История создания и контекст
Стихотворение «Весенний дождь» было написано Афанасием Афанасьевичем Фетом в 1857 году. В то время поэт в основном был занят на военной службе, уже обрёл известность как мастер пейзажной лирики, и в его творчестве природа часто становилась объектом глубокого философского осмысления.
Опубликовано стихотворение спустя два года после написания — в 1859 году в журнале «Русское слово».
Литературный анализ
В стихотворении максимально важны визуальные образы, из которых складывается картина весны, ожидания дождя. Среди них — яркое солнце и освещённая им опушка леса, чистящий в песке крылья воробей (согласно примете, купание птицы в песке предвещает похолодание либо дождь), липы и их медовый запах.
Природа ждёт этот дождь, приближающийся завесой, и он дополняет картину в финальном четверостишии: сперва скромно — «две капли брызнули в окно», а затем во всю силу, интенсивно — «по свежим листьям барабанит».
Долгожданный весенний дождь в этом коротком стихотворении становится символом обновления и очищения. Он приносит свежесть и новую жизнь природе. Через этапы ожидания дождя, поэтическое описание раскрывается тема весны и её пробуждения. В простых, на первый взгляд, строках А. А. Фет передаёт красоту этого времени года, важность весны для природы.
Наблюдающий за дождём лирический герой-поэт чувствует гармонию с природой и наслаждается её красотой
Идея стихотворения «Весенний дождь» заключается в том, что природа является источником гармонии и красоты. Человек должен учиться у неё и находить радость в простых вещах.
Литературный анализ
Стихотворение «Весенний дождь» А. А. Фета написано классическим для русской поэзии двусложным размером — ямбом. В каждой строке по четыре стопы, рифмовка — перекрестная. Этот размер универсален, его часто использовал А. С. Пушкин, передавая разные настроения — от восторга перед природой до эмоционального обращения к возлюбленной.
Композиция короткого стихотворения А. А. Фета — линейная: от первых примет приближающегося дождя до его кульминации — барабанящих капель.
Средства выразительности
Картина весеннего дождя разворачивается в трёх строфах стихотворения главным образом за счёт метафор: «разрывы облак», «солнце блещет», «качаясь, движется завеса», «мёдом тянет».
Образность дополняется ярким сравнением «И будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса» и завершается олицетворением «И что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит». Для жанра пейзажной лирики в стихотворении не так много эпитетов («золотой пыли», «душистым мёдом», «свежим листьям»), и частично они входят в другие, более развёрнутые тропы, перечисленные выше.
Связи с другими произведениями
Основная часть поэтического наследия А. А. Фета посвящена природе, создана согласно идеалам «чистого искусства» ради эстетики и наслаждения, и стихотворение «Весенний дождь» перекликается со многими его произведениями, в особенности о двух самых наполненных жизнью сезонах — весне и лете.
Вот лишь некоторые самые известные стихотворения А. А. Фета со схожими мотивами и образами:
- «Ещё майская ночь»;
- «Это утро, радость эта…»;
- «Ещё весны душистой нега…»;
- «Весенние мысли»;
- «Первый ландыш»;
- «Уж верба вся пушистая…»;
- «Весна на дворе»;
- «Ещё весна, — как будто неземной…»;
- «Опять незримые усилья…»;
- «Ещё, ещё! Ах, сердце слышит…».
Если сравнивать стихотворения «Весенний дождь» А. А. Фета и В. Я. Брюсова (1908 год), то можно выделить не только общую тему, вынесенную в название, но и некоторые образы, детали пейзажа. Для каждого из поэтов весенний дождь — радостное событие, неразрывно связанное с теплом и свежестью, именно поэтому в стихотворениях обязательно возникают метафоры, включающие солнечный свет, упоминаются растения, природа, ожидающая этот дождь. Есть сходство и в звуках, они тоже живые, по-весеннему притягательные: «барабанит» у А. А. Фета и «застучал», «прошумел» у В. Я. Брюсова.
«Весенний дождь» А. А. Фета: кратко о стихотворении
Дата создания — 1857 год.
Первая публикация — журнал «Русское слово», 1859 год.
Литературное направление — чистое искусство.
Род — лирика.
Жанр — пейзажная лирика.
Стихотворный размер — ямб.
Рифмовка — перекрестная (abab).