b733e4

Анализ романа «Обломов» И. А. Гончарова

Анализ романа «Обломов» И. А. Гончарова
Новое

«Обломов» — самый известный роман И. А. Гончарова, в котором писатель ввел в литературу реализма новый тип персонажа и навсегда закрепил в русской культуре понятие «обломовщина». В статье разберем историю создания, типы и образы персонажей, основные темы и проблемы, а также связь с другими произведениями русской и мировой литературы.

История создания и контекст

Иван Александрович Гончаров работал над романом с 1847 по 1859 год. Замысел произведения появился у писателя после публикации «Обыкновенной истории», которую В. Г. Белинский раскритиковал за бездеятельный образ «дворянского романтика». Гончаров утрировал эту идею, сконцентрировавшись на образе настоящего сибарита Ильи Ильича, несамостоятельного, не желающего подняться с дивана.

Первой в 1848 году в альманахе при журнале «Современник» была опубликована глава «Сон Обломова», которая является «увертюрой всего романа». Вымышленная Обломовка была вдохновлена в том числе патриархальным укладом родного города писателя, Симбирска (ныне Ульяновск).

План всего романа был готов в 1849 году, тогда же написан и черновик первой части. Работа растянулась на несколько лет из-за кругосветного путешествия, в которое писатель отправился на фрегате «Паллада».

В результате основная работа над романом велась в 50-е годы XIX века, когда в Российской империи готовились к отмене крепостного права в преддверии реформы Александра II. Дух перемен отразился и на героях романа, среди которых наблюдается стремление к деятельности (Андрей и Ольга) и одновременно миросозерцательность Ильи Ильича.

Три части романа Гончаров написал в Мариенбаде, заключительные главы четвертой части были дописаны в 1858 году. Перед печатью писатель дополнил ряд сцен, сократил некоторые части. Роман был полностью опубликован в четырех номерах «Отечественных записок» в 1859 году и стал обсуждаемым литературным событием.

Титульный лист второго отдельного издания романа «Обломов», 1862 г.
Титульный лист второго отдельного издания романа «Обломов», 1862 г.

Характеристика героев

Персонажи романа «Обломов» — исторически типичные и реалистичные одновременно, их характеры сложились под влиянием как патриархальных традиций, так и эпохи перемен накануне отмены крепостного права.

Илья Ильич Обломов

«Дворянин родом… барин столбовой… Это был человек лет тридцати двух‑трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно‑серыми глазами… Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины… Он не привык к движению, к жизни, к многолюдству и суете…» (возраст и описание в начале романа)

Обломов получил хорошее образование, он умен, но ленив и излишне мечтателен. В дальнейшем неоднократно упоминается любимое занятие Обломова — лежание на диване. Важнейшая деталь, характеризующая персонажа и его любовь к домашнему комфорту, — это халат. Писатель также не раз подчеркивает задумчивость Ильи Ильича. Обломов как воплощение физической и нравственной лени стал символом апатичности и нежелания развиваться, это явление получило название «обломовщина».

Андрей Штольц

«Ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет… рос, учился и жил с ним вместе… роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении… Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости… У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела».

Лучший друг Обломова — его противоположность: он деятельный и решительный, трудолюбивый, воплощает черты новых прогрессивных людей меняющейся эпохи. Он избегает пустых мечтаний и смотрит на жизнь практично, что помогло ему приумножить отцовское состояние.

Ольга Ильинская

«Ей двадцать лет… Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи — с станом… Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом… Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ…»

Среди сверстниц Ольга выделяется кругозором и целеустремленностью. В Обломова она влюбляется, оценив его ум, доброту, романтичность и искренность. Она и сама отличается естественностью, отсутствием фальши, при этом красноречива, умна, обладает гордостью. Деятельная Ольга пытается «расшевелить» Илью Ильича, вернуть его к насыщенной жизни, но ей это не удается. В результате она обретает счастье с Андреем Штольцем, ценящим ее качества.

Агафья Матвеевна Пшеницына

«Ей было лет тридцать. У ней простое, но приятное лицо… Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами… Вдова, с двумя детьми… живет только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое-что на одежонку ребятишкам».

Агафья Матвеевна — противоположность деятельной Ольге. Однако и этот персонаж сочетает в себе несколько реалистичных черт: с одной стороны, она невежественная и бесхарактерная, с другой — воплощение доброты, домашней заботы, христианской любви. Она рожает Ильи Ильичу сына, которого они называют Андрюшей.

Захар

«Пятьдесят пять лет ходил он на белом свете с уверенностью, что все, что он ни делает, иначе и лучше сделано быть не может… С голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды… Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости Захар начертал себе однажды навсегда определенный круг деятельности, за который добровольно никогда не переступал… Он ворчал всякий раз, когда голос барина заставлял его покидать лежанку».

Захар, слуга Ильи Ильича, так же привязан к Обломовке, как и его барин. Он преданный и рачительный, именно на нем держится ежедневный быт Обломова, при этом Захар ленивый и неуклюжий, придерживается архаичных взглядов.

Захар, иллюстрация К. И. Тихомирова, общественное достояние
Захар, иллюстрация К. И. Тихомирова, общественное достояние

Другие персонажи

Михаил Андреевич Тарантьев — грубый и необразованный чиновник, земляк Обломова, пытающийся обмануть его, втянуть в аферу с шантажом.

Иван Матвеевич Мухояров — аферист и сообщник Тарантьева, родной брат Агафьи Матвеевны.

Волков — еще один приятель Ильи Ильича, франт, любитель светских развлечений, прожигатель жизни. В его образе воплотилась еще одна сторона «обломовщины» — старого уклада жизни.

Судьбинский — бывший сослуживец Обломова, сосредоточенный на карьере. Он далек от высоких идеалов, в нравственном плане — пустой человек.

Пенкин — очередной знакомый Ильи Ильича, литератор и газетчик, пишет исключительно ради заработка.

Иван Алексеевич Алексеев также входит в круг приятелей главного героя, а его обычные имя и фамилия подчеркивают незначительность и незаметность, в доме Обломова он бывает лишь ради возможности вкусно поесть.

Анисья — кухарка Ильи Ильича, жена Захара. Она проворная, умная, трудолюбивая. Умерла от холеры.

30K

«Обломов» — краткое содержаниеЧитать →

Получи больше пользы от Skysmart:

Литературный анализ

Тема романа «Обломов» — судьба поколения дворян, не нашедшего своего места в жизни. Идея произведения в том, что отказ от преодоления жизненных испытаний приводит к духовной смерти.

Жанр

Литературный критик Н. А. Добролюбов, современник И. А. Гончарова, определил «Обломова» как социально-бытовой роман. Согласно его трактовке, Обломов представляет собой тип лишнего человека, в то время как Штольц — деятельный герой, соответствующий требованиям современного общества, волевой и энергичный.

Однако глубина персонажей и сюжета позволяет также считать роман философским. Исследователи находят в нем веяния буддизма и фольклора, мифологии, предлагают психологические и социально-политические обоснования бездействия Обломова.

Особенности композиции

Композиция основного действия романа «Обломов» вписана в годовой круг: начинается 1 мая и завершается с первым снегом. При этом жизнь героев, о которой становится известно со страниц романа, не ограничивается одним календарным годом.

Открывается повествование сценой условной «зимы» — это описание одного дня Обломова и его слуги Захара, состояние полусна и почти «умирания». Следующая часть — приезд Штольца — сопоставима с весной и состоянием пробуждения, наступает после главы «Сон Обломова», в которой читатель видит «весну жизни главного героя». «Летом» становится роман Ильи Ильича и Ольги, а «осенью» и переходом к новой «зиме» — размеренная и вместе с тем увядающая жизнь у Агафьи Пшеницыной. В начале романа Обломову 30 лет, в финале — около 50, и в этом возрасте он умирает, а его сына Андрюшу вдова отдает на воспитание в семью Штольца.

Соответствующая сезонам композиция — круговая, также показывает закольцованность внутреннего состояния Ильи Ильича Обломова в начале повествования и перед смертью.

Художественное своеобразие

Образы центральных персонажей романа основаны на антитезе: Илья Обломов — Андрей Штольц, Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына.

В реализме Гончарова в его главном романе также важны:

  • Портрет. Описание каждого персонажа отражает его внутренний мир, характер.
  • Пейзаж. Описание природы каждый раз сочетается с мироощущением персонажей (в особенности — «Сон Обломова»).
  • Художественные детали и образы-символы (халат Обломова, ветка сирени для Ольги и другие).
  • Внутренние монологи. Размышления, сомнения героев позволяют раскрыть их чувства.

Конфликт

В основе «Обломова» — внутренний конфликт главного персонажа. Илья Ильич стоит перед выбором между бездействием и деятельностью. При этом конфликт обостряется извне: изменить уклад жизни героя подталкивают обстоятельства, а также другие персонажи, Андрей Штольц и Ольга Ильинская.

Проблемы

Основные проблемы, которые поднимаются в романе И. А. Гончарова «Обломов»:

  • Влияние среды на человека (для анализа берем главу «Сон Обломова»);
  • Выбор жизненного пути (образы Обломова и Штольца);
  • Испытание любовью;
  • Проблема «обломовщины» (отсутствия целей и стремлений);
  • Ответственность человека за свою судьбу;
  • Как природа отражает внутреннее состояние человека.
Иллюстрация К. Н. Чичагова, общественное достояние
Иллюстрация К. Н. Чичагова, общественное достояние

Вклад в литературу

Эстетика творчества И. А. Гончарова, и в особенности его романа «Обломов», повлияла на развитие реализма в русской литературе, представив новый тип персонажа. Аллюзии на роман Гончарова прослеживаются в творчестве его современника Л. Н. Толстого, который был в восторге от произведения, а также в прозе Владимира Набокова, современной писательницы Татьяны Толстой (роман «Кысь»).

Непреходящий успех получил «Обломов» на театральной сцене, начиная со во второй половины XX века.

В 1979 году по мотивам романа был снят двухсерийный фильм «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».

Список литературы:

  • Вайль П., Генис А. Обломов и «Другие». Гончаров // Родная Речь: Уроки Изящной Словесности. — М.: Независимая газета, 1991.

«Обломов» И. А. Гончарова: главное о романе

Дата создания — 1847-1859 гг.

Первая публикация — полностью в 1859 г., журнал «Современник»; глава «Сон Обломова» опубликована в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» в 1848 году.

Направление — реализм.

Род — эпос.

Жанр — роман.

Композиция — четырехчастная, круговая.

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость