Краткая информация о рассказе
Анна Федотовна, как и многие другие советские граждане, жила в коммунальной квартире, где все вместе делили как радости, так и трудности. Во время войны все мужчины ушли на фронт, оставив на плечи женщин тыловые тяжëлые будни.
Рассказ начинается со сборов Игоря на фронт и мужских советов его раненого соседа — Володи. Мать Анна Федотовна и еë соседи по общежитию провожают Игоря. Он, как и все, обещает вернуться, но успевает написать матери только одно письмо. О гибели Игоря в 1941 году сообщает его сослуживец, некоторое время спустя приходит похоронка.
Анна Федотовна до конца жизни не смогла пережить эту горечь утраты сына. Еë ритуалом стало ежевечернее чтение этих писем.
В то же время изображается повседневная жизнь: выживание матерей и детей в коммунальной квартире и совместная помощь — включая вклад Анны Федотовны; вторая служба, возвращение с фронта и женитьба Володьки на Римме, появление их первенца Андрея, а затем и дочки Вали. И хотя в этой семье друзей-соседей, вопреки обещаниям, так и назвали мальчика Игорем, Анна Федотовна становится для ребят любящей бабушкой. Спустя годы жители коммуналки разъезжаются, но семья Володи вплоть до уже его внучки остаëтся жить с Анной Федотовной, бережно относится к ней, как к родной, а на 80-летие даже собирает на празднование бывших жильцов.
От чтения писем, а затем и просмотра телевизора в поисках кадров с Игорем бабушка Анна слепнет. И развязкой становится визит пионеров, которые сперва просят еë показать письма Игоря, а затем воруют их для школьного музея. Итог — женщине становится плохо и она умирает, а письма так и не попадают на выставку, а хранятся в столе как запасной экспонат.
История создания и контекст
Борис Львович Васильев описывает в этом рассказе тяжëлый период истории — Великую Отечественную войну и последующие десятилетия. Трагедия военных лет затронула практически каждую советскую семью, отняв кого-то из близких: родственников, друзей, знакомых. Военные потери составили более 11 миллионов человек, и семьи всегда с замиранием сердца получали очередные похоронки (извещения о смерти) с фронта.
При этом жизнь в тылу была также невыносимо трудной. Заводы работали круглосуточно, обеспечивая фронт необходимым, кормя и снабжая солдат лучшим оружием. Женщины брали на себя тяжелую работу, трудясь 12–14 часов в день в плохих условиях, и это также отражено в рассказе.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Литературный анализ
Медленное и плавное развитие сюжета позволяет читателю увидеть жизнь главной героини на протяжении половины столетия. Мимоходом автор обращается к различным событиям — свадьбам, рождению детей, праздникам, ежедневной суете. Однако основное внимание уделяется чувствам и воспоминаниям Анны Федотовны.
Жанр
В произведении «Экспонат №…» описывается жизнь героини и нескольких поколений еë ближайшего окружения через призму влияния на их судьбы Великой Отечественной войны. Именно поэтому по масштабу повествование сближается с жанром повести.
Тем не менее, жанр произведения определяется как рассказ, у него одна кульминация и развязка, касающаяся только Анны Федотовны; важен и объëм текста — около 30 страниц.
Образы персонажей
Анна Федотовна — главная героиня рассказа, повествование ведëтся от момента еë прощания с уходящим на фронт сыном до смерти в глубокой старости. Это добрая, любящая женщина, в одиночку воспитавшая сына, а в последующие годы ставшая заботливой бабушкой для детей соседей и сердцем большой семьи послевоенных сирот.
Игорь — единственный сын Анны Федотовны, рос без отца — тот уехал навсегда, когда мальчику было 3 года. Игорёк, как его называли мать и соседи, — заботливый, добрый юноша, у него были мечты и планы на жизнь после войны. Игорь погиб в 1941 году, в начале войны. Матери успело дойти только одно его письмо с фронта.
Володя, Владимир Иванович — сосед Игорька, всего на два года старше его, успел дважды побывать на фронте. Отважный, решительный, сочувствующий — стал частью семьи Анны Федотовны. Скончался от фронтовых ран в середине 1970-х.
Римма — в начале рассказа девушка из соседнего подъезда, с которой хотел переписывать с фронта Игорь. В дальнейшем — жена Володи, мать, а затем и бабушка. Не всегда чуткая, но добра по отношению к Анне Федотовне и благодарна ей. Римма заботится о названой бабушке в старости, собирает бывших жильцов коммунальной квартиры на 80-летие Анны Федотовны.
Андрей и Валя — дети Володи и Риммы, с младенчества были как внуки Анне Федотовне, она заботилась о них и помогала их воспитывать.
Танечка — дочь Вали, добрая девочка, как и мать, читала вслух Анне Федотовне письма.
Пионеры — трое детей, укравших у Анны Федотовны письма Игоря и его друга, сержанта Вадима Переплетчикова.
Конфликт
В основе конфликта — столкновение интересов поколений: пионеры, которые по возрасту могли бы быть правнуками героини, не понимают её боль и хотят лишь отличиться, принести новый экспонат для музея.
Другой конфликт, более глубинный, разворачивающийся с начала рассказа, связан с войной, противоестественностью и неприятием смерти молодых и сильных на войне. В этом рассказ отчасти сближается с позицией Л. Н. Толстого и конфликтом в его цикле «Севастопольские рассказы».
Художественные средства
Все второстепенные персонажи рассказа раскрываются через их отношение к Анне Федотовне. В произведении важно описание деталей внешности героев: как смотрели люди вслед уходящим на фронт, как описываются они в горе и радости.
Слëзы в рассказе становятся символом отчаяния, печали, невозможности преодолеть горе. Анна Федотовна плакала, когда её сын уходил на фронт и три дня после получения письма о его смерти, затем «перестала кричать и рыдать навсегда», и только спустя почти полвека слëзы вернулись после кражи писем.
Мотив тяжелой утраты и разрыва связи с сыном усиливается с помощью градации: «он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда». В финале рассказа пронзительно звучит метафора: «теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».
Нравственный смысл
Автор показывает, что равнодушие и холодность могут перейти в жестокость и иметь трагические последствия, поэтому так важно уметь сочувствовать окружающим и заботиться о чувствах близких. Так, Анна Федотовна была жива благодаря поддержке соседей, ставших для неё семьёй. Их чуткость выражена в деталях, которые становятся особенно важны в заключительной части рассказа.
Письма, которыми жила Анна Федотовна, остались в столе музея, в качестве экспонатов они оказались не так важны. Дети, безразличные к боли других и стремящиеся отличиться в поиске документов для музея, своим поступком лишили жизни старушки. И в этом сопоставлении видно, насколько разнятся цели (сохранить память о войне) и поступок (кража писем); ребята подходят к возложенной на них благородной задаче слишком формально.
Здесь же автором ставится проблема нравственного выбора: мальчик-пионер колебался, но старшая девочка обвинила его в трусости и заставила забрать письма, младшая девочка говорила старушке жестокие слова о смерти и наследии, не задумываясь о том, как это ранит чувства Анны Федотовны.
Таким образом, в рассказе есть примеры как заботы, сочувствия, так и жестокости, бездушия.