История создания и контекст
Огромное влияние на Ф. И. Тютчева как поэта оказали немецкий романтизм с характерным для него двоемирием и взгляды немецких философов — в первую очередь Шеллинга, Шопенгауэра, Канта.
Поэт долгое время прожил за границей, увлекался натуральной философией, пантеизмом Шеллинга, согласно которому природа рассматривалась как «душа мира», созидающая сила. Эти взгляды и европейские традиции Тютчев умело сочетал в лирике с поэтическими веяниями первой половины XIX века в России.
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» создано в период формирования авторской поэтики, в 1836 году. Это уже далеко не ранняя лирика, архаичная по стилю и близкая к поэзии XVIII века, а расцвет творчества Ф. И. Тютчева.
Литературный анализ
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» — в большей степени философская, нежели пейзажная лирика. В нем нет описания конкретной картины природы, на первый план выходит экспрессивный спор лирического героя с теми, кто не верит в одухотворенность природы. Объектом описания для поэта является не сам предмет, а мысль о нем. Именно в этой мысли, а не в предметной реальности Тютчев находил истинную красоту.
Композиция и содержание
С первых строк стихотворения лирический герой спорит со слушателем (читателем), доказывает свою точку зрения, указывая на суть природы и отношение к ней.
Вторая и четвертые строфы стихотворения были вычеркнуты из текста цензурой, так как озвученные в них пантеистические убеждения Ф. И. Тютчева противоречили церковным. Не допущенные к печати, а затем утраченные строфы пытался восстановить поэт Н. В. Сушков, для этого он в 1851 году обращался к Тютчеву, но безуспешно. Доступные в наши дни варианты реконструкции стихотворения включают мысли о связи природы и Творца, критику «слуг догматов», однако ни один из них не является исторически подтвержденным.
В третьем четверостишии лирический герой продолжает обличать заблуждения оппонентов, задавая риторические вопросы.
Вторая часть стихотворения, не тронутая цензурой, — это уже не попытка спора, убеждения, а принятие факта непонимания природы большинством — «они не видят и не слышат». Строфы 5–7 построены по одному принципу: включают обобщенные картины природы и восклицания о том, что «они» не видят душу природы ни в чем из перечисленного, остаются слепы, глухи и безучастны. Финальная строфа — вывод «не их вина» и сопоставление духовной «глухоты» к природе с безразличием даже к голосу матери.
Размер и рифма
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» написано ямбом, классическим размером для Золотого века русской литературы. Этот размер универсален и позволяет передать как патетическую речь, и изменение настроения, более спокойные рассуждения.
Рифмовка перекрестная, соблюдается во всех строфах. Стихотворение звучит эмоционально, возвышенно.
Средства выразительности
Для усиления патетики Ф. И. Тютчев комбинирует различные синтаксические и лексические средства художественной выразительности.
С первой строфы для этой цели активно используются анафоры: сначала в виде отрицания, спора (частица «не» в начале строки), затем — утверждения своих взглядов в рассуждениях о природе:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Используется анафора и в полных иронии риторических вопросах, начинающихся с «иль» («Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве…»). Наряду с риторическими вопросами в стихотворении звучат риторические восклицания: они появляются во второй части произведения, в которой лирический герой уже не спорит и не вопрошает, а подводит итоги.
Возвышенное звучание стихотворению придает книжная лексика, прежде всего архаизмы: «мните», «зрите», «лик», «чреве» и другие. В результате обличительная речь лирического героя звучит более торжественно, высокопарно.
Образ природы в стихотворении создается с помощью олицетворений — это средство выразительности наиболее логично для того, чтобы доказать наличие души природы, ее одухотворенность («При них леса не говорили И ночь в звездах нема была», «В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза»). Поэтические образы, выразительность усиливаются с помощью ярких метафор («Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела») и эпитетов («бездушный лик», «родимом чреве»).
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Связь с другими произведениями
Источником вдохновения для этой лирики, согласно исследователям творчества Ф. И. Тютчева, могло стать стихотворение К. Н. Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…», опубликованное в 1819 году. В нем также звучит обращение к природе и выражение чувств к ней, используются анафоры и синтаксический параллелизм.
Тема природы — одна из ключевых в творчестве Ф. И. Тютчева. Природа в его лирике предстает в ее разнообразии, с ней отождествляется божественное — в этом проявляются пантеистические взгляды поэта. Тематически, идейно и композиционно «Не то, что мните вы, природа…» связано со стихотворениями «Еще земли печален вид…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Как неожиданно и ярко…» и другими. В каждом из этих стихотворений обязательно есть сопоставление природы и души человека.
Творчество Ф. И. Тютчева высоко оценивали его современники, включая А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова и И. С. Тургенева.
В философском ключе тему связь природы и души человека развивали символисты в конце XIX – начале XX века. Более того старшие символисты (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт) отмечали схожесть принципов мировоззрения, называли Ф. И. Тютчева предшественником символизма: в использовании символов и намеков для «выражения невыразимого», скрывающегося за покровом реального мира трансцендентного бытия, мифологичности сознания.
Список литературы:
- Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Поэтика. История литературы. Кино.. — М., 1977. — С. 38—51
- Лотман Юрий. Спецкурс «Русская философская лирика. Творчество Тютчева». — Тютчевский сборник II. — Тарту, 1999.
«Не то, что мните вы, природа…» Ф. И. Тютчева: кратко о стихотворении
Дата создания — 1836 год.
Первая публикация — журнал «Современник», 1836.
Литературное направление — романтизм.
Род — лирика.
Жанр — элегия.
Стихотворный размер — ямб.
Рифмовка — перекрестная (abab).