Общая характеристика
Лирика Николая Алексеевича Некрасова всегда отличалась социальной направленностью и гуманистическим пафосом. Поэт, творивший с 1838 по 1877 год — в период острых социальных и политических противоречий, оставил после себя богатое наследие, которое продолжает вдохновлять читателей и исследователей литературы.
Н. А. Некрасов — поэт-реалист, развивал критический реализм, был одним из самых ярких представителей «натуральной школы» в русской литературе. Он стремился изображать жизнь такой, какая она есть, без прикрас и идеализации, он описывал обычных людей, типичных для своей социальной среды и времени. Поэт поднимал в своих произведениях острые социальные проблемы, такие как бедность, несправедливость, угнетение крестьянства.
На творчество Некрасова повлияли произведения классиков, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и М. Ю. Лермонтова, а также идеи В. Г. Белинского и революционных демократов.
Художественные особенности лирики
В поэтическом наследии Н. А. Некрасова можно выделить несколько художественных особенностей.
Полифоничность
В стихотворениях и поэмах Н. А. Некрасова часто слышатся фразы и мнения представителей простого народа: крестьян, рабочих, бедняков, солдат. Голоса автора и героев сливаются («Кому на Руси жить хорошо», циклы «О погоде», и «На улице»).
Фольклоризмы
Поэт часто обращался к фольклору, использовал характерные для народного творчества лексические повторы, постоянные эпитеты (такие как «роковой», угрюмый»), а также слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что придавало его произведениям народное звучание. Особенно это заметно в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Смешение лексики
Н. А. Некрасов стремился приблизить свою лирику к народу, поэтому в дополнение к фольклоризмам использовал простые и понятные слова: в его лирике достаточно разговорных и просторечных слов, диалектизмов (например, «балясничать», «возжаться», «втемяшиться» в «Кому на Руси жить хорошо»).
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Ключевые темы и мотивы
Творчество Н. А. Некрасова можно разделить на несколько периодов, каждый из которых характеризуется своими ключевыми темами и мотивами.
Гражданская лирика
В лирике Н. А. Некрасова утверждается высокий идеал гражданственности. В раннем творчестве преобладает гражданская лирика, в которой поэт обличает крепостничество и самодержавие: начиная с 1840-х годов поэт изображал тяжёлую жизнь крестьян, их страдания от бедности и несправедливости. Поэт выступал за свободу и равенство, призывал к борьбе за народное счастье. Он также осуждал равнодушие власти к народу.
С течением времени гражданская лирика Некрасова становилась всё более зрелой и глубокой: в послереформенное время критика социальных недостатков не исчезает, но параллельно с ней звучат мотивы надежды на лучшее будущее.
В поздних произведениях, включая «Элегию» 1874 года, можно увидеть углубление мотивов свободы и независимости, а также патриотизма, который выражается не в слепой любви к родине, а в стремлении к справедливости и равенству. Поэт также призывает народ к просвещению как к средству освобождения от угнетения.
Другие мотивы гражданской лирики:
- дорога («В дороге», «Несжатая полоса», «Тройка», «Кому на Руси жить хорошо»);
- русская женщина, обычно крестьянка («Русские женщины», «Внимая ужасам войны…», «Мать»);
- подневольный труд, страдание («Железная дорога»);
- гражданская роль поэта и поэзии («Поэт и гражданин», «Вчерашний день, часу в шестом…»).
Любовная лирика
В зрелом творчестве Н. А. Некрасова появляются стихотворения о любви, в которых передаются порой противоположные стороны этого чувства: от радости до страданий.
Стихотворения Н. А. Некрасова, написанные примерно с 1847 по 1861 годы и посвящённые Авдотье Яковлевне Панаевой, исследователи творчества поэта объединяют в «Панаевский цикл». На протяжении цикла прослеживается тема разлуки, эта лирика отражает «прозу жизни» наряду с «прозой в любви».
Основные темы и мотивы любовной лирики Н. А. Некрасова:
- разлука («Прощанье»);
- противоречивость отношений («Мы с тобой бестолковые люди…»);
- разочарование («Моё разочарованье»);
- надежда («Признание»).
Философская лирика
В позднем творчестве сильнее звучат философские мотивы, размышления о поиске счастья и о смысле жизни в целом, смерти и бессмертии. Поэт ищет ответы на вечные вопросы о смысле бытия. При этом одни и те же стихотворения сочетают мотивы гражданской и философской лирики — размышления о судьбе народа и вечном.
Примеры философской лирики Н. А. Некрасова:
- мотив судьбы («Размышления у парадного подъезда» — о предопределённости жизни человека, трагической судьбе крестьян, звучит призыв бороться против произвола);
- поиск смысла жизни и счастья («Кому на Руси жить хорошо», «Элегия»);
- самопожертвование и нравственный долг («Пророк»);
- смерть и бессмертие («Гробок», «О погоде», «Выбор»).
Стихотворения о природе
В привычном понимании пейзажная лирика для творчества Н. А. Некрасова не характерна, так как природа у поэта в основном становится фоном для изображения жизни крестьянства и городской бедноты. Поэт видел в ней красоту и гармонию, которые могут помочь людям забыть о своих проблемах и почувствовать радость жизни. В ряде стихотворений неидеальные пейзажи перекликаются с неспокойным состоянием героев, их жизненной трагедией.
Примеры стихотворений: «Перед дождём», «Утро», «О погоде».
Периодизация творчества
Существует несколько подходов к периодизации творчества Н. А. Некрасова. Важно отметить, что его развитие как поэта было тесно связано с основной деятельностью — издательством, и это как раз учтено в предложенной ниже периодизации.
Ранний период (1838–1842 гг.)
В это время Н. А. Некрасов начинает публиковать первые произведения и ищет свой стиль. Уже в ранний период поэт затрагивает темы родины, любви, смерти и судьбы, предназначения поэта.
Ключевые произведения: сборник «Мечты и звуки» 1840 года.
Период альманахов и «Петербургского сборника» (1843–1846 гг.)
После знакомства с В. Г. Белинским Н. А. Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. С 1843 года он выпустил ряд альманахов, и в 1846 году увидел свет сборник, ставший самым крупным и успешным издательским проектом Н. А. Некрасова до сотрудничества с «Современником». Именно опубликованные в этом сборнике стихи впервые принесли ему славу.
Ключевые произведения: «В дороге», «Пьяница», «Колыбельная песня (подражание Лермонтову)».
Период «Современника» (1847–1866 гг.)
Н. А. Некрасов был редактором журнала «Современник» на протяжении почти 20 лет, вывел издание на уровень главного литературного журнала России. В это время он не только развивал издательство и открывал талантливых писателей и поэтов, но и продолжал заниматься поэзией. Основными темами были крестьянская жизнь, социальные противоречия, судьба России, любовь. В период работы в «Современнике» созданы самые известные, программные стихотворения.
Ключевые произведения: «Поэт и гражданин», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой — бестолковые люди…», «Блажен незлобивый поэт…», «В полном разгаре страда деревенская…», «Орина, мать солдатская», «Размышления у парадного подъезда».
Новое
Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова
Поздний период (1867–1877 гг.)
После закрытие «Современника», в последние годы всё чаще вызывавшего недовольство власти, Н. А. Некрасов стал развивать в качестве главного рупора демократической мысли журнал «Отечественные записки», но был осторожнее, опасаясь закрытия издания. Некрасовская лирика конца 1860–1870-х годов всё ещё пропитана революционными настроениями, а главным трудом этих лет стала поэма «Кому на Руси жить хорошо», в которой он задавался вопросом «Народ освобождён, но счастлив ли народ?».
Ключевые произведения: «Душно! Без счастья и воли…», поэма «Современники», поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Стихотворения Н. А. Некрасова
Список литературы:
- Матюшенко Л.И., Матюшенко А.Г. Учебное пособие по истории русской литературы XIX века. — М.: МАКС Пресс, 2009.
- Данилевская М. Ю. Некрасов и Панаева: несколько частных соображений // Некрасовский сборник. Вып. XV—XVI. — 2019. — С. 51–65.