b733e4

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» С. А. Есенина

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» С. А. Есенина
2.1K

«Гой ты, Русь, моя родная» С. А. Есенина — эмоциональное стихотворение о любви к родине и природе, пронизанное восхищением жизнью. В материале ниже подробно рассмотрим историю создания этой лирики, ее лексическое богатство и выразительность, связь с другими произведениями Сергея Есенина и других поэтов.

История создания и контекст

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» — часть раннего творчества Сергея Есения, создано в 1914 году. К тому времени поэт почти два года как окончил обучение в школе и покинул родное рязанское село, переехав в Москву.

Именно в 1914 году было опубликовано и дебютное стихотворение поэта — знаменитая «Береза». И в этой лирике, неразрывно связанной с малой Родиной и любовью к природе, прослеживается общая тенденция первых лет творчества Сергея Есенина.

Позднее период с 1914 по 1918 годы назовут «новокрестьянской» поэзией в лирике Есенина. Этот термин не является названием отдельного литературного направления, а представляет собой условное объединение творчества поэтов Серебряного века, имевших деревенское происхождение и схожие мотивы лирики.

Помимо Есенина, «новокрестьянскую» поэзию создавали Н. Клюев, А. Ширяевец, П. Орешин, П. Радимов, чье творчество приходится на 1900–1910-е годы. Их объединяет обращение к России деревенской в противовес России «железной», к миру природы и традициям устного творчества — и все это в сочетании с современными эпохе стилевыми устремлениями модерна. Творческого объединения они не образовывали, манифестов не провозглашали. Целью новокрестьянских поэтов были отражение национальной культуры и поиск идеалов в эпоху перемен.

«Церковь на берегу реки» (масло, холст), художник Б. Ф. Борзин
«Церковь на берегу реки» (масло, холст), художник Б. Ф. Борзин, лиц. CC BY-SA 4.0

Литературный анализ

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» является выдающимся произведением лирики Есенина, в котором он выражает любовь и восхищение родиной. Читатель погружается в мир лирического героя, наслаждаясь описанием просторов русских земель.

Новое

Есенин С.А. — Гой ты, Русь, моя родная…Читать →

Размер и композиция

Стихотворение написано четырехстопным хореем, создающим звонкое, бодрое звучание, приближенное к народному.

Ритм и рифмовка на протяжении стихотворения не сбиваются, строки всегда рифмуются перекрестно.

«Гой ты, Русь, моя родная…»включает пять четверостиший. Восклицательная интонация, максимум эмоциональности — в первом и финальном четверостишиях. В центральной части преобладает описание. Также финал стихотворения отражает глубокие чувства поэта к его родине, которая для него является райским местом.

Размер и рифмовка стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...»

Получи больше пользы от Skysmart:

Средства выразительности

Особую поэтичность, народность, звучность стихотворению «Гой ты, Русь, моя родная» придают архаизмы и разговорные слова. Стихотворение даже начинается с междометия «гой», а в дальнейшем с помощью устаревшей лексики создается уютный образ родины — «хаты — в ризах образа», «за корогодом», «по стежке», «на приволь зеленых лех».

Поэт не ограничивается использованием особой лексики, он расширяет поэтичность классическим способом, вслед за лириками XIX века создает образность с помощью метафор и других средств выразительности. Так, например, скрытые сравнения (метафоры) лежат в основе следующих поэтических описаний природы: «синь сосёт глаза», «звонко чахнут тополя». Не менее яркие образы создают метафоры, связанные со звуками мелодией родных мест: «прозвенит девичий смех», «гудит… пляс».

В стихотворении все эпитеты имеют положительную коннотацию: «Русь родная», «кроткий Спас», «у низеньких околиц», «веселый пляс». Это ранняя лирика, грустные нотки в строках о родине появятся лишь в поздних произведениях.

Образность дополняется сравнениями, одновременно простыми и емкими, соответствующими архаично-народному стилю всего стихотворения: «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как серёжки, прозвенит девичий смех».

«Пруд в Абрамцеве», В. Д. Поленов
«Пруд в Абрамцеве», В. Д. Поленов, общественно достояние

Связи с другими произведениями

Ранняя лирика Сергея Есенина продолжает традиции классиков (А. С. Пушкин «Деревня», «Вновь я посетил…», М. Ю. Лермонтов «Родина»). Сильнее, чем с другими произведениями, «Гой ты, Русь, моя родная…» перекликается в плане мотивов и лексики со стихотворением А. К. Толстого «Край ты мой, родимый», в котором также используются эмоциональные, торжественные и одновременно народные обращения обращения с употреблением вызывательного восклицательного междометия «гой» (в сочетании с местоимением «ты» («Гой ты, родина моя! Гой ты, бор дремучий!»).

Кроме того, это стихотворению Сергея Есенина близки мотивы лирики тех современников, кто творил в рамках других направлений (например, А. А. Блок «Родина» 1908 г.).

Мотивы и общее мироощущение сближают с лирикой Есенина творчество Н. Рубцова («Тихая моя родина»), К. Симонова («Родина») — отчасти преемников поэта.

Наконец, стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» продолжает оставаться вдохновением не только для поэтов и писателей, но и музыкантов (эти стихи становились основной песен), художников. Подобные мотивы красоты деревенского, любви к родине и природе можно увидеть и в работах художников: И. Шишкина, В. Поленова, И. Левитана, А. Куинджи, А. Саврасова, И. Айвазовского.

Предлагаем послушать выразительное чтение стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…»:

«Гой ты, Русь, моя родная» С. А. Есенина: кратко о стихотворении

Дата создания — 1914 год.

Первая публикация — 1916 год, сборник «Радуница».

Литературное направление — новокрестьянская поэзия.

Род — лирика.

Жанр — элегия, послание.

Композиция — линейная.

Стихотворный размер — четырехстопный ямб.

Рифмовка — перекрестная, abab.

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость