И.А. Крылов |
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Стилистические фигуры
Стилистические фигуры — это особенности построения текста, которые влияют на его эмоциональное восприятие и понимание. Вот некоторые из наиболее часто используемых фигур с примерами из классической русской литературы:
Фигура | Описание | Примеры |
---|---|---|
Аллитерация | Повторение одинаковых согласных звуков в начале слов. | «По подушкам пух пёрышкам» — А.С. Пушкин |
Ассонанс | Повторение одинаковых гласных звуков. | «Волны, в лазури взлетая, начинают лазурный разговор.» — А.С. Пушкин |
Анафора | Повторение одного и того же слова или фразы в начале нескольких предложений или стихов. | «Мы вырастем, граждане, Мы вырастем, граждане, Мы вырастем, граждане» — В. Маяковский |
Эпифора | Повторение слов в конце нескольких последовательных предложений. | «...и не забудь, ...и не забудь, ...и не забудь.» — М.Ю. Лермонтов |
Антитеза | Резкое противопоставление понятий, образов или мыслей. | «Живу я здесь, но там хочу жить.» — А.С. Пушкин |
Лексические средства выразительности
Лексические средства выразительности — это выбор и использование слов с целью усиления эмоциональной, экспрессивной или стилистической окраски текста. Они могут включать употребление специфических слов и выражений, например, архаизмов, неологизмов, профессионализмов и т.д. Ниже — примеры из классической русской литературы.
Средство | Описание | Примеры |
---|---|---|
Антонимы | Слова с противоположными значениями, используемые для создания контраста или подчеркивания различий. | «Жизнь и смерть стоят рядом, как две неразлучные подруги.» — символическое использование для подчеркивания цикличности бытия. |
Синонимы | Слова с близкими или идентичными значениями, используемые для обогащения текста, избегания повторений и точного выражения мысли. | «Скорбь, печаль, грусть окутали его душу после потери друга.» — использование синонимов для усиления эмоциональной насыщенности высказывания. |
Архаизмы | Устаревшие слова, которые используются для придания тексту особой стилистической окраски или для создания исторической атмосферы. | «Великий князь стоит в смиренной позе...» — А.С. Пушкин |
Неологизмы | Новые слова или выражения, созданные автором или вошедшие в язык в недавнее время. | «Обломовщина» — И.А. Гончаров |
Профессионализмы | Слова и выражения, характерные для определенной профессиональной сферы. | «Он был настоящий мореход...» — Н.В. Гоголь |
Жаргонизмы | Слова, употребляемые в определенной социальной группе и не всегда понятные вне ее контекста. | «Все шарят, что он был первый рубака в районе.» — пример использования жаргона в современной интерпретации |
Эвфемизмы | Слова или выражения, используемые для замены тех, что могут показаться грубыми, обидными или неприемлемыми. | «Он ушел из жизни...» вместо «он умер.» |
Поэтические слова | Слова, чаще всего используемые в поэзии для создания определенного настроения или картины. | «На небе звёзды, как золотые огни...» — А.С. Пушкин |
Синтаксические средства выразительности
Синтаксические средства выразительности включают особенности построения предложений и текста в целом, которые способствуют усилению его эмоциональной, образной и ритмической выразительности. Вот некоторые из них с примерами из классической русской литературы:
Средство | Описание | Примеры |
---|---|---|
Инверсия | Изменение привычного порядка слов в предложении для достижения эмоционального или ритмического эффекта. | «В небе тихо плыли облака.» — Н.В. Гоголь |
Эллипсис | Умышленное опущение одного или нескольких слов в предложении, которые легко восстанавливаются из контекста. | «И ночь, и море, и молчанье, и луна...» — А.С. Пушкин |
Риторический вопрос | Вопрос, не требующий ответа, используемый для усиления выразительности или для подчеркивания очевидности сказанного. | «Куда прёшь ты? Стой! Ответ дай!» — М.Ю. Лермонтов |
Риторический повтор | Повторение слов или фраз для усиления эмоционального заряда текста. | «Всё спит, и ветер спит, и дома спят...» — Ф.И. Тютчев |
Асиндетон | Отсутствие союзов между словами, фразами или предложениями, что придает тексту динамичность и напряженность. | «Я пришел, увидел, победил.» — использование асиндетона для создания эффекта непрерывного действия. |
Ряды однородных членов предложения | Последовательность схожих по роли в предложении элементов, усиливающая динамику и выразительность изложения. | «Он приехал, увидел, и понял, и простил...» — Л.Н. Толстой |
Восклицательные предложения | Предложения, выражающие сильные чувства или эмоции. | «Как чудесен этот мир! Посмотрите!» — И.А. Бунин |
Вопросительные предложения | Предложения, выражающие вопрос и стимулирующие размышления. | «Кто виноват? И что делать?» — Н.Г. Чернышевский |
Вопросно-ответная форма изложения | Структура текста, строящаяся на чередовании вопросов и ответов, способствующая логическому и последовательному изложению материала. | «Что такое доброта? Доброта — это солнце...» — фрагмент эссе |
Вводные конструкции | Фразы или слова, вводимые в предложение для организации текста, выражения отношения автора к сказанному или указания на источник информации. | «По моему мнению, зима — самое волшебное время года.» — А.С. Пушкин |