b733e4

Литература Серебряного века

Литература Серебряного века
Новое

В этой статье мы рассмотрим один из самых ярких и интересных периодов в истории русской литературы — Серебряный век: эстетические программы и направления, литературные объединения, выдающихся поэтов и писателей, знаковые произведения.

Что такое Серебряный век?

Это период в истории русского искусства, который длился с конца XIX по начало XX века. Точные даты назвать невозможно, так как существуют различные мнения как относительно начала развития новых направлений русской поэзии, так и окончательного перехода к соцреализму.

Название было дано по аналогии с Золотым веком русской поэзии (первая треть XIX века). Серебряный век ознаменовался новым витком развития не только литературы, но и живописи, музыки, театра и балета.

Эстетические программы и направления

В первую очередь этот период известен поэтическими произведениями, и устоявшимся стало выражение «Серебряный век русской поэзии». Это время модернизма: экспериментов с символикой, содержанием и формой стиха, поиска новых средств выразительности. Именно в Серебряном веке становятся популярны поэтические объединения, разрабатывающие собственные концепции поэзии. Разберем основные эстетические программы и направления.

Символизм

1890-е годы – 1910 год

Русский символизм зародился в 1890-е годы, став результатом кризиса после крушения народничества и роста пессимистических настроений. Однородным это течение не было, оно развивалось и разделилось на «старших» символистов (Д. С. Мережковский, Ф. К. Сологуб, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт), во многом поэтов декаданса, воспринимавших направление в эстетическом плане, и «младших» символистов (младосимволистов — А. А. Блока, А. Белого, В. И. Иванова), для которых поэзия важна была в философско-религиозном значении.

Акмеизм

1912–1921 годы

«Акме» — «вершина зрелости». Другое название направления — адамизм. Акмеисты противопоставляли символизму предметность (материальность) образов, отмечали важность точных значений и художественных деталей. Для поэтов было важно перенести в лирику вещественность и связь с пространством других видов искусств: скульптуры, архитектуры и живописи. Программа и идеи акмеистов впервые прозвучали публично 19 декабря 1912 года в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге. У истоков акмеизма стояли Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Городецкий, их поэтические убеждения поддерживали другие участники «Цеха поэтов».

Футуризм

1910 год – конец 1920-х

Начало первому авангардистскому движению в русской литературе положил альманах «Садок судей» в 1910 году, через год после зарождения футуризма в Италии. В 1912 году были опубликованы манифест русских футуристов «Пощечина общественному вкусу» и одноименный сборник, в который вошла лирика объединения «Гилея». В манифесте заявлялось об отказе от литературных традиций, устанавливался курс на эксперименты с формой и содержанием.

От других направлений Серебряного века русской поэзии футуризм отличался также разнообразием групп-ответвлений. Члены поэтической группы «Гилея» являлись кубофутуристами, именовали себя «будетлянами», активно создавали новые слова, практиковали «заумный язык». Именно в их число входили Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Давид и Николай Бурлюки. Эгофутуристы, напротив, шире использовали новые иноязычные слова, выдвигали на первый план эго — себялюбие. Самым известным эгофутуристом был Игорь Северянин, но он оставался в группе недолго, сменил направление поэзии. Также русский футуризм был отправной точкой для имажинизма.

Имажинизм

1918–1925 годы

Объединение «Орден имажинистов» создано Анатолием Мариенгофом, Вадимом Шершеневичем и Сергеем Есениным в 1918 году в Москве, а в 1919 году была опубликована имажинистская «Декларация». На протяжении почти пяти лет имажинисты были одной из самых активных поэтических групп, организовывали литературные вечера, выпускали поэтические сборники.

Как и для футуристов, представителям имажинизма важен был эпатаж, неожиданные метафоры — это средство выразительности стало основным в лирике, так как целью творчества заявлялось создание образа. При этом в раннем творчестве Сергея Есенина и других примкнувших к имажинизму поэтов также прослеживается разнообразие метафор.

Новокрестьянская поэзия

Около 1910 – конец 1920-х годов

В отличие от остальных объединений Серебряного века эта группа названа так условно, поэты не объединялись и никак не обозначали направление своего творчества, не выдвигали манифестов, но их лирика имеет некоторые общие черты миропонимания и поэтики: это обращение к теме пасторальной, близкой к природе крестьянской России вопреки России «железной», связь с традициями и фольклором, чувство ностальгии в сочетании со стилевыми веяниями модернизма. Новокрестьянскими поэтами называют в первую очередь Сергея Есенина, Николая Клюева, Петра Орешина.

Реализм

С началом Серебряного века реализм не угас, а, напротив, продолжил активно развиваться в творчестве писателей, чьи произведения стали классикой литературы. На первый план вышли изображение острых социальных проблем в сочетании с историзмом и психологизмом повествования. Эти черты были общими для поздней прозы А. П. Чехова и Л. Н. Толстого, а также произведений А. И. Куприна, Л. Н. Андреева, В. Г. Короленко, М. Горького. К 1930-м годам наметился переход к соцреализму.

5.2K

Что такое реализмЧитать →

Получи больше пользы от Skysmart:

Поэты и писатели

В историю литературы Серебряного века вошли десятки имен. Ниже — подробнее о нескольких ярких представителей литературной эпохи.

Александр Блок

Один из главных поэтов символизма и Серебряного века в целом, Александр Блок опирался на музыку стиха уже в ранних произведениях — цикле «Стихи о Прекрасной даме», затем на первый план для поэта вышла «музыка революции». Для поэзии Блока также характерны мистицизм, тяга к мифологической многозначности, двоемирие.

Главные произведения: «Двенадцать», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…».

А. Блок в 1903 году, общественное достояние
А. Блок в 1903 году, общественное достояние

Анна Ахматова

Лирика Анны Ахматовой на протяжении всех этапов творчества была связана с философией акмеизма, вдохновлялась реальным, вещественным миром и вместе с тем отражала все страдания последующих за Серебряным веком переломных лет. Основное средство выразительности — художественная деталь.

Главные произведения: «Реквием», «Сжала руки под темной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить», «Сероглазый король».

А. Ахматова в 1921 году, лиц. CC BY-SA 4.0
А. Ахматова в 1921 году, лиц. CC BY-SA 4.0

Марина Цветаева

Имя Марины Цветаевой вошло в историю Серебряного века несмотря на то, что ее лирика носила свободный характер, не принадлежала ни к одному из течений эпохи. Лирическую героиню лирики Цветаевой отличает трагическое мировосприятие, образный ряд часто многоплановый, сочетает архаичность и новаторство. Еще одна особенность поэзии — звукопись, музыка стиха.

Главные произведения: «Имя твое — птица в руке», «Мне нравится, что Вы больны не мной», «Кто создан из камня, кто создан из глины», «Рас-стояние: версты, мили…».

Марина Цветаева в 1925 году, фото Петра Шумова, общественное достояние
Марина Цветаева в 1925 году, фото Петра Шумова, общественное достояние

Владимир Маяковский

Главный футурист Серебряного века создавал произведения в разных жанрах, каждый раз экспериментируя с формой и содержанием: трагедии, оды, элегии, любовные и сатирические стихотворения.

Главные произведения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Лиличка!», «Про это», «Во весь голос».

2K

Обзорный анализ лирики В. В. МаяковскогоЧитать →

В. Маяковский в 1920 году, общественное достояние
В. Маяковский в 1920 году, общественное достояние

Сергей Есенин

Творчество Сергея Есенина не укладывается в рамки одного литературного направления: ранняя лирика классифицируется как новокрестьянская поэзия, в разное время он соприкасался с символизмом, акмеизмом, футуризмом, стоял у истоков имажинизма и некоторое время увлекался им.

Произведения в рамках новокрестьянской поэзии и имажинизма: «Берёза», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая...», «Гаснут красные крылья заката...».

Сергей Есенин в 1925 году, общественное достояние
Сергей Есенин в 1925 году, общественное достояние

Михаил Булгаков

Один из немногих прозаиков, в творчестве которого есть общие для Серебряного века черты, Михаил Булгаков также ощущал и отображал в своих произведениях переломное время, находился в поиске новых форм и приемов выразительности, добавлял в повествование подтекст.

Произведения в рамках Серебряного века: «Белая гвардия», «Зойкина квартира», «Кабала святош».

М. Булгаков в 1928 году, общественное достояние
М. Булгаков в 1928 году, общественное достояние

Кратко о литературе Серебряного века

Направление

Особенности

Представители и произведения

Реализм

Воплощение социальных изменений эпохи, психологизм и правдивое изображение жизни

Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн.

М. Горький

Новокрестьянская поэзия

Любовь к малой родине в противовес городской культуре, использование фольклорных сюжетов и средств выразительности

Н. Клюев, С. Есенин, Сергея Клычков, А. Ширяевец, П. Орешин

Символизм

Добавление тайных смыслов через символы, пессимистические настроения

К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Андрей Белый

Акмеизм (адамизм)

Предметность, конкретика, художественная деталь

Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам

Футуризм

Протест против традиционного стихосложение, эксперимент с формой, содержанием, образностью

В. Маяковский, В. Хлебников, А. Кручёных, Д. Бурлюк, И. Северянин, И. Игнатьев

Имажинизм

Метафора как основное средство выразительности, насыщение лирики образами

А. Мариенгоф, В. Шершеневич, С. Есенин, И. Грузинов, М. Ройзман

Список литературы:

  • Барковская Н. В. Поэзия серебряного века. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический институт, 1999.
  • Воспоминания о серебряном веке / Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. — М.: Республика, 1993.

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость