Из чего будет состоять ЕГЭ по литературе в 2025 году
В КИМ на ЕГЭ по литературе всего будет 11 заданий, разделённых на 2 части. 1 часть состоит из двух комплектов заданий, каждый из которых относится к определённому тексту.
Первый комплекс будет включать 5 заданий — №1–№5. Каждое из них будет связано с фрагментом эпического, лирического или драматического произведения. Второй комплекс тоже будет содержать 5 заданий — №6–№10. В них ученикам предложат проанализировать стихотворение.
2 часть ЕГЭ по литературе содержит всего 1 задание — сочинение. При этом оно самое «дорогое»: за идеально выполнение можно будет получить первичных 18 баллов. За экзамен в целом — 48 первичных баллов.
Распределение заданий и баллов по частям ЕГЭ по литературе | |||
---|---|---|---|
Части | Типы заданий | Количество заданий | Первичные баллы |
Часть 1 | С кратким ответом | 6 | 6 |
С развёрнутым ответом | 4 | 24 | |
Часть 2 | С развёрнутым ответом | 1 | 18 |
Итого | 11 | 48 |
Что изменится в ЕГЭ по литературе с прошлого года
В экзамен 2025 года внесли несколько изменений:
-
Поменяли задание №5. Теперь там нужно сравнить произведения из КИМ и взять за основу направление анализа, указанное в условии.
-
Уточнили условие в задании №10, сняли ограничения по хронологии, которые раньше сокращали список подходящих стихотворений.
-
Уточнили задание №8, теперь там больше художественных средств и приёмов.
-
Изменили критерии, по которым оценивают задания №5 и №10.
-
Теперь при оценивании заданий с развёрнутым ответом из 1 части учитывается сумма ошибок всех видов.
-
Критерии К6 и К7 сближены по количеству ошибок с требованиями ЕГЭ по русскому языку.
-
В сочинении по критерию К3 засчитывают также термины из искусствоведения.
-
Обновили инструкции к некоторым заданиям и работе в целом.
Разбор сложных заданий ЕГЭ по литературе 2025 года
Задание №2
В этом задании нужно сопоставить позиции из первого столбца с позициями второго и записать цифры под соответствующими буквами. В нём проверяют, насколько хорошо вы знаете главных и второстепенных героев базовых произведений:
-
внешность;
-
судьбы;
-
высказывания;
-
характеры;
-
сословия, к которым они принадлежат.
Разберём это задание на примере из демоверсии 2024 года.
Задание №2
Установите соответствие между персонажами произведения «Война и мир» и их ролью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите цифры под соответствующими буквами.
ПЕРСОНАЖИ | РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ |
---|---|
А) Багратион | 1) был героем, получил смертельное ранение в сражении |
Б) Сперанский | 2) предводитель русской армии |
В) Ростопчин | 3) реформатор |
4) предводитель народной армии |
Как решать
Чтобы правильно выполнить это задание, отталкивайтесь от обратного. Помните, что второй колонке всегда есть 1 лишнее высказывание, поэтому сначала постарайтесь найти его.
Далее все зависит от типа задания:
-
Если спрашивают про внешность или высказывания героев, советуем сначала вспомнить характеристики этих персонажей и поискать их в самой цитате. Подумайте, что было бы действительно для них характерно. Что они могли бы сказать или как выглядеть?
-
Если спрашивают факты из произведения (сословие героя, его судьбу, характер), то следует идти от обратного. Задайте себе вопрос: что вы точно знаете? Что могло бы подойти героям?
Совет
Без должного знания произведения выполнить это задание будет трудно, поэтому лучше читать полный текст произведений. Они выделены жирным шрифтом в кодификаторе.
Решение
Действуя методом исключения, можно сразу убрать формулировку №2, потому что в ней речь идёт о Кутузове, которого в списке нет. Осталось разобраться с остальными персонажами.
-
Князь Петр Иванович Багратион — герой Аустерлицкого и Шенграбенского сражений:
-
«...героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля..».
-
Он был действительно смертельно ранен в Бородинском сражении: «...привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой...».
-
Михаил Михайлович Сперанский — выдающийся государственный деятель, реформатор. В произведении он возглавлял комиссию по составлению воинского устава и занимался разработкой проекта отмены крепостного права. Некоторое время Болконский работал под его началом, но потом разочаровался в нём. В 1812 году Сперанский был отстранён от дел.
-
Фёдор Васильевич Ростопчин сыграл важную роль в создании народного ополчения. Он возглавил комитет по организации ополчения в Москве во время Отечественной войны.
Ответ: 134
Рекомендации
-
Читайте полный текст произведений. Он отложится в памяти, а на экзамене «всплывет» вся информация.
-
Ведите читательский дневник и записывайте авторские пересказы. За этим лучше не обращаться к источникам в интернете, потому что они не рассчитаны на тех, которые готовятся к ЕГЭ.
-
Выписывайте цитаты с портретом персонажей, их сословием, характеристикой, чтобы запомнить детали.
Задание №5
В 2025 году это задание изменилось. Теперь в нём нужно сопоставить образы, ситуации, темы или проблемы из 2-х произведений. Одно из них изначально дано в КИМе в качестве фрагмента, другое — упоминается в условии.
Основные требования к заданию:
-
Ответ должен содержать 5-10 предложений: меньше 5 нельзя писать, больше 10 — можно.
-
Каждый текст должен быть привлечен на уровне анализа
-
Необходимо соблюдать нормы литературной письменной речи.
Задание №5
Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образы Катерины из «Грозы» А. Н. Островского и Татьяны из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. В чём схожи эти героини?
Как решать
-
Прочитайте условие задания и подчеркните произведение, ситуацию, направленность сопоставления, чтобы наглядно видеть, с чем нужно работать.
-
Затем составьте план работы, чтобы не уйти от темы. Помните: в нашем случае твой тезис — это пункт сопоставления. Если спросили про различия, то тезис — это различие.
-
Напишите полноценное сочинение, работая по структуре:
-
Тезис №1 (различие или сходство) + ситуация из произведения №1 + цитата из произведения №1 + (в отличие от/так же, как и…) ситуация из произведения №2 + цитата из произведения №2.
-
Тезис №2 (различие/сходство) + ситуация из произведения №1 + цитата из произведения №1 + (в отличие от/так же, как и…) ситуация из произведения №2 + цитата из произведения №2.
Совет
Для этой работы не обязательно писать вступление и заключение. В ней может быть просто 1–2 аргумента, отделенных абзацами. Если для раскрытия темы вам хватает одного аргумента, то можно написать только 1 абзац.
В конце обязательно проверьте сочинение на речевые, логические и грамматические ошибки.
Решение
-
Сперва определим, с чем будем работать. Согласно условию, наша цель — сопоставить образы героинь.
-
Сформулируем тезис:
-
Обе героини выделяются среди других. Катерина открыто противостоит «тёмному царству», она набожна, свободолюбива. Татьяна Ларина же была «чужой среди своих». Она любит одиночество, чтение, природу.
-
Пишем сочинение.
Пример сочинения
Катерина из драмы А.Н. Островского «Гроза» и Татьяна Ларина из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» схожи в том, что они выделяются из толпы. В первом произведении главная героиня отличается от жителей города Калинова тем, что она изначально родилась не в нем. В детстве ее воспитывали свободолюбивой девушкой: «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Она не привыкла подчиняться властной свекрови Кабанихе, которая в воспитании и быту руководствуется Домостроем. Катерина хочет настоящей любви, свободы, взаимоотношений без лжи, что отличает ее от других героев пьесы. Точно так же и Татьяна: она «девушка чужая» в семье. Если Ларины общительны, то главная героиня «Евгения Онегина» молчалива и скромна. Она любит быть в одиночестве, читать книги, что тоже выделяет ее среди других персонажей.
Рекомендации
-
Список произведений, которые могут попасться в этом задании, есть в кодификаторе. Советуем готовиться по нему.
-
Не пишите огромное сочинение. Во-первых, вы потратите много времени. Во-вторых, это повышает риск того, что в работе встретится много речевых ошибок, которые вы не заметите
-
Не забудьте проанализировать в равной степени оба произведения. Иначе снизят баллы по аргументации.
Задание №11
Это единственное задание 2 части в ЕГЭ — сочинение. В условии будут даны 5 тем на выбор: 11.1–11.5, выбрать одну из них можно самому. Помните, что почти у каждой есть своя специфика:
-
11.1 — здесь может попасться произведение из древнерусской литературы, литературы XVIII или 1-ой половины XIX веков;
-
11.2 и 11.3 — одна из тем будет носить дискуссионных характер;
-
11.4 — общая тема с 3 писателями на выбор, можно самому выбрать любое произведение из творчества этих писателей для раскрытия темы;
-
11.5 — тема на стыке видов искусств: нужно будет дать совет актёру, режиссёру или художнику-иллюстратору, опираясь на произведение.
Одно из главных требований — объём от 200 слов. Если его не выполнить, работу не засчитают. Теперь — к остальным:
-
глубокое и многостороннее раскрытие темы: подробно проанализирована каждая ситуация, для раскрытия темы рассмотрены все ситуации и взяты все необходимые стихотворения;
-
проанализированы все необходимые фрагменты или тексты;
-
использованы минимум 3 теоретико-литературных термина: нужно раскрыть их в контексте работы;
-
соблюдены нормы литературной письменной речи.
Теперь рассмотрим само задание.
Задание №11
-
11.1 Вечные вопросы в философской лирике М. Ю. Лермонтова на примере не менее трёх стихотворений.
-
11.2 Тема солдатского подвига в прозе о Великой Отечественной войне на примере одного-двух произведений.
-
11.3 Существует несколько трактовок образа Луки из пьесы М. Горького «На дне»: от обманщика, жулика до философа-гуманиста. Какой точки зрения Вы придерживаетесь?
-
11.4 Сатирические мотивы в отечественной литературе на примере произведения одного из писателей: Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, М.А. Булгакова.
-
11.5 Какие эпизоды рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора и почему? Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения.
Структура сочинения
-
Объективные особенности произведения, история создания, дата написания или жанр + подводка к теме. Помните, что «самое лучшее произведение», «самое известное/выдающееся» — это субъективно! Проверить данный факт нельзя!
-
Основная часть: аргумент = тезис + ситуация + цитата.
-
Здесь должна содержаться доказательная база темы. Обычно аргументов в сочинении не менее трёх. Каждый — это отдельный абзац. Аргументы должны быть в правильной последовательности: от начала и до конца произведения.
-
Важно: стоит не пересказывать ситуации, а объяснять, почему каждый персонаж так себя ведёт, т. е. анализировать ситуации.
-
Вывод на основе приводимых аргументов. Он не должен совпадать с введением.
Совет
В задании 2 части можно работать не только с обязательными текстами из кодификатора, но и со всей литературой из него. В нём точно попадутся темы, связанные с базовой литературой, но можно писать сочинение и по необязательным текстам.
Рекомендации
-
Не забудьте проверить, что в работе использованы термины — про это часто забывают.
-
Лучше использовать цитаты, чем не использовать их. Не помните дословно — используйте косвенную речь.
-
Посчитайте слова и проверьте сочинение на ошибки перед сдачей всей работы.
-
Пока готовитесь, засекайте время, чтобы понимать, за сколько вы пишете сочинение. Иначе на экзамене можно не успеть.
-
Не пишите работу на черновике — рискуете не успеть переписать её. Лучше используйте его для плана.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Как будут оценивать готовые работы на ЕГЭ по литературе
Критерии для заданий с кратким ответом
Если вы верно выполните задания №1–3, а также №6–8, каждое из них оценят 1 первичным баллом. При этом важно следить, в какой форме вы записываете ответ: она должна совпадать с указаниями в инструкции к заданию.
Для заданий №3 и №6 есть особые условия. В них нужно верно записать оба слова в той форме, в которой они соответствовали бы своему месту в предложении. Т. е. подобрать нужное число, род, падеж и т. д. Если хотя бы 1 слово будет вписано неверно, за всё задание поставят 0 баллов. Будьте внимательны!
Критерии для заданий с развёрнутым ответом
Описанные ниже критерии будут использовать на ЕГЭ по литературе, чтобы оценить задания №4.1/№4.2, №9.1/№9.2. В каждом из них нужно будет написать ответ на 5–10 предложений.
Задания №4.1/№4.2, №9.1/№9.2 | |
---|---|
Баллы | Критерии |
Понимание предложенного теста и привлечение его для аргументации | |
2 | Ученик сформулировал прямой ответ на вопрос и тем показал, что хорошо понял текст. Чтобы аргументировать суждения, он проанализировал важные для выполнения задания фрагменты текста, его образы, микротемы и т. д. В ответе не искажена авторская позиция. Нет фактических ошибок. |
1 | Ученик сформулировал прямой ответ на вопрос и тем показал, что хорошо понял текст. Чтобы аргументировать суждения, он пересказал текст или рассуждал о нём в общих чертах. В ответе не искажена авторская позиция. Нет фактических ошибок. |
0 | Содержание ответа не соответствует задаче в условии. И/ИЛИ Ученик не привёл аргументов на основе текста. И/ИЛИ Ученик исказил авторскую позицию. И/ИЛИ В работе есть 2 или более фактические ошибки. |
Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм | |
2 | Нет логических, речевых или грамматических ошибок. |
1 | В целом есть не более 2-х любых ошибок. |
0 | В целом есть более 2-х любых ошибок. |
4 | Максимальный балл |
Это важно
Имейте в виду: если получить 0 баллов по критерию 1. «Понимание предложенного теста и привлечение его для аргументации», вся работа будет считаться выполненной неверно.
Как и предыдущие, задания №5 и №10 требуют ответа примерно на 5–10 предложений. Здесь тоже можно выйти за эти рамки. Однако на это должны быть основания.
Также стоит помнить, что если вы не укажете в ответе название стихотворения, его автора, подберёте произведение автора из условия задания, неопубликованное или спорное, то рискуете получить 0 баллов по всем критериям.
Задания №5 и №10 | |
---|---|
Баллы | Критерии |
Сопоставление двух произведений | |
2 | Ученик убедительно сопоставил произведения: отразил в ответе их сходство или различие. Сам ответ соответствует заданному в условии вектору анализа. |
1 | Ученик поверхностно, формально сопоставил произведения. Сам ответ соответствует заданному в условии вектору анализа. |
0 | Ученик не сопоставил произведение в заданном условием векторе анализа. |
Привлечение текстов произведений при сопоставлении для аргументации | |
4 | Ученик проанализировал важные для задания фрагменты, микротемы и т. д. двух текстов. Авторская позиция этих текстов не искажена. Нет фактических ошибок. |
3 | Ученик проанализировал важные для задания фрагменты, микротемы и т. д. одного из текстов. Другой текст привлечён на уровне пересказа или общих рассуждений. При этом авторская позиция этих текстов не искажена. И/ИЛИ Есть 1 фактическая ошибка. |
2 | Ученик привлёк оба текста на уровне пересказа или общих рассуждений. При этом авторская позиция этих текстов не искажена. И/ИЛИ Есть 2 фактические ошибки. |
1 | Ученик привлёк оба текста на уровне анализа важных для задания фрагментов, микротем и т. д. Второй текст к ответу не привлечён. При этом авторская позиция текста не искажена. И/ИЛИ Есть 3 фактические ошибки. |
0 | Ученик привлёк 1 текст на уровне пересказа или общих рассуждений. Второй текст не привлечён к ответу. При этом авторская позиция этих текста не искажена. И/ИЛИ Есть 4 или более фактические ошибки. |
Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм | |
2 | Нет логических, речевых или грамматических ошибок. |
1 | В целом есть не более двух любых ошибок. |
0 | В целом есть более двух любых ошибок. |
8 | Максимальный балл |
Это важно
Если получить 0 баллов по критерию 1. «Сопоставление двух произведений», вся работа будет считаться выполненной неверно.
В заданиях №11.1–11.5 нужно написать сочинение с минимальным объёмом в 200 слов. Важно опираться на это условие: если не пересечь минимальный порог, сочинение проверять не будут.
Задания №11.1–11.5 | |
---|---|
Баллы | Критерии |
Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
3 | Ученик написал сочинение на тему из условия задания, исчерпывающе и многосторонне раскрыл её. |
2 | Ученик написал сочинение на тему из условия задания и в полной мере рассмотрел один из аспектов этой темы. ИЛИ Ученик написал сочинение на тему из условия задания и рассмотрел один из аспектов этой темы на неглубоком, но многостороннем уровне. |
1 | Ученик написал сочинение на тему из условия задания, но раскрыл раскрыл её поверхностно. |
0 | Ученик не раскрыл тему в сочинении. |
Привлечение текста произведения для аргументации | |
3 | Ученик привлёк текст произведение для анализа важных фрагментов, микротем и т.д. Авторская позиция текста не искажена. Нет фактических ошибок. |
2 | Ученик привлёк текст произведение для анализа важных фрагментов, микротем и т. д. Авторская позиция текста не искажена. Есть 1–2 фактические ошибки. |
1 | Ученик привлёк текст на уровне пересказа или общих рассуждений. Авторская позиция текста не искажена. И/ИЛИ Есть 3 фактические ошибки. |
0 | Ученик не привлёк тест произведения, чтобы аргументировать свои суждения. ИЛИ Есть 4 фактические ошибки. ИЛИ Искажена авторская позиция текста. |
Опора на теоретико-литературные понятия | |
3 | Понятия есть в сочинении, ученик использовал 2 и более из них для анализа и раскрытия темы. Ошибок в использовании понятий нет. |
2 | Понятия есть в сочинении, ученик использовал 1 из них для анализа и раскрытия темы. Ошибок в использовании понятия нет. |
1 | Понятия есть в сочинении, но ученик не использовал их для анализа и раскрытия темы. ИЛИ Есть 1 ошибка в использовании понятия. |
0 | Ученик не использовал теоретико-литературные понятия в сочинении. ИЛИ Если более 1 ошибки в их использовании. |
Композиционная цельность и логичность | |
3 | Сочинение композиционно цельное, смысловые блоки связаны логически, нет нарушений последовательности, логических несоответствий и неоправданных повторов. |
2 | Сочинение композиционно цельное, смысловые блоки связаны логически, но есть нарушения нарушений последовательности смысловых блоков, логические несоответствия и неоправданные повторы. |
1 | В сочинении прослеживается цельный композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи, мысль повторяется или не развивается. |
0 | В сочинении нет чёткого композиционного замысла, есть грубые ошибки в последовательности блоков, что затрудняет понимание текста. |
Соблюдение речевых норм | |
3 | Есть не более 1 речевой ошибки. |
2 | Есть 2–3 речевых ошибки. |
1 | Есть 4 речевых ошибки. |
0 | Есть 5 и более речевых ошибки. |
Соблюдение орфографических норм | |
1 | Есть не более 4 ошибок. |
0 | Есть 5 и более ошибок. |
Соблюдение пунктуационных норм | |
1 | Есть не более 4 ошибок. |
0 | Есть 5 и более ошибок. |
Соблюдение грамматических норм | |
1 | Есть не более 1–2 ошибок. |
0 | Есть 3 и более ошибок. |
18 | Максимальный балл |
Это важно
Критерий 1. «Соответствие теме и её раскрытие» — самый важный в сочинении. Если получить за него 0 баллов, вся работа будет считаться выполненной неверно.
3 совета тем, кто хочет набрать 100 баллов на ЕГЭ по литературе в 2025 году
Совет №1. Готовьтесь, опираясь на кодификатор
Демоверсия, спецификация и кодификатор — документы, без которых не спланировать подготовку к ЕГЭ по литературе. А с 2025 года последний стал ещё полезнее. В нём находится список произведений, которые важно прочесть и проанализировать, чтобы справиться с заданиями.
Теперь, когда некоторые из них усложнили, обратите внимание на выделенную литературу:
-
жирный шрифт — базовые произведения, которые могут встретиться в заданиях 1 части, например, сложного №3. Также по ним может быть сформулирована тема сочинения из 2 части.
-
курсивный шрифт — произведения, которые могут попасться в задании на сопоставление под №5.
Найти актуальные демоверсию, спецификацию и кодификатор можно на сайте ФИПИ в разделе про ЕГЭ.
Совет №2. Ведите дневник читателя
Это поможет во многих задания, в т. ч. — сложных, где нужно вспомнить особенности персонажей. Например, в №2, условие которого требует соотнести между собой позиции двух столбцов и найти лишнюю. Также детали произведений, которые вы запомните благодаря дневнику, будут полезны при сопоставлении произведений в задании №5.
Вот пункты читательского дневника, которые помогут закрепить в памяти как можно больше полезной информации:
-
ФИО автора.
-
Название произведения.
-
Направление.
-
Год создания, род, жанр.
-
Конфликт.
-
Идея.
-
Герой:
-
Внешние детали.
-
Черты характера и манера речи.
-
Судьба.
-
Композиция:
-
Экспозиция.
-
Завязка.
-
Развитие истории.
-
Кульминация.
-
Развязка.
-
Эпилог.
Этот план поможет не только запомнить всё важное, но и составить краткий авторский пересказ произведения. Главное — не упускать деталей, которые могут понадобиться на ЕГЭ.
Совет
Перед экзаменом важно перечитать дневник, чтобы освежить в памяти особенности произведений.
Совет №3. Занимайтесь с преподавателем
ЕГЭ по литературе — один из самых сложных экзаменов. В его заданиях легко ошибиться, если не разобрать их особенности и не отточить каждый тип на практике. С этим поможет только учитель. Например, на курсе подготовки к ЕГЭ по литературе в Skysmart, где вы сможете:
-
разобраться в особенностях каждого вида заданий, спецификации и кодификаторе;
-
научиться писать отличные сочинения, опираясь на критерии;
-
собрать лайфхаки о том, как запоминать больше деталей из произведений и потратить на это меньше времени;
-
писать пробный ЕГЭ каждый месяц и корректировать подготовку по результатам его ручной проверки от эксперта.
А ещё на занятиях вы научитесь анализировать произведения так, чтобы не упускать ничего важного, чтобы после использовать это не экзамене. И всё это — с оглядкой на ошибки учеников, которые сдавали ЕГЭ в прошедшие годы.
Первое занятие — бесплатно!