b733e4

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» Ф. И. Тютчева

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» Ф. И. Тютчева
Новое

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» — вдохновленная натуральной философией элегия Ф. И. Тютчева о взаимосвязи природы и человека, духовности. В статье подробно разберем историю и контекст создания, разнообразие и роль средств выразительности, а также связь с классической лирикой других поэтов — как предшественников, так и последователей Ф. И. Тютчева.

История создания и контекст

Огромное влияние на Ф. И. Тютчева как поэта оказали немецкий романтизм с характерным для него двоемирием и взгляды немецких философов — в первую очередь Шеллинга, Шопенгауэра, Канта.

Поэт долгое время прожил за границей, увлекался натуральной философией, пантеизмом Шеллинга, согласно которому природа рассматривалась как «душа мира», созидающая сила. Эти взгляды и европейские традиции Тютчев умело сочетал в лирике с поэтическими веяниями первой половины XIX века в России.

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» создано в период формирования авторской поэтики, в 1836 году. Это уже далеко не ранняя лирика, архаичная по стилю и близкая к поэзии XVIII века, а расцвет творчества Ф. И. Тютчева.

Литературный анализ

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» — в большей степени философская, нежели пейзажная лирика. В нем нет описания конкретной картины природы, на первый план выходит экспрессивный спор лирического героя с теми, кто не верит в одухотворенность природы. Объектом описания для поэта является не сам предмет, а мысль о нем. Именно в этой мысли, а не в предметной реальности Тютчев находил истинную красоту.

Композиция и содержание

С первых строк стихотворения лирический герой спорит со слушателем (читателем), доказывает свою точку зрения, указывая на суть природы и отношение к ней.

Вторая и четвертые строфы стихотворения были вычеркнуты из текста цензурой, так как озвученные в них пантеистические убеждения Ф. И. Тютчева противоречили церковным. Не допущенные к печати, а затем утраченные строфы пытался восстановить поэт Н. В. Сушков, для этого он в 1851 году обращался к Тютчеву, но безуспешно. Доступные в наши дни варианты реконструкции стихотворения включают мысли о связи природы и Творца, критику «слуг догматов», однако ни один из них не является исторически подтвержденным.

В третьем четверостишии лирический герой продолжает обличать заблуждения оппонентов, задавая риторические вопросы.

Вторая часть стихотворения, не тронутая цензурой, — это уже не попытка спора, убеждения, а принятие факта непонимания природы большинством — «они не видят и не слышат». Строфы 5–7 построены по одному принципу: включают обобщенные картины природы и восклицания о том, что «они» не видят душу природы ни в чем из перечисленного, остаются слепы, глухи и безучастны. Финальная строфа — вывод «не их вина» и сопоставление духовной «глухоты» к природе с безразличием даже к голосу матери.

Размер и рифма

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» написано ямбом, классическим размером для Золотого века русской литературы. Этот размер универсален и позволяет передать как патетическую речь, и изменение настроения, более спокойные рассуждения.

Рифмовка перекрестная, соблюдается во всех строфах. Стихотворение звучит эмоционально, возвышенно.

Размер и рифмовка в стихотворении «Не то, что мните вы, природа...»

Средства выразительности

Для усиления патетики Ф. И. Тютчев комбинирует различные синтаксические и лексические средства художественной выразительности.

С первой строфы для этой цели активно используются анафоры: сначала в виде отрицания, спора (частица «не» в начале строки), затем — утверждения своих взглядов в рассуждениях о природе:

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Используется анафора и в полных иронии риторических вопросах, начинающихся с «иль» («Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве…»). Наряду с риторическими вопросами в стихотворении звучат риторические восклицания: они появляются во второй части произведения, в которой лирический герой уже не спорит и не вопрошает, а подводит итоги.

Возвышенное звучание стихотворению придает книжная лексика, прежде всего архаизмы: «мните», «зрите», «лик», «чреве» и другие. В результате обличительная речь лирического героя звучит более торжественно, высокопарно.

Образ природы в стихотворении создается с помощью олицетворений — это средство выразительности наиболее логично для того, чтобы доказать наличие души природы, ее одухотворенность («При них леса не говорили И ночь в звездах нема была», «В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза»). Поэтические образы, выразительность усиливаются с помощью ярких метафор («Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела») и эпитетов («бездушный лик», «родимом чреве»).

«Первая зелень», И. С. Остроухов
«Первая зелень», И. С. Остроухов, 1887 год, общественное достояние

Получи больше пользы от Skysmart:

Связь с другими произведениями

Источником вдохновения для этой лирики, согласно исследователям творчества Ф. И. Тютчева, могло стать стихотворение К. Н. Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…», опубликованное в 1819 году. В нем также звучит обращение к природе и выражение чувств к ней, используются анафоры и синтаксический параллелизм.

Тема природы — одна из ключевых в творчестве Ф. И. Тютчева. Природа в его лирике предстает в ее разнообразии, с ней отождествляется божественное — в этом проявляются пантеистические взгляды поэта. Тематически, идейно и композиционно «Не то, что мните вы, природа…» связано со стихотворениями «Еще земли печален вид…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Как неожиданно и ярко…» и другими. В каждом из этих стихотворений обязательно есть сопоставление природы и души человека.

Творчество Ф. И. Тютчева высоко оценивали его современники, включая А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова и И. С. Тургенева.

В философском ключе тему связь природы и души человека развивали символисты в конце XIX – начале XX века. Более того старшие символисты (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт) отмечали схожесть принципов мировоззрения, называли Ф. И. Тютчева предшественником символизма: в использовании символов и намеков для «выражения невыразимого», скрывающегося за покровом реального мира трансцендентного бытия, мифологичности сознания.

Список литературы:

  • Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Поэтика. История литературы. Кино.. — М., 1977. — С. 38—51
  • Лотман Юрий. Спецкурс «Русская философская лирика. Творчество Тютчева». — Тютчевский сборник II. — Тарту, 1999.

«Не то, что мните вы, природа…» Ф. И. Тютчева: кратко о стихотворении

Дата создания — 1836 год.

Первая публикация — журнал «Современник», 1836.

Литературное направление — романтизм.

Род — лирика.

Жанр — элегия.

Стихотворный размер — ямб.

Рифмовка — перекрестная (abab).

Комментарии

Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость