История создания и контекст
«Письмо матери» написано в 1924 году, когда Есенин находился в Баку. В это время он переживал непростой период в своей жизни: недавнее расставание с Айседорой Дункан, творческие разногласия с другими поэтами, усталость от бесконечных гастролей. Всё это отражалось в его поэзии, делая её более глубокой и философской.
Это период зрелого творчества Сергея Есенина, когда его лирика отошла от модернистских течений, приобрела уникальную форму с характерными чертами. Стихи стали автобиографичными, показывая становление личности автора и зрелость его мыслей. В поэзии Есенина всё чаще появляются философские темы, связанные с прошлыми годами, утратой молодости, принятыми решениями и переживаемыми чувствами. Поэт неоднократно обращается к образу своего родного дома и села, видя в них источник спокойствия и беззаботности.
При этом отношения Сергея Есенина с матерью Татьяной Федоровной были сложными, переменчивыми. У женщины была тяжёлая судьба, она не могла получить развод с Александром Никитичем Есениным, терпела жестокое отношение свекрови, уезжала и вынуждена была оставить внебрачного ребёнка — всё это сказалось на её отношении к другим детям. Есенин последний раз побывал в селе Константинове и повидался с матерью 23 сентября 1925 года.
Литературный анализ
В «Письме матери» Есенин обращается к образу матери, тесно связанному для него с малой родиной. Это стихотворение, созданное за год с небольшим до смерти поэта, является своеобразной исповедью человека, давно покинувшего родной дом, но не разорвавшего с ним духовной связи, вспоминающего о матери и родной земле.
Лирический герой признается матери в тоске по дому, уверяет её, что они ещё встретятся, и в тоже время стремится защитить её от грусти и тревог. Он обращается к ней ласково, проникновенно, говорит о её важности в своей жизни.
Жанровые особенности
В жанровом плане стихотворение «Письмо матери» можно отнести к посланию — по выбранной форме обращения лирического героя к матери, а также к элегии — по тональности. В стихотворении явно прослеживается адресат, настроение — грусть и одновременно выражение теплых чувств к близкому человеку, философские размышления о жизни.
Размер и композиция
«Письмо матери» написано пятистопным хореем, этот стихотворный размер обеспечивает ритмичность и необходимую эмоциональную насыщенность. Рифмовка — перекрестная на протяжении всего стихотворения, то есть ритм и рифма не сбиваются, лирика звучит плавно.
В стихотворении отчасти соблюдается формат и структура рукописного письма-весточки: лирический герой обращается к матери и кратко сообщает о себе: «Ты жива ещё, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!»), объясняет причину письма, по всей видимости, одного из редких («Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне»), уговаривает не переживать («Ничего, родная! Успокойся»), делится своими чувствами и обещает вернуться, но в то же время просит не возвращаться к старым порядкам и не вызывать ушедшие переживания («Не буди того, что отмечталось… И молиться не учи меня. Не надо!»).
Композиция кольцевая: в финале вновь возникает образ матери, выходящей на дорогу и ожидающей своего сына (измененные строки второго четверостишия), но меняется тональность, звучит просьба — «не грусти так шибко обо мне».
Размер и композиция
Позднее творчество Есенина связано с имажинизмом — поэт стоял у истоков этого направления в 1919 году, и хотя в год написания стихотворения группа уже распалась, поэт продолжал уделять особое внимание метафорам, художественной изобразительности через поэтические образы.
Так, уже в первой строфе стихотворения используется развернутая метафора, в которую входят эпитеты:
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Эмоциональность — от нежности до грусти — в стихотворении передают именно эпитеты: «тоски мятежной», «родная», «тягостная бредь», «горький пропойца».
Образ родного дома с садом создается с помощью одновременно перифразы и метонимии: «Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад».
Во второй части стихотворения в обращении лирического героя к матери преобладают глаголы повелительного наклонения, и функция у них различная: письменный наказ, как поступать при встрече, а затем — попытка убедить не волноваться и не грустить. В предложениях с глаголами в повелительном наклонении прослеживается синтаксический параллелизм: повторы, одинаковая конструкция усиливают эмоциональность сказанного, подчёркивают важность конкретных строк. Важные мысли лирического героя подчеркиваются анафорами («Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет»).
Образ матери, ожидающей сына на дороге, повторяется в стихотворении дважды — в строке «в старомодном старом шушуне». Внимание заостряется на её простой народной одежде, звучит устаревшее слово.
В число лексических повторов входят и разговорно-сниженные слова «шибко» и «садануть», диалектизм и просторечное слово «бредь». Использование сниженной и архаичной лексики, отсутствие высоких книжных оборотов сближают поэтические строки с речью крестьян родных для поэта мест.
В комплексе выбранные Есениным тропы и риторические фигуры создают образность, убедительность и одновременно мелодичность стихотворения-письма.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Литературный анализ
Стихотворение «Письмо матери» можно рассматривать в контексте других произведений Есенина, посвященных теме родины и разлуки с домом. Например, в стихотворениях «Гой ты, Русь, моя родная…» и «Я покинул родимый дом…» также поднимается эта тема.
Кроме того, это стихотворение 1924 года перекликается с классической лирикой, начиная с Золотого века поэзии, в которой образ матери часто выступает как символ дома и гармонии.
Для сопоставления с «Письмом матери» С. Есенина на ЕГЭ по литературе стоит рассмотреть стихотворения:
- Н. А. Некрасов «Мать»;
- И. А. Бунин «Матери»;
- А. Твардовский «Не стареет твоя красота…»;
- М. Цветаева «Маме».
Тема возвращения в родные места звучит и в лирике других поэтов Серебряного века. В частности, схожесть мотивов — перемены, грусть и одновременно невозможность вернуть прошлое — прослеживается в стихотворении Осипа Мандельштама «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слёз»).
«Письмо матери» С. А. Есенина: кратко о стихотворении
Дата создания — 1924 год.
Первая публикация — журнал «Красная новь», 1924 год.
Литературное направление — имажинизм.
Род — лирика.
Жанр — послание.
Стихотворный размер — хорей.
Рифмовка — перекрестная (abab).
Композиция — кольцевая.