Общая характеристика творчества
Фёдор Иванович Тютчев был переводчиком, дипломатом, а затем и тайным советником, увлекался философией, и его лирика гораздо ближе романтическому направлению, нежели господствовавшему в XIX веке реализму. Его творчество характеризуется интересом к природе, любви, философскими размышлениями о судьбе человека и мира, поэта называют в том числе предшественником и родоначальником символизма.
Вот основные факторы, повлиявшие на творчество Ф. И. Тютчева:
Литература
Поэт вдохновлялся классической русской лирикой, в первую очередь наследием А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, а также творчеством западноевропейских классиков: Гёте, Шиллера, Байрона. Ф. И. Тютчев был известен своими переводами произведений зарубежных авторов, что также отразилось на его поэтическом стиле.
Философия и религия
Фёдор Иванович всегда интересовался философией, в частности, идеями немецких мыслителей: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. В его лирике можно найти аллюзии к античной мифологии и библейским сюжетам.
Исторические события
Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе — все эти события привели к размышлениям о судьбе мира, России и ее пути, свободе и справедливости.
Личная жизнь
Перипетии личной жизни поэта нашли отражение в его любовной лирике. Основные адресаты стихотворений Ф. И. Тютчева о любви: Элеонора Ботмер (Петерсон) — первая жена, Эрнестина Пфеффель (Дернберг) — вторая жена, а также баронесса Амалия Крюденер и Елена Денисьева.
Художественные особенности лирики
Для Ф. И. Тютчева всегда была важна эмоциональная сторона лирики, для достижения которой он использовал различные средства художественной выразительности.
Метафоричность
Поэт любил яркие и неожиданные метафоры, которые помогали ему выразить сложные идеи и образы. Метафоры придают его стихам особую выразительность и глубину. Например, в стихотворении «Летний вечер» образность создается в том числе за счет развернутых метафор «звезды приподняли небесный свод», «волна поглотила пожар вечера».
Необычные сравнения
В дополнение к метафорам Ф. И. Тютчев часто использовал сравнения, особенно в философской лирике о природе. В частности, на развернутом сравнении построено стихотворение Ф. И. Тютчева «Вечер», в котором всего две строфы:
Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной, —
И в звучных листьях замер он.
Как море вешнее в разливе,
Светлея, не колыхнет день, —
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.
Обилие эпитетов
Без образных определений сложно представить любую лирику Ф. И. Тютчева — от любовной до философской и размышлений о природе. Так, эпитет звучит уже в первой строке стихотворения «О, как убийственно мы любим…», и этот троп многократно, но без повторов образа, используется в дальнейших строках стихотворения («встрече роковой», «волшебны взоры», «смех младенческо-живой», «ужасным приговором»).
Это основные, но далеко не все средства выразительности в лирике Ф. И. Тютчева.
Читайте подробный литературный анализ одного из стихотворений поэта:
Новое
Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» Ф. И. Тютчева
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Ключевые темы и мотивы
Наследие Ф. И. Тютчева настолько богато и разнообразно, что невозможно его полностью систематизировать в рамках нескольких тем, однако попробуем обозначить хотя бы наиболее важные из них:
Природа и пантеизм
В лирике Тютчева о природе воплотились его пантеистические взгляды — отождествление всего живого с богом, признание единства и святости природа, отказ от антропоцентризма (человек — не центр мира). Именно поэтому в его стихотворениях нет пейзажа в числом виде, описание природы всегда философично. Основные тезисы убеждений Ф. И. Тютчева звучат в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» 1836 года. Олицетворение природы выходит на первый план в стихотворениях: «Сияет солнце, воды блещут…», «Как весел грохот летних бурь…», «Первый лист».
Философская лирика
Важное место в поэзии Тютчева занимают мотивы хаоса и космоса: две стихии сталкиваются и противопоставляются в стихотворении «День и ночь», так или иначе звучат в «Видении», «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный…», «О чём ты воешь, ветр ночной?..» и ряде других произведений разных лет.
В зрелой лирике поэт всё чаще обращается к темам быстротечности времени, смерти («От жизни той, что бушевала здесь…», «Брат, столько лет сопутствовавший мне…»).
Любовь, страсть
В лирике Тютчева любовь предстает как всепоглощающее чувство, способное привести как к счастью, так и к трагедии. Поэт исследует различные аспекты любви, противоречивость и сложность чувства и его последствий. Он воспевает нежность и очарование, теплоту любви («Я очи знал, — о, эти очи!», «Люблю глаза твои, мой друг», «Я встретил вас — и всё былое…»), а также обращается к другой ее стороне — трагичности и грусти («Она сидела на полу», «О, как убийственно мы любим»).
Родина и патриотизм
Тема родины в творчестве Тютчева начинает регулярно звучать с 1840-х годов, после его возвращения в Россию. Отношение поэта к родине двойственное («Итак, опять увиделся я с вами, Места немилые, хоть и родные»), и в этой тональности близко лирике М. Ю. Лермонтова. В стихотворении «Эти бедные селенья…» наряду с пониманием недостатков звучит религиозный мотив благословенности родной земли. И, наконец, афористичным стало короткое стихотворение 1866 года «Умом Россию не понять…», тема которого — вера в Россию, ее особый путь.
Периодизация творчества
В творчестве Фёдора Ивановича Тютчева литературоведы выделяют следующие периоды:
Ранний период (1810-е – начало 1820-х)
В этот период Фёдор Иванович создавал свои первые стихи, не имевшие ярко выраженного авторского стиля, архаичные и во многом подражающие классической лирике XVIII века. Он находился под влиянием русской одической традиции и западноевропейской литературы.
Мюнхенский период (1822–1844 гг.)
В это время Тютчев занимался дипломатической деятельностью в Германии, а также занимался переводами лирики Гёте, Гейне, Шиллера и других немецких поэтов, создавал собственные стихотворения, развивал самобытный стиль. Поэтические произведения, созданные в период дипломатической службы, были опубликованы под заголовком «Стихи, присланные из Германии» (журнал «Современник», 1836 год), принесли Ф. И. Тютчеву известность. До возвращения в Россию поэт также успел написать несколько важных произведений любовной лирики.
Петербургский период (1844–1864 гг.)
Возвращение в Россию, жизнь в Петербурге — это годы творческого подъема, самое плодотворное время в поэтической истории Ф. И. Тютчева. На петербургский период творчества поэта приходится основная часть любовной лирики «Денисьевского цикла», посвященного Елене Александровне Денисьевой (с 1851 года, стихотворения «Не раз ты слышала признанье…» по 1869 год, «Две силы есть — две силы роковые…»). В 1854 году вышел первый отдельный сборник лирики Ф. И. Тютчева.
Поздний период (1864 – конец жизни)
Смерть «последней музы Тютчева» Е. А. Денисьевой в 1864 году была для него ударом, невосполнимым горем, которое в течение нескольких лет еще усилилось смертью нескольких его детей. Поэт продолжал посвящать Денисьевой стихи, но теперь они звучали трагически; грустные ноты, отчаяние проникали в философскую лирику поэта, неизменной оставалась лишь любовь к природе. Кроме того, в зрелой лирике Тютчева важное место заняла тема России и ее судьбы.
Список стихотворений Тютчева:
Стихотворения Ф. И. Тютчева
Список литературы:
- Кожинов В. В. Пророк в своем отечестве Федор Тютчев. — М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2002.
- Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.