История создания и контекст
Летопись является одним из самых важных источников по истории Киевской Руси, образованию древнерусского государства и наиболее ранней письменной работой на древнерусском языке, сохранившейся в полном объеме. В ней описываются события с момента возникновения славянских племен до 1110-х годов — времени, когда был завершен первый вариант летописи. В дальнейшем текст неоднократно дополнялся и перерабатывался, что привело к появлению различных редакций, наиболее известные — условно именуемые вторая и третья редакции.
Оригинал летописи не сохранился, полный текст «Повести временных лет» известен по спискам XIV–XVI веков, до наших дней дошли пять из них: самый ранний — Лаврентьевский (1377), затем списки XV века — Ипатьевский, Радзивилловский, Московско-Академический, и поздний Хлебниковский список середины XVI века. Этот литературный материал положил основу большинству поздних русских летописей.
Летописец Нестор в качестве автора «Повести временных лет» указан в Хлебниковском списке (своде летописей) XIV века. Нестор Печерский, или Нестор Киевский, жил на рубеже XI–XII веков (около 1056–1114 годов), был монахом и историком, агиографом — автором биографий святых.
Его стиль письма отличается ясностью и доступностью, что способствует лучшему пониманию текста читателями. Нестор в ходе повествования также привлекает многочисленные источники, в том числе летописи, предания, церковные хроники и устные рассказы, что делает его произведение информативным даже несмотря на недостоверность ранних дат и событий.
Исследователь, филолог А. А. Шахматов считал Нестора Печерского автором лишь первой и несохранившейся редакции «Повести временных лет» и отмечал поэтапность, длительность формирования текста, дошедшего до наших дней.
В целом, «Повесть временных лет» — это важный исторический и литературный памятник, изучение которого — уникальный вклад в постижение истории и культуры средневековой Руси.
Краткая информация: о чем летопись
«Повести временных лет» является хронологическим описанием исторических событий на русской земле с IX по XII век. В ней русские князья изображаются как воины и защитники земли.
Летописец повествует, как Святослав начал собирать храбрых воинов и совершать походы без лишнего груза. Он упоминает храбрость и находчивость княжеских воинов.
В летописи описываются конфликты, которые решались на поле битвы. Например, битвы с половцами, распри между князьями и завоевательные походы. Однако встречаются и ситуации, когда ум и смекалка спасали князей и их войско от опасности, как в «Сказании о белгородском киселе» о событиях лета 997 года.
«Повесть временных лет» — краткое содержание
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Литературный анализ
Стиль «Повести временных лет» выделяет ее из ряда летописей, поскольку автор объединяет исторические факты со сказаниями и народными легендами, бережливо использует художественные средства.
Часть прошлых событий историй описывает без предвзятой оценки, просто перечисляя факты и упорядочивая их по временной шкале. Однако довольно часто на протяжении текста Нестор дает уроки морали, чтобы не только передать информацию о прошлом, но и поделиться идеалами и ценностями. Например, может цитировать Священное Писание, напоминая читателям о важности покаяния и милосердия. В связи с этим важной чертой произведения является дидактичность: летописец дает советы о беспорочной жизни и цитирует религиозные тексты. Его цель — показать идеал духовной жизни.
Композиция, структура
В «Повести временных лет» описание событий идет последовательно:
-
библейские истории — от разделения земли детьми Ноя до происхождения славян от славян от Иафета;
-
переселение племен;
-
основная часть — повествование о князьях в хронологической последовательности.
Также в основную часть входит упоминание княжеских городов, описание важных исторических событий и деяний церкви. Такая композиция позволяет читателю лучше понять связь между событиями и их роль в развитии Киевской Руси.
Художественные средства
По сложившейся традиции, речь летописцев ясна и проста, в ее основе, как отмечал исследователь А. А. Шайкин, лежат разговорные интонации «с их свободной, не приглаженной последовательностью в передаче мыслей и наблюдений». Он также обращал внимание, что на первый план выходят глаголы, так как летописцу важно передать события, в основе которых — действия, движения.
Летописец добивается выразительности с помощью многозначности слов: например, «похорони» в контексте раскрывается в значении «спрячь»: «похорони вон в лодьях». Дополнительный оттенок значения обретают и глаголы «мыслити» и «думати», когда используются лишь в контексте несправедливого намерения — военного похода.
В целом же тропы в классическом понимании в летописи сдержанны, преобладают эпитеты и сравнения. Здесь есть как постоянные эпитеты («добрый» в значении «удалой»; «славный» град, «горькая» смерть), многим знакомые по былинному слогу, так и авторские, возвышенные, книжные. Наиболее богаты эпитетами портретные характеристики: «муж благ, и кроток, и смерен», «Ростислав… ратен, возрастом же леп». Часто употребляется эпитет «великий», в том числе в разных ситуациях: этим признаком наделяются ветер, «трус» (в значении «землетрясение») и плач.
В художественном повествовании эпитеты порой сливаются со сравнением — также частотным летописным тропом: «явится звезда велика на западе копейным образом» (сравнение через творительный падеж), «звезда превелика, личу имуще акы кровавы». Большинство сравнений строится классическим образом, с использованием союза «акъ» и его вариантов (современный союз «как»).
В рамках летописи как примера агиографического стиля (жизнеописания святых) в «Повести временных лет» ярким средством выразительности являются сравнительные конструкции. Один из примеров, выделенный А. А. Шайкиным:
Яко же бо се некто землю разореть, другый же насеять, ини же пожинають и ядять пищу бескудну, — тако и сь. Отец бо сего Володимер землю взора и умягчи, рекше крещениемь просветив. Сь же насея книжными словесы сердца верных людий; а мы пожинаем, ученье приемлюще книжное.
В этом отрывке проведена параллель между духовной деятельностью князей и землепашеством, этопозитивное сравнение духовного и природы.
Метафоры в «Повести временных лет» по большей части связаны со сферами религии, воинских и государственных событий. Примеры: «мир имея ко всем странам», «створите любовь», «построити мира», «сети неприязньны», «ляжем костьми».
В комплексе лексика и средства выразительности позволяют и живо описать исторические события, и передать отношение к ним летописца, а также сделать акцент на моральном аспекте.
Значимость, влияние на литературу и культуру
«Повесть временных лет» не просто перечисляет исторические факты, но и рассказывает о верованиях, обычаях и этических принципах русского народа. Автор этого литературного произведения также выражает свое отношение к происходящему.
Самая важная часть летописи — это духовные ценности, такие как патриотизм, милосердие и бескорыстие. Основная цель книги — научить читателей, как понимать мир и жить в соответствии с нравственными убеждениями.
Значение «Повести временных лет» летописца Нестора:
-
Историческая ценность — древнейших сохранившийся источник информации о жизни славянских племен и основании Киевской Руси.
-
Культурное значение — отражены особенности мировоззрения, истоки русской культуры.
-
Этнографическая ценность — описание обрядов, обычаев, праздников древних славян.
-
Литературное значение — образец летописной традиции, повлиявший на последующие произведения.
Список литературы:
-
Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и её источники. // Труды Отдела древнерусской литературы. — М.—Л.: Наука, 1940.
-
Шайкин А. А. Повесть временных лет. История и поэтика. — М.: Русская панорама, 2010.
«Повесть временных лет» летописца Нестора: кратко о произведении
Дата создания — XII век.
Род — эпос.
Жанр — летопись.
Композиция — двухчастная: библейская и повесть о князьях в хронологической последовательности.