b733e4

Как подготовиться к ЕГЭ по литературе

Как подготовиться к ЕГЭ по литературе
Новое

Если вы планируете стать журналистом, возможно, придётся сдавать ЕГЭ по литературе, чтобы поступить в хороший вуз. Это сложный экзамен, но мы поможем получить высший балл: расскажем о его особенностях и разберём трудные задания.

Из чего будет состоять ЕГЭ по литературе в 2025 году

В КИМ на ЕГЭ по литературе всего будет 11 заданий, разделённых на 2 части. 1 часть состоит из двух комплектов заданий, каждый из которых относится к определённому тексту.

Первый комплекс будет включать 5 заданий — №1–№5. Каждое из них будет связано с фрагментом эпического, лирического или драматического произведения. Второй комплекс тоже будет содержать 5 заданий — №6–№10. В них ученикам предложат проанализировать стихотворение.

2 часть ЕГЭ по литературе содержит всего 1 задание — сочинение. При этом оно самое «‎дорогое»: за идеально выполнение можно будет получить первичных 18 баллов. За экзамен в целом — 48 первичных баллов.

Распределение заданий и баллов по частям ЕГЭ по литературе
Части Типы заданий Количество заданий Первичные баллы
Часть 1 С кратким ответом 6 6
С развёрнутым ответом 4 24
Часть 2 С развёрнутым ответом 1 18
Итого 11 48

Что изменится в ЕГЭ по литературе с прошлого года

В экзамен 2025 года внесли несколько изменений:

  • Поменяли задание №5. Теперь там нужно сравнить произведения из КИМ и взять за основу направление анализа, указанное в условии.

  • Уточнили условие в задании №10, сняли ограничения по хронологии, которые раньше сокращали список подходящих стихотворений.

  • Уточнили задание №8, теперь там больше художественных средств и приёмов.

  • Изменили критерии, по которым оценивают задания №5 и №10.

  • Теперь при оценивании заданий с развёрнутым ответом из 1 части учитывается сумма ошибок всех видов.

  • Критерии К6 и К7 сближены по количеству ошибок с требованиями ЕГЭ по русскому языку.

  • В сочинении по критерию К3 засчитывают также термины из искусствоведения.

  • Обновили инструкции к некоторым заданиям и работе в целом.

Разбор сложных заданий ЕГЭ по литературе 2025 года

Задание №2

В этом задании нужно сопоставить позиции из первого столбца с позициями второго и записать цифры под соответствующими буквами. В нём проверяют, насколько хорошо вы знаете главных и второстепенных героев базовых произведений:

  • внешность;

  • судьбы;

  • высказывания;

  • характеры;

  • сословия, к которым они принадлежат.

Разберём это задание на примере из демоверсии 2024 года.

Задание №2

Установите соответствие между персонажами произведения «‎Война и мир» и их ролью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите цифры под соответствующими буквами.

ПЕРСОНАЖИ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ
А) Багратион 1) был героем, получил смертельное ранение в сражении
Б) Сперанский 2) предводитель русской армии
В) Ростопчин 3) реформатор
4) предводитель народной армии

Как решать

Чтобы правильно выполнить это задание, отталкивайтесь от обратного. Помните, что второй колонке всегда есть 1 лишнее высказывание, поэтому сначала постарайтесь найти его.

Далее все зависит от типа задания:

  • Если спрашивают про внешность или высказывания героев, советуем сначала вспомнить характеристики этих персонажей и поискать их в самой цитате. Подумайте, что было бы действительно для них характерно. Что они могли бы сказать или как выглядеть?

  • Если спрашивают факты из произведения (сословие героя, его судьбу, характер), то следует идти от обратного. Задайте себе вопрос: что вы точно знаете? Что могло бы подойти героям?

Совет

Без должного знания произведения выполнить это задание будет трудно, поэтому лучше читать полный текст произведений. Они выделены жирным шрифтом в кодификаторе.

Решение

Действуя методом исключения, можно сразу убрать формулировку №2, потому что в ней речь идёт о Кутузове, которого в списке нет. Осталось разобраться с остальными персонажами.

  1. Князь Петр Иванович Багратион — герой Аустерлицкого и Шенграбенского сражений:

    1. «‎...героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля..».

    2. Он был действительно смертельно ранен в Бородинском сражении: «‎...привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой...».

  2. Михаил Михайлович Сперанский — выдающийся государственный деятель, реформатор. В произведении он возглавлял комиссию по составлению воинского устава и занимался разработкой проекта отмены крепостного права. Некоторое время Болконский работал под его началом, но потом разочаровался в нём. В 1812 году Сперанский был отстранён от дел.

  3. Фёдор Васильевич Ростопчин сыграл важную роль в создании народного ополчения. Он возглавил комитет по организации ополчения в Москве во время Отечественной войны.

Ответ: 134

Рекомендации

  1. Читайте полный текст произведений. Он отложится в памяти, а на экзамене «всплывет» вся информация.

  2. Ведите читательский дневник и записывайте авторские пересказы. За этим лучше не обращаться к источникам в интернете, потому что они не рассчитаны на тех, которые готовятся к ЕГЭ.

  3. Выписывайте цитаты с портретом персонажей, их сословием, характеристикой, чтобы запомнить детали.

Задание №5

В 2025 году это задание изменилось. Теперь в нём нужно сопоставить образы, ситуации, темы или проблемы из 2-х произведений. Одно из них изначально дано в КИМе в качестве фрагмента, другое — упоминается в условии.

Основные требования к заданию:

  • Ответ должен содержать 5-10 предложений: меньше 5 нельзя писать, больше 10 — можно.

  • Каждый текст должен быть привлечен на уровне анализа

  • Необходимо соблюдать нормы литературной письменной речи.

Задание №5

Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образы Катерины из «Грозы» А. Н. Островского и Татьяны из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. В чём схожи эти героини?

Как решать

  1. Прочитайте условие задания и подчеркните произведение, ситуацию, направленность сопоставления, чтобы наглядно видеть, с чем нужно работать.

  2. Затем составьте план работы, чтобы не уйти от темы. Помните: в нашем случае твой тезис — это пункт сопоставления. Если спросили про различия, то тезис — это различие.

  3. Напишите полноценное сочинение, работая по структуре:

    1. Тезис №1 (различие или сходство) + ситуация из произведения №1 + цитата из произведения №1 + (в отличие от/так же, как и…) ситуация из произведения №2 + цитата из произведения №2.

    2. Тезис №2 (различие/сходство) + ситуация из произведения №1 + цитата из произведения №1 + (в отличие от/так же, как и…) ситуация из произведения №2 + цитата из произведения №2.

Совет

Для этой работы не обязательно писать вступление и заключение. В ней может быть просто 1–2 аргумента, отделенных абзацами. Если для раскрытия темы вам хватает одного аргумента, то можно написать только 1 абзац.

В конце обязательно проверьте сочинение на речевые, логические и грамматические ошибки.

Решение

  1. Сперва определим, с чем будем работать. Согласно условию, наша цель — сопоставить образы героинь.

  2. Сформулируем тезис:

    1. Обе героини выделяются среди других. Катерина открыто противостоит «тёмному царству», она набожна, свободолюбива. Татьяна Ларина же была «чужой среди своих». Она любит одиночество, чтение, природу.

  3. Пишем сочинение.

Пример сочинения

Катерина из драмы А.Н. Островского «Гроза» и Татьяна Ларина из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» схожи в том, что они выделяются из толпы. В первом произведении главная героиня отличается от жителей города Калинова тем, что она изначально родилась не в нем. В детстве ее воспитывали свободолюбивой девушкой: «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Она не привыкла подчиняться властной свекрови Кабанихе, которая в воспитании и быту руководствуется Домостроем. Катерина хочет настоящей любви, свободы, взаимоотношений без лжи, что отличает ее от других героев пьесы. Точно так же и Татьяна: она «девушка чужая» в семье. Если Ларины общительны, то главная героиня «Евгения Онегина» молчалива и скромна. Она любит быть в одиночестве, читать книги, что тоже выделяет ее среди других персонажей.

Рекомендации

  1. Список произведений, которые могут попасться в этом задании, есть в кодификаторе. Советуем готовиться по нему.

  2. Не пишите огромное сочинение. Во-первых, вы потратите много времени. Во-вторых, это повышает риск того, что в работе встретится много речевых ошибок, которые вы не заметите

  3. Не забудьте проанализировать в равной степени оба произведения. Иначе снизят баллы по аргументации.

Задание №11

Это единственное задание 2 части в ЕГЭ — сочинение. В условии будут даны 5 тем на выбор: 11.1–11.5, выбрать одну из них можно самому. Помните, что почти у каждой есть своя специфика:

  • 11.1 — здесь может попасться произведение из древнерусской литературы, литературы XVIII или 1-ой половины XIX веков;

  • 11.2 и 11.3 — одна из тем будет носить дискуссионных характер;

  • 11.4 — общая тема с 3 писателями на выбор, можно самому выбрать любое произведение из творчества этих писателей для раскрытия темы;

  • 11.5 — тема на стыке видов искусств: нужно будет дать совет актёру, режиссёру или художнику-иллюстратору, опираясь на произведение.

В комплекте 2025 года одна из тем точно будет связана с лирикой.

Одно из главных требований — объём от 200 слов. Если его не выполнить, работу не засчитают. Теперь — к остальным:

  • глубокое и многостороннее раскрытие темы: подробно проанализирована каждая ситуация, для раскрытия темы рассмотрены все ситуации и взяты все необходимые стихотворения;

  • проанализированы все необходимые фрагменты или тексты;

  • использованы минимум 3 теоретико-литературных термина: нужно раскрыть их в контексте работы;

  • соблюдены нормы литературной письменной речи.

Теперь рассмотрим само задание.

Задание №11

  • 11.1 Вечные вопросы в философской лирике М. Ю. Лермонтова на примере не менее трёх стихотворений.

  • 11.2 Тема солдатского подвига в прозе о Великой Отечественной войне на примере одного-двух произведений.

  • 11.3 Существует несколько трактовок образа Луки из пьесы М. Горького «На дне»: от обманщика, жулика до философа-гуманиста. Какой точки зрения Вы придерживаетесь?

  • 11.4 Сатирические мотивы в отечественной литературе на примере произведения одного из писателей: Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, М.А. Булгакова.

  • 11.5 Какие эпизоды рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора и почему? Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения.

Структура сочинения

  1. Объективные особенности произведения, история создания, дата написания или жанр + подводка к теме. Помните, что «самое лучшее произведение», «самое известное/выдающееся» — это субъективно! Проверить данный факт нельзя!

  2. Основная часть: аргумент = тезис + ситуация + цитата.

    1. Здесь должна содержаться доказательная база темы. Обычно аргументов в сочинении не менее трёх. Каждый — это отдельный абзац. Аргументы должны быть в правильной последовательности: от начала и до конца произведения.

    2. Важно: стоит не пересказывать ситуации, а объяснять, почему каждый персонаж так себя ведёт, т. е. анализировать ситуации.

  3. Вывод на основе приводимых аргументов. Он не должен совпадать с введением.

Совет

В задании 2 части можно работать не только с обязательными текстами из кодификатора, но и со всей литературой из него. В нём точно попадутся темы, связанные с базовой литературой, но можно писать сочинение и по необязательным текстам.

Рекомендации

  • Не забудьте проверить, что в работе использованы термины — про это часто забывают.

  • Лучше использовать цитаты, чем не использовать их. Не помните дословно — используйте косвенную речь.

  • Посчитайте слова и проверьте сочинение на ошибки перед сдачей всей работы.

  • Пока готовитесь, засекайте время, чтобы понимать, за сколько вы пишете сочинение. Иначе на экзамене можно не успеть.

  • Не пишите работу на черновике — рискуете не успеть переписать её. Лучше используйте его для плана.

Получи больше пользы от Skysmart:

Как будут оценивать готовые работы на ЕГЭ по литературе

Критерии для заданий с кратким ответом

Если вы верно выполните задания №1–3, а также №6–8, каждое из них оценят 1 первичным баллом. При этом важно следить, в какой форме вы записываете ответ: она должна совпадать с указаниями в инструкции к заданию.

Для заданий №3 и №6 есть особые условия. В них нужно верно записать оба слова в той форме, в которой они соответствовали бы своему месту в предложении. Т. е. подобрать нужное число, род, падеж и т. д. Если хотя бы 1 слово будет вписано неверно, за всё задание поставят 0 баллов. Будьте внимательны!

Критерии для заданий с развёрнутым ответом

Описанные ниже критерии будут использовать на ЕГЭ по литературе, чтобы оценить задания №4.1/№4.2, №9.1/№9.2. В каждом из них нужно будет написать ответ на 5–10 предложений. Помните: предложенный объём условен. Главное, чтобы ответ был исчерпывающим, но также и лаконичным.

Задания №4.1/№4.2, №9.1/№9.2
Баллы Критерии
Понимание предложенного теста и привлечение его для аргументации
2 Ученик сформулировал прямой ответ на вопрос и тем показал, что хорошо понял текст. Чтобы аргументировать суждения, он проанализировал важные для выполнения задания фрагменты текста, его образы, микротемы и т. д. В ответе не искажена авторская позиция. Нет фактических ошибок.
1 Ученик сформулировал прямой ответ на вопрос и тем показал, что хорошо понял текст. Чтобы аргументировать суждения, он пересказал текст или рассуждал о нём в общих чертах. В ответе не искажена авторская позиция. Нет фактических ошибок.
0 Содержание ответа не соответствует задаче в условии.
И/ИЛИ
Ученик не привёл аргументов на основе текста.
И/ИЛИ
Ученик исказил авторскую позицию.
И/ИЛИ
В работе есть 2 или более фактические ошибки.
Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм
2 Нет логических, речевых или грамматических ошибок.
1 В целом есть не более 2-х любых ошибок.
0 В целом есть более 2-х любых ошибок.
4 Максимальный балл

Это важно

Имейте в виду: если получить 0 баллов по критерию 1. «‎Понимание предложенного теста и привлечение его для аргументации», вся работа будет считаться выполненной неверно.

Как и предыдущие, задания №5 и №10 требуют ответа примерно на 5–10 предложений. Здесь тоже можно выйти за эти рамки. Однако на это должны быть основания.

Также стоит помнить, что если вы не укажете в ответе название стихотворения, его автора, подберёте произведение автора из условия задания, неопубликованное или спорное, то рискуете получить 0 баллов по всем критериям.

Задания №5 и №10
Баллы Критерии
Сопоставление двух произведений
2 Ученик убедительно сопоставил произведения: отразил в ответе их сходство или различие. Сам ответ соответствует заданному в условии вектору анализа.
1 Ученик поверхностно, формально сопоставил произведения. Сам ответ соответствует заданному в условии вектору анализа.
0 Ученик не сопоставил произведение в заданном условием векторе анализа.
Привлечение текстов произведений при сопоставлении для аргументации
4 Ученик проанализировал важные для задания фрагменты, микротемы и т. д. двух текстов. Авторская позиция этих текстов не искажена. Нет фактических ошибок.
3 Ученик проанализировал важные для задания фрагменты, микротемы и т. д. одного из текстов. Другой текст привлечён на уровне пересказа или общих рассуждений. При этом авторская позиция этих текстов не искажена.
И/ИЛИ
Есть 1 фактическая ошибка.
2 Ученик привлёк оба текста на уровне пересказа или общих рассуждений. При этом авторская позиция этих текстов не искажена.
И/ИЛИ
Есть 2 фактические ошибки.
1 Ученик привлёк оба текста на уровне анализа важных для задания фрагментов, микротем и т. д. Второй текст к ответу не привлечён. При этом авторская позиция текста не искажена.
И/ИЛИ
Есть 3 фактические ошибки.
0 Ученик привлёк 1 текст на уровне пересказа или общих рассуждений. Второй текст не привлечён к ответу. При этом авторская позиция этих текста не искажена.
И/ИЛИ
Есть 4 или более фактические ошибки.
Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм
2 Нет логических, речевых или грамматических ошибок.
1 В целом есть не более двух любых ошибок.
0 В целом есть более двух любых ошибок.
8 Максимальный балл

Это важно

Если получить 0 баллов по критерию 1. «‎Сопоставление двух произведений», вся работа будет считаться выполненной неверно.

В заданиях №11.1–11.5 нужно написать сочинение с минимальным объёмом в 200 слов. Важно опираться на это условие: если не пересечь минимальный порог, сочинение проверять не будут.

Задания №11.1–11.5
Баллы Критерии
Соответствие сочинения теме и её раскрытие
3 Ученик написал сочинение на тему из условия задания, исчерпывающе и многосторонне раскрыл её.
2 Ученик написал сочинение на тему из условия задания и в полной мере рассмотрел один из аспектов этой темы.
ИЛИ
Ученик написал сочинение на тему из условия задания и рассмотрел один из аспектов этой темы на неглубоком, но многостороннем уровне.
1 Ученик написал сочинение на тему из условия задания, но раскрыл раскрыл её поверхностно.
0 Ученик не раскрыл тему в сочинении.
Привлечение текста произведения для аргументации
3 Ученик привлёк текст произведение для анализа важных фрагментов, микротем и т.д. Авторская позиция текста не искажена. Нет фактических ошибок.
2 Ученик привлёк текст произведение для анализа важных фрагментов, микротем и т. д. Авторская позиция текста не искажена. Есть 1–2 фактические ошибки.
1 Ученик привлёк текст на уровне пересказа или общих рассуждений. Авторская позиция текста не искажена.
И/ИЛИ
Есть 3 фактические ошибки.
0 Ученик не привлёк тест произведения, чтобы аргументировать свои суждения. ИЛИ
Есть 4 фактические ошибки.
ИЛИ
Искажена авторская позиция текста.
Опора на теоретико-литературные понятия
3 Понятия есть в сочинении, ученик использовал 2 и более из них для анализа и раскрытия темы. Ошибок в использовании понятий нет.
2 Понятия есть в сочинении, ученик использовал 1 из них для анализа и раскрытия темы. Ошибок в использовании понятия нет.
1 Понятия есть в сочинении, но ученик не использовал их для анализа и раскрытия темы.
ИЛИ
Есть 1 ошибка в использовании понятия.
0 Ученик не использовал теоретико-литературные понятия в сочинении.
ИЛИ
Если более 1 ошибки в их использовании.
Композиционная цельность и логичность
3 Сочинение композиционно цельное, смысловые блоки связаны логически, нет нарушений последовательности, логических несоответствий и неоправданных повторов.
2 Сочинение композиционно цельное, смысловые блоки связаны логически, но есть нарушения нарушений последовательности смысловых блоков, логические несоответствия и неоправданные повторы.
1 В сочинении прослеживается цельный композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи, мысль повторяется или не развивается.
0 В сочинении нет чёткого композиционного замысла, есть грубые ошибки в последовательности блоков, что затрудняет понимание текста.
Соблюдение речевых норм
3 Есть не более 1 речевой ошибки.
2 Есть 2–3 речевых ошибки.
1 Есть 4 речевых ошибки.
0 Есть 5 и более речевых ошибки.
Соблюдение орфографических норм
1 Есть не более 4 ошибок.
0 Есть 5 и более ошибок.
Соблюдение пунктуационных норм
1 Есть не более 4 ошибок.
0 Есть 5 и более ошибок.
Соблюдение грамматических норм
1 Есть не более 1–2 ошибок.
0 Есть 3 и более ошибок.
18 Максимальный балл

Это важно

Критерий 1. «‎Соответствие теме и её раскрытие» — самый важный в сочинении. Если получить за него 0 баллов, вся работа будет считаться выполненной неверно.

3 совета тем, кто хочет набрать 100 баллов на ЕГЭ по литературе в 2025 году

Совет №1. Готовьтесь, опираясь на кодификатор

Демоверсия, спецификация и кодификатор — документы, без которых не спланировать подготовку к ЕГЭ по литературе. А с 2025 года последний стал ещё полезнее. В нём находится список произведений, которые важно прочесть и проанализировать, чтобы справиться с заданиями.

Теперь, когда некоторые из них усложнили, обратите внимание на выделенную литературу:

  • жирный шрифт — базовые произведения, которые могут встретиться в заданиях 1 части, например, сложного №3. Также по ним может быть сформулирована тема сочинения из 2 части.

  • курсивный шрифт — произведения, которые могут попасться в задании на сопоставление под №5.

Найти актуальные демоверсию, спецификацию и кодификатор можно на сайте ФИПИ в разделе про ЕГЭ.

Совет №2. Ведите дневник читателя

Это поможет во многих задания, в т. ч. — сложных, где нужно вспомнить особенности персонажей. Например, в №2, условие которого требует соотнести между собой позиции двух столбцов и найти лишнюю. Также детали произведений, которые вы запомните благодаря дневнику, будут полезны при сопоставлении произведений в задании №5.

Вот пункты читательского дневника, которые помогут закрепить в памяти как можно больше полезной информации:

  1. ФИО автора.

  2. Название произведения.

  3. Направление.

  4. Год создания, род, жанр.

  5. Конфликт.

  6. Идея.

  7. Герой:

    1. Внешние детали.

    2. Черты характера и манера речи.

    3. Судьба.

  8. Композиция:

    1. Экспозиция.

    2. Завязка.

    3. Развитие истории.

    4. Кульминация.

    5. Развязка.

    6. Эпилог.

Этот план поможет не только запомнить всё важное, но и составить краткий авторский пересказ произведения. Главное — не упускать деталей, которые могут понадобиться на ЕГЭ.

Совет

Перед экзаменом важно перечитать дневник, чтобы освежить в памяти особенности произведений.

Совет №3. Занимайтесь с преподавателем

ЕГЭ по литературе — один из самых сложных экзаменов. В его заданиях легко ошибиться, если не разобрать их особенности и не отточить каждый тип на практике. С этим поможет только учитель. Например, на курсе подготовки к ЕГЭ по литературе в Skysmart, где вы сможете:

  • разобраться в особенностях каждого вида заданий, спецификации и кодификаторе;

  • научиться писать отличные сочинения, опираясь на критерии;

  • собрать лайфхаки о том, как запоминать больше деталей из произведений и потратить на это меньше времени;

  • писать пробный ЕГЭ каждый месяц и корректировать подготовку по результатам его ручной проверки от эксперта.

А ещё на занятиях вы научитесь анализировать произведения так, чтобы не упускать ничего важного, чтобы после использовать это не экзамене. И всё это — с оглядкой на ошибки учеников, которые сдавали ЕГЭ в прошедшие годы.

Первое занятие — бесплатно!

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость