Краткое содержание
Сюжет «Капитанской дочки» линейный, повествование ведется от имени Петра Гринева, родившегося в небогатой дворянской семье. С его жизнью и наказом отца «Береги честь смолоду» связаны основные события «Капитанской дочки»:
-
В начале повествования Гринев отправляется на службу в Оренбургский округ в сопровождении старого преданного слуги Савельича.
-
В долгой дороге Петр Гринев проигрывает 100 рублей в бильярд ротмистру Зурину, из-за чего ссорится с Савельичем, а затем отдает заячий тулуп вожатому, который помогает им отыскать дорогу во время бурана — это человек не называется по имени, но в дальнейшем оказывается, что им был Емельян Пугачев.
-
В Оренбурге Гринева распределяют служить в Белогорскую крепость, там он знакомится с доброй семьей капитана и офицером Алексеем Швабриным.
-
Между Гриневым и Швабриным возникают разногласия из-за дочери коменданта Маши, происходит дуэль.
-
Восстание яицких казаков под предводительством Емельяна Пугачева начинается в октябре 1773 года.
-
Пугачев узнает Гринева и милует его, хотя Петр и не переходит на его сторону.
-
Швабрин принуждает Машу к замужеству, но Петру вновь помогает Пугачев и отпускает влюбленных.
-
Петр решает отвезти Машу к своим родителям, в это время Пугачев схвачен по дороге на Москву.
-
Гринева приговаривают к смертной казни, но Екатерина II заменяет наказание на вечную ссылку в Сибирь.
-
Маша отправляется в Петербург, чтобы подать прошение о помиловании своего возлюбленного, ей удается смягчить императрицу, которая благословляет влюбленных на брак.
История создания и контекст
А. С. Пушкин получил доступ к архивам, став новым историографом при императоре Николае I после смерти Н. М. Карамзина. Поэт изначально планировал написать историю Петра Великого, погрузившись в историческую науку, однако в процессе стал увлечен фигурой Емельяна Пугачева.
Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва
Помимо исследования архивных документов, поэт совершил поездку по Оренбургской губернии, где началось крестьянское восстание. Он даже смог побеседовать с некоторыми очевидцами. Результатом этого погружения в прошлое стали документальное произведение «История Пугачевского бунта» и художественный роман «Капитанская дочка».
Во время исторических изысканий Александра Сергеевича память о бунте яицких казаков, Пугачевщине, была еще свежа. К тому же внимание к истории 1773–1775 годов усилилось из-за текущих событий: декабристского восстания 1825 года, Французской революции 1830 года, восстания в Польше, а также волны «холерных бунтов» и беспорядков, прокатившейся в России в 1830–1831 годах. Остро ощущалась угроза нового крестьянского восстания.
Основой сюжета послужила реальная история офицера Михаила Шванвича, который присоединился к Пугачеву, но впоследствии предал его и добровольно сдался властям. В отличие от других соучастников Пугачева, которых казнили вместе с их лидером, Шванвич избежал смертной казни и был лишь сослан в Сибирь благодаря посредничеству Алексея Орлова, приближенного Екатерины II.
В эпилоге романа «Капитанская дочка» исследователи выявили отсылки к историческим событиям, таким как арест и суд над А. Н. Радищевым и приговор декабристам 13 июля 1826 года. Пушкин использовал исторические документы о декабристах при написании главы «Суд».
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Литературный анализ
В современном литературоведении жанр «Капитанской дочки» определяется как роман либо исторический роман. Сам А. С. Пушкин называл произведение повестью. С одной стороны, произведение линейное в плане повествования, в центре его — один герой и его семья; с другой стороны, важная часть повествования — исторические события, пугачевский бунт, поэтому, несмотря на объем, «Капитанскую дочку» можно назвать романом.
А. С. Пушкин в качестве эпиграфа взял часть пословицы — «Береги честь смолоду» (Береги платье снову, а честь — смолоду). Мотивы взросления и чести, перехода от отрочества к взрослению стали одними из ключевых в произведении.
Герои
Герои рассказа «Капитанская дочка» привлекают внимание не только своей доблестью, но и человечностью. Доброта и верность персонажей возносятся над обыденным и притягивают внимание читателя своей «мягкой» силой.
Петр Андреич Гринев
Изначально описывается как недалекий и наивный подросток в возрасте 16 лет. Однако «Капитанская дочка» — история взросления Гринева. Влюбившись в дочь коменданта крепости Марью Миронову и пережив трудности военного времени, Гринев проявляет мужество, честность и отвагу, превращаясь из мальчика во взрослого мужчину, благородного офицера.
Мария Миронова
Молодая и добрая девушка, скромная и послушная дочь капитана Миронова. После захвата крепости и гибели родителей робкая до тех пор Маша отваживается отправиться в Петербург молить императрицу о помиловании Гринева, которого обвиняют в предательстве.
Савельич
Дядька, крепостной слуга Петр Гринева. Относится к Петруше по-отечески, опекает и наставляет его, верный друг. Савельич смел, он просит у грозного Пугачева пощадить жизнь Гринева, проявляя необыкновенную самоотверженность, которая вызывает уважение у самого предводителя восстания.
Емельян Пугачев
Литературный образ исторической личности, созданный Пушкиным, многогранный и человечный: его нельзя назвать исключительно отрицательным персонажем, безжалостным убийцей и грабителем, это сильный духом, смелый и честный человек, ценящий духовные качества других людей, но в то же время безжалостно расправляющийся с остальными. Помня о поступке Петра Гринева, он проявляет к нему милосердие. Пугачев остается принципиальным человеком, верным своим идеям.
Алексей Швабрин
На первый взгляд персонаж близок по происхождению, статусу и взглядам Петру Гриневу. На момент встречи оба офицеры, оба молоды и бездумно тратят жизнь. Однако во время обороны крепости и в последующих событиях становится ясно, что их характеры различаются. Швабрин достигает своих целей через хитрость, подлость и предательство, в то время как Гринев проявляет мужество и честность, оставаясь верным своим принципам и присяге.
Другие персонажи
Темы
Классическое произведение А. С. Пушкина посвящено сразу несколькими темам.
Честь
Главная тема текста, выведена в эпиграф. Понятие чести и нравственные ориентиры движут не только Петей Гриневым и его отцом-наставником, но и семьей Мироновых, а также второстепенными персонажами, защитниками крепости. В произведении подчеркивается важность сохранять достоинство, держать клятву, быть верным. Показательный эпизод — отказ Пети целовать руку Пугачеву и признавать его «государем». Пугачев уважительно отнесся к этому поступку, понимая, что Петр верен чести.
Нравственный выбор и долг
Эта сторона повествования связана с предыдущей темой, так как честь становится ориентиром для выбора в сложной ситуации. Здесь можно сопоставить поведения Гринева и Швабрина при взятии крепости. Петр верен нравственному долгу перед страной и семьей.
Любовь
В «Капитанской дочке» любовь — это преданность, самоотверженность, раскрывается через историю главных персонажей. При этом ситуации проявления любви симметричные: так, Петр спас Марью Миронову, рискуя головой, а она доехала до самой императрицы, чтобы обелить его имя и спасти.
Доброта и человечное отношение
Именно доброе отношение Гринева к Пугачеву спасло ему жизнь в дальнейшем. Доброту в романе также проявляет попадья Акулина Памфиловна, когда прячет у себя капитанскую дочку Марию.
Благодарность
Благодарность движет Петей Гриневым по отношению к вожатому-Пугачеву (отдает заячий тулуп за помощь во время бурана). Молодой дворянин также испытывает это чувство по отношению к Мироновым, своим родителям, Савельичу.
Смелость, сила духа
Согласно тексту, эти качества человека связаны и проявляются в сопряженных с опасностью ситуациях. И персонажей-примеров тому достаточно: Петр и Мария, их родители, Савельич, Пугачев, защитники Белогорской крепости.
Нравственность, жизненные ценности
Писатель превозносит гуманистические ценности: милосердие, миролюбие, доброту, любовь. В «Капитанской дочке» честь, чувство долга и отвага помогают героям победить хитрость и приспособленчество, пережить жестокость.
Проблемы
Основные проблемы, которые поднимаются в «Капитанской дочке»:
-
Проблема предательства, бесчестия — образ Алексея Швабрина.
-
Поиск справедливости — бунт казаков под предводительством Пугачева; разговор Маши Мироновой с императрицей.
-
Влияние войны на личность — Петруша Гринев и Алексей Швабрин (противопоставлены).
-
Власть и человечность — образы Пугачева и Екатерины II.
-
Воспитание и становление личности — Петруша Гринев (начало романа и финал).
-
Важность совести — Петр Гринев и Савельич.
-
Трагедия народного бунта — афоризмом стала мысль «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»: реалистично описывая исторические события, Пушкин показывает противоречивость целей и средств с обеих сторон противостояния.
Связь с другими произведениями
В «Капитанской дочке» А. С. Пушкин вступает в полемику с педагогический просветительской философией XVIII века. В первой главе Петруша Гринев предстает «зеркалом» Митрофанушки — персонажа классической комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина: его воспитанием практически не занимаются, его «учитель» — дилетант и пьяница. На это сходство в мемуарном повествовании романа указывается прямо: «Я жил недорослем». Однако для Пушкина важнее тот момент, что личность продолжает развиваться в зависимости от условий и собственных нравственных установок. Именно поэтому «Капитанская дочка» является также романом о становлении личности.
В свою очередь классика Пушкина оказала влияние на литературу нескольких поколений. Один из ярких примеров: тема народного, стихийного бунта и параллель с бураном легли в основу поэмы «Двенадцать» А. А. Блока.
Классическое произведение Пушкина неоднократно было представлено публике на театральной сцене, первая экранизация выпущена в 1928 году, с тех пор создано более 10 версий, в их числе — и зарубежные фильмы.
Список литературы:
«Капитанская дочка» в критике и литературоведении // Пушкин А. С. Капитанская дочка. — Л.: Наука, 1984.
«Капитанская дочка» А. С. Пушкина: главное о романе
Дата создания — 1836 г.
Первая публикация — 1836 г., журнал «Современник».
Направление — реализм.
Род — эпос.
Жанр — повесть, роман.
Композиция — симметричная, в форме мемуаров главного героя.