Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» Ф. И. Тютчева

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» Ф. И. Тютчева
Новое

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» — вдохновленная натуральной философией элегия Ф. И. Тютчева о взаимосвязи природы и человека, духовности. В статье подробно разберем историю и контекст создания, разнообразие и роль средств выразительности, а также связь с классической лирикой других поэтов — как предшественников, так и последователей Ф. И. Тютчева.

История создания и контекст

Огромное влияние на Ф. И. Тютчева как поэта оказали немецкий романтизм с характерным для него двоемирием и взгляды немецких философов — в первую очередь Шеллинга, Шопенгауэра, Канта.

Поэт долгое время прожил за границей, увлекался натуральной философией, пантеизмом Шеллинга, согласно которому природа рассматривалась как «душа мира», созидающая сила. Эти взгляды и европейские традиции Тютчев умело сочетал в лирике с поэтическими веяниями первой половины XIX века в России.

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» создано в период формирования авторской поэтики, в 1836 году. Это уже далеко не ранняя лирика, архаичная по стилю и близкая к поэзии XVIII века, а расцвет творчества Ф. И. Тютчева.

Литературный анализ

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» — в большей степени философская, нежели пейзажная лирика. В нем нет описания конкретной картины природы, на первый план выходит экспрессивный спор лирического героя с теми, кто не верит в одухотворенность природы. Объектом описания для поэта является не сам предмет, а мысль о нем. Именно в этой мысли, а не в предметной реальности Тютчев находил истинную красоту.

Композиция и содержание

С первых строк стихотворения лирический герой спорит со слушателем (читателем), доказывает свою точку зрения, указывая на суть природы и отношение к ней.

Вторая и четвертые строфы стихотворения были вычеркнуты из текста цензурой, так как озвученные в них пантеистические убеждения Ф. И. Тютчева противоречили церковным. Не допущенные к печати, а затем утраченные строфы пытался восстановить поэт Н. В. Сушков, для этого он в 1851 году обращался к Тютчеву, но безуспешно. Доступные в наши дни варианты реконструкции стихотворения включают мысли о связи природы и Творца, критику «слуг догматов», однако ни один из них не является исторически подтвержденным.

В третьем четверостишии лирический герой продолжает обличать заблуждения оппонентов, задавая риторические вопросы.

Вторая часть стихотворения, не тронутая цензурой, — это уже не попытка спора, убеждения, а принятие факта непонимания природы большинством — «они не видят и не слышат». Строфы 5–7 построены по одному принципу: включают обобщенные картины природы и восклицания о том, что «они» не видят душу природы ни в чем из перечисленного, остаются слепы, глухи и безучастны. Финальная строфа — вывод «не их вина» и сопоставление духовной «глухоты» к природе с безразличием даже к голосу матери.

Размер и рифма

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» написано ямбом, классическим размером для Золотого века русской литературы. Этот размер универсален и позволяет передать как патетическую речь, и изменение настроения, более спокойные рассуждения.

Рифмовка перекрестная, соблюдается во всех строфах. Стихотворение звучит эмоционально, возвышенно.

Размер и рифмовка в стихотворении «Не то, что мните вы, природа...»

Средства выразительности

Для усиления патетики Ф. И. Тютчев комбинирует различные синтаксические и лексические средства художественной выразительности.

С первой строфы для этой цели активно используются анафоры: сначала в виде отрицания, спора (частица «не» в начале строки), затем — утверждения своих взглядов в рассуждениях о природе:

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Используется анафора и в полных иронии риторических вопросах, начинающихся с «иль» («Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве…»). Наряду с риторическими вопросами в стихотворении звучат риторические восклицания: они появляются во второй части произведения, в которой лирический герой уже не спорит и не вопрошает, а подводит итоги.

Возвышенное звучание стихотворению придает книжная лексика, прежде всего архаизмы: «мните», «зрите», «лик», «чреве» и другие. В результате обличительная речь лирического героя звучит более торжественно, высокопарно.

Образ природы в стихотворении создается с помощью олицетворений — это средство выразительности наиболее логично для того, чтобы доказать наличие души природы, ее одухотворенность («При них леса не говорили И ночь в звездах нема была», «В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза»). Поэтические образы, выразительность усиливаются с помощью ярких метафор («Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела») и эпитетов («бездушный лик», «родимом чреве»).

«Первая зелень», И. С. Остроухов
«Первая зелень», И. С. Остроухов, 1887 год, общественное достояние

Получи больше пользы от Skysmart:

Связь с другими произведениями

Источником вдохновения для этой лирики, согласно исследователям творчества Ф. И. Тютчева, могло стать стихотворение К. Н. Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…», опубликованное в 1819 году. В нем также звучит обращение к природе и выражение чувств к ней, используются анафоры и синтаксический параллелизм.

Тема природы — одна из ключевых в творчестве Ф. И. Тютчева. Природа в его лирике предстает в ее разнообразии, с ней отождествляется божественное — в этом проявляются пантеистические взгляды поэта. Тематически, идейно и композиционно «Не то, что мните вы, природа…» связано со стихотворениями «Еще земли печален вид…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Как неожиданно и ярко…» и другими. В каждом из этих стихотворений обязательно есть сопоставление природы и души человека.

Творчество Ф. И. Тютчева высоко оценивали его современники, включая А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова и И. С. Тургенева.

В философском ключе тему связь природы и души человека развивали символисты в конце XIX – начале XX века. Более того старшие символисты (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт) отмечали схожесть принципов мировоззрения, называли Ф. И. Тютчева предшественником символизма: в использовании символов и намеков для «выражения невыразимого», скрывающегося за покровом реального мира трансцендентного бытия, мифологичности сознания.

Список литературы:

  • Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Поэтика. История литературы. Кино.. — М., 1977. — С. 38—51
  • Лотман Юрий. Спецкурс «Русская философская лирика. Творчество Тютчева». — Тютчевский сборник II. — Тарту, 1999.

«Не то, что мните вы, природа…» Ф. И. Тютчева: кратко о стихотворении

Дата создания — 1836 год.

Первая публикация — журнал «Современник», 1836.

Литературное направление — романтизм.

Род — лирика.

Жанр — элегия.

Стихотворный размер — ямб.

Рифмовка — перекрестная (abab).

Комментарии

Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость