Отмена крепостного права
«Лучше начать отменять крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу», — Александр II.
Начало правления Александра II
Александр II вступил на престол в тяжелый для России исторический момент:
-
Крымская война подорвала престиж России на международной арене, а также показала техническую отсталость страны.
-
Кризис крепостнической системы (низкая производительность крепостного труда, невозможность внедрения новых методов и технологий) привёл к уменьшению экспорта зерновых и сокращению доходов бюджета.
-
Модернизация экономики тормозилась отсутствием ивестиций и рынка свободной рабочей силы, а также низкой покупательной способностью населения.
-
Усиление антикрепостнических настроений: крестьянские бунты и восстания, деятельность революционных организаций, интеллигенция и общественные деятели призывали к созданию более справедливого общества.
Подготовка крестьянской реформы
Подготовка крестьянской реформы
|
Дата
|
Этап
|
Содержание, результат
|
Персоналии
|
январь 1857 г.
|
Создание Секретного комитета по крестьянскому вопросу
|
-
Рассматривал проекты реформы, оставшиеся от предыдущих царствований;
-
Комитет преднамеренно затягивал решение крестьянского вопроса.
|
-
Граф С. С. Ланской — министр внутренних дел, член комитета;
-
Граф А. Ф. Орлов — глава комитета;
-
Князь В. А. Долгоруков, граф М. Н. Муравьев, князь П. П. Гагарин — члены комитета.
|
ноябрь 1857 г.
|
Рескрипт Назимову
|
-
Предписание создать в каждой из губерний дворянские комитеты для обсуждения вопроса «о средствах к улучшению быта помещичьих крестьян»;
-
Начало официальной подготовки отмены крепостного права;
-
Начало работы губернских комитетов.
|
|
февраль 1858 г.
|
Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу
|
-
Создание комитетов в 46 губерниях;
-
Новый подъём крестьянского движения в стране;
-
Необходимость радикального решения крестьянского вопроса.
|
|
март 1859 г.
|
Создание Редакционных комиссий при Главном комитете
|
-
Собраны законодательные акты о владельческих крестьянах;
-
Рассмотрены проекты губернских комитетов (свыше 1000 проектов);
-
Подготовлен проект «Положения о крестьянах».
|
|
октябрь 1860 г.
|
Проект поступил в Главный комитет
|
-
Определены максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов, а также порядок их определения;
-
Определён порядок выкупа крестьянами своих наделов у помещиков;
-
Установлены нормы повинностей крестьян за пользование землёй.
|
|
январь 1861 г.
|
Рассмотрение проекта в Государственном Совете
|
-
Уточнены нормы наделов и повинностей крестьян;
-
Определены права крестьян на землю;
-
Установлены правила выкупа земли крестьянами;
-
Определены условия управления временнообязанными крестьянами.
|
-
Великий князь Константин Николаевич — председатель Государственного Совета;
-
Н. А. Милютин — председатель Земского отдела Министерства внутренних дел, тайный советник (либерал) — фактический руководитель подготовки реформы.
|
Получи больше пользы от Skysmart:
Отмена крепостного права
19 февраля 1861 г. — отмена крепостного права в Российской империи
|
Документ
|
Основные положения
|
Манифест «Об отмене крепостного права».
Московский митрополит Филарет по личной просьбе императора редактировал текст Манифеста.
|
Новые права
Гражданские права:
-
личная свобода и независимость от помещика;
-
право переходить в другие сословия;
-
право самостоятельно вступать в брак;
-
свобода выбора рода занятий;
-
право на судебную защиту;
-
право на смену места жительства.
Имущественные права:
Политические права:
|
Сохранение ограничений:
-
общинное землепользование и переделы земельных наделов;
-
сословное неравноправие;
-
запрещение занимать государственные должности;
-
обязанность платить подушную подать;
-
круговая порука при уплате налогов и исполнении государственных повинностей;
-
выполнение рекрутской повинности;
-
подверженность телесным наказаниям по приговорам волостных судов.
|
«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
|
Наделение землёй:
-
в зависимости от плодородия почвы земля в стране делилась на три полосы (чернозёмная, нечернозёмная, степная);
-
в каждой полосе устанавливались высший и низший размеры полевого надела, в их пределах крестьяне получали землю;
-
устанавливалась обязательность заключения добровольной сделки между крестьянской общиной и помещиком;
-
сделка закреплялась уставной грамотой;
-
споры между крестьянской общиной и помещиком урегулировали мировые посредники;
-
помещик мог отрезать у крестьян ранее обрабатываемые ими земли, если у него оставалось менее трети земли;
-
выделенная крестьянам земля принадлежала общине, в которой периодически осуществлялись переделы наделов.
|
Выкупная сделка:
-
имела принудительный характер;
-
земля выделялась крестьянам по цене, превышающей её рыночную стоимость более чем в полтора раза;
-
крестьяне становились свободными при условии выплаты общиной 20% стоимости земли;
-
до выплаты 20% крестьяне считались временнообязанными;
-
государство предоставило крестьянам ссуду — 80% стоимости земли, чтобы помещики получили выкупные деньги единовременно;
-
крестьяне должны были вернуть государству ссуду в форме ежегодных выкупных платежей в течение 49 лет;
-
выкуп стал обязательным по «Положению» 28 декабря 1881 г.
|
Термины
Уставная грамота — это документ, который устанавливал размер надела и повинности за пользование им временнообязанных крестьян.
Мировые посредники — это должностные лица, которые назначались губернатором по представлению дворянских собраний из местных дворян-помещиков, для разрешения претензий между помещиками и их прежними крепостными.
Выкупные платежи — это плата за землю, которую вносили крестьяне.
Временнообязанные крестьяне — бывшие помещичьи крестьяне, получившие личную свободу, но не выкупившие землю у помещика и потому продолжавшие исполнять оброк или барщину за пользование помещичьей землей.
Результат реформы
-
После отмены крепостного права все помещики в полном объёме сохранили прежние права на всю земельную собственность, то есть проблема помещичьего землевладения так и не была разрешена.
-
Даже после полного выкупа земли крестьяне лишь формально становились собственниками своих земельных наделов, поскольку практически во всех великорусских губерниях верховным собственником всей земли оставалась крестьянская община.
-
Несмотря на всю свою противоречивость и незавершенность, реформа явилась переломной гранью между Россией феодальной и Россией капиталистической, создав необходимые условия для перехода от аграрного общества к индустриальному:
-
Формируется рынок свободной рабочей силы.
-
Развиваются капиталистические отношения в сельском хозяйстве.
-
Расширяется потребительский рынок (растёт число горожан).
-
Формируются условия для либеральных преобразований в управлении, судебной системе, образовании.
Реформы 1860–1870-х гг.
Отмена крепостного права сделала 22,6 млн помещичьих крестьян субъектами правовых отношений, что потребовало проведения целой серии других реформ.
Земская реформа
Земская реформа
|
«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» (1864 г.)
-
Н. А. Милютин — один из авторов Земской реформы;
-
П. А. Валуев — министр внутренних дел Российской империи, принимавший активное участие в разработке и проведении реформы.
Цель: создание в России системы местного самоуправления, которая была ба основана на принципах выборности и всесословности.
Задачи:
-
привлечь к решению местных проблем все слои общества;
-
предоставить населению право решать вопросы местного характера;
-
частично возместить дворянству утрату прежней власти.
|
Содержание реформы
|
Значение реформы
|
-
Создание выборных земских (губернских и уездных) учреждений;
-
Разделение избирателей на три курии (землевладельцев, горожан и представителей сельских обществ);
-
Земские органы занимались местными хозяйственными вопросами (строительством дорог, школ, больниц, обеспечением продовольствием, благотворительностью и т. д.);
-
Земства были всесословными органами, их деятельность была направлена на улучшение жизни населения.
|
-
Попытка создать новую систему местного управления, основанную на всесословном представительстве;
-
Земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству;
-
Земские учреждения сыграли важную роль в подъёме местного хозяйства и улучшении жизни деревни.
|
Судебная реформа
Судебная реформа
|
Судебные уставы (1864 г.)
Министр юстиции Д. И. Замятнин отвечал за проведение реформы
Цель: модернизировать судебную систему Российской империи, сделать её более эффективной и справедливой.
Задачи:
-
сделать суд независимым от исполнительной власти;
-
ввести гласность и состязательность судебного процесса;
-
установить равенство всех сословий перед законом;
-
создать чёткую систему судебных инстанций;
-
повысить качество юридического образования и статус судей;
-
создать институт присяжных заседателей.
|
Содержание реформы
|
Значение реформы
|
-
Бессословность суда;
-
Независимость судей;
-
Состязательность процесса: прокурор — присяжный поверенный (адвокат);
-
Гласность суда;
-
Несменяемость судей и судебных следователей;
-
Суд присяжных;
-
Институт судебных следователей;
-
Прокуратура превратилась в орган надзора;
-
К смертной казни могут приговорить Особое присутствие Сената и военный суд;
-
Отменены клеймение и (для женщин) телесные наказания;
-
Телесные наказания для ссыльных каторжан, для штрафников в армии, для крестьян.
|
-
Являлась наиболее демократичной и радикальной в череде реформ Александра II;
-
Способствовала формированию гражданского общества и развитию правового государства;
-
Заложила основы русской школы адвокатов.
|
Реформы в области образования
Реформы в области образования (1863–1864 гг.)
|
Капиталистическое развитие страны, рост промышленности, торговли, сельского хозяйства требовали совершенствования народного образования.
-
Александр Васильевич Головнин — министр народного просвещения, один из авторов и руководителей образовательных реформ.
-
Николай Алексеевич Вышнеградский — педагог и организатор народного образования, один из авторов образовательных реформ.
Цель: модернизация и демократизация образовательной системы Российской империи.
Задачи:
-
расширение сети учебных заведений;
-
повышение доступности образования для всех слоёв населения;
-
улучшение качества обучения;
-
подготовка квалифицированных специалистов, необходимых для развития страны.
|
Содержание реформ
|
Значение реформ
|
«Университетский устав» (1863 г.):
Расширение автономии университетов, создание советов университетов, решавших все внутренние вопросы:
-
избрание ректора и преподавателей;
-
утверждение сметы расходов;
-
присуждение учёных степеней;
-
назначение стипендий студентам.
«Положение о начальных народных училищах» (1864 г.):
-
ликвидация государственно-церковной монополии на образование;
-
разрешение открывать учебные заведения земствам, общественным организациям и частным лицам;
-
закрепление существования различных типов начальных школ: государственных, церковно-приходских, земских, частных, воскресных (срок обучения 3 года).
«Устав гимназий и прогимназий» (1864 г.):
Создание новых типов учебных заведений:
-
классические гимназии (готовили к поступлению в университет);
-
реальные училища (готовили к поступлению в высшие технические заведения);
-
прогимназии (сокращенный срок обучения, 4 года);
-
увеличение числа женских гимназий (создаются с 1862 г.), открытие высших женских учебных заведений.
|
-
Создание в России достаточно массовой народной школы, система которой охватила все губернские, уездные города, многие сельские районы;
-
Повышение доступности образования;
-
Улучшение качества обучения, обновление учебных программ и методов обучения;
-
Повышение квалификации преподавателей;
-
Подготовка квалифицированных специалистов в различных областях: медицина, юриспруденция, инженерия и другие.
|
Городская реформа
Городская реформа
|
«Городовое положение» (1870 г.)
-
А. Е. Тимашев — министр внутренних дел, отвечал за проведение реформы.
-
М. Е. Салтыков-Щедрин — писатель и государственный служащий, принимал участие в разработке городской реформы.
Цель: модернизация и демократизация городского управления в Российской империи.
Задачи:
-
создание новых органов городского управления;
-
расширение прав и возможностей городских властей;
-
повышение эффективности управления городским хозяйством;
-
улучшение качества жизни горожан.
|
Содержание реформы
|
Значение реформы
|
-
В городах создавались всесословные органы городского самоуправления — городские думы, которые избирались на четыре года;
-
Избирательным правом обладали мужчины, достигшие 25 лет и платившие городские налоги;
-
Городская дума избирала исполнительный орган — городскую управу, а также городского голову, который возглавлял и думу, и управу;
-
Компетенция городского самоуправления включала в себя благоустройство города, развитие торговли и промышленности, народного образования и здравоохранения, содержание полиции и тюрем;
-
Надзор за деятельностью городских дум и управ осуществляло губернское по городским делам присутствие, состоявшее из чиновников, под председательством губернатора.
|
-
Повышение эффективности управления городским хозяйством;
-
Развитие городского хозяйства, промышленности и торговли;
-
Улучшение качества жизни горожан.
|
Военные реформы
Военные реформы (1864–1874 гг.)
|
Д. А. Милютин — военный министр, один из авторов и руководитель военных реформ.
Цель: устранить отставание вооруженных сил России от западноевропейских армий, повысить её боеспособность и эффективность.
Задачи:
-
сокращение численности армии в мирное время и создание обученного резерва на случай войны;
-
реорганизация системы управления армией;
-
улучшение качества подготовки офицеров и солдат;
-
внедрение новых видов вооружения и военной техники.
|
Содержание реформ
|
Значение реформ
|
-
Расширена сеть военно-учебных заведений: созданы военные гимназии, юнкерские училища, академии;
-
Введены новые уставы;
-
Офицерский корпус формируется исключительно из дворян;
-
Учреждены 15 военных округов, подчинённых военному министру;
-
Проведено перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией;
-
Постепенная отмена рекрутской повинности;
-
В 1874 г. введена всесословная воинская повинность с 20-летнего возраста (служба в армии 6 лет, во флоте — 7 лет);
-
Призыву не подлежали: духовенство, сектанты, инородцы, единственные сыновья и единственные кормильцы семьи.
|
-
Преобразования в армии стали важным фактором демократизации общества;
-
Всеобщая воинская повинность позволила существенно сократить численность армии и усилить ее боеготовность;
-
Повышение боеспособности армии, что проявилось в войне с Турцией (1877–1878 гг.);
-
Россия получила массовую армию, соответствующую требованиям времени.
|
Итоги реформ 1860–1870-х годов
-
Реформы способствовали модернизации Российской империи и переходу её на новый этап развития.
-
Сочетание либеральных и консервативных методов позволило сохранить самодержавие, а также помещичье землевладение и господствующее положение дворян.
-
Однако реформы Александра II не были завершены, что привело к росту общественного недовольства и социальным потрясениям.