b733e4
Проверьте знания по математике бесплатно
Узнать бесплатно

Как решать задачи на смекалку

Как решать задачи на смекалку
Новое

Задачи на смекалку — это задачи, где недостаточно просто знать формулы или алгоритмы, нужно уметь замечать скрытые связи и придумывать неожиданные подходы. Такие задачи похожи на головоломки: иногда решение лежит на поверхности, а иногда приходится копать глубоко. Давайте попробуем разобраться в том, как найти подход к решению этих необычных задач и какие из них могут встретиться на реальном экзамене.

Советы по решению задач на смекалку

Чтобы эффективно решать задачи на смекалку, придерживайтесь следующей стратегии:

  • Экспериментируйте с различными методами и способами мышления. Не всегда первый выбранный вами метод станет самым простым или быстро приведёт к верному ответу.

  • Разбивайте задачу на части: разделение задачи на небольшие шаги поможет лучше понять её структуру.

  • Используйте аналогии и примеры: вспомните похожие задачи и попробуйте применить к ним аналогичные методы решения.

  • Работайте с визуальными моделями: рисунки и схемы могут помочь увидеть решение, которое сложно заметить при чтении условия.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми задачами на смекалку, алгоритм решения которых часто встречается в заданиях на ОГЭ и ЕГЭ. После прочтения условия попробуйте порассуждать самостоятельно и только потом посмотрите на решение, предложенное нами. Вполне возможно, вы найдете другой способ, ещё более лёгкий и креативный!

Примеры задач на смекалку с решением

Логическое мышление

У братьев Семёновых разный возраст, причём возраст одного из них — это сумма возрастов двух других. Какой наибольший возраст одного из братьев?

Решение:

Пусть возраст одного из братьев — x, второго — y, а третьего — z. Если z=x+y, то это самый старший из братьев, т. е. z = x + y — общее решение этой задачи. Это решение является окончательным, поскольку z всегда больше, чем x и y по отдельности.

Частное решение найти невозможно, т. к. мы располагаем небольшим количеством данных.

Комбинаторика и логика

На столе лежат 5 монет: 4 настоящие и одна фальшивая (она более лёгкая). Какое минимальное количество взвешиваний на весах позволит точно определить фальшивую монету?

Решение:

Для решения задачи нужно воспользоваться методом деления на группы.

  1. Разделите монеты на три группы: 2 монеты, 2 монеты и 1 монета.

  2. Взвесьте две группы с равным количеством монет: если вес одинаковый, то фальшивая монета находится в третьей группе.

  3. Если вес групп разный, сразу понятно, в какой группе находится искомая монета, и с помощью следующего взвешивания мы определим фальшивую.

Ответ: необходимо 2 взвешивания.

Размещение объектов

На круглом столе расставлено 8 мисок: 4 с водой и 4 пустые. Можно ли, передвигая одну миску за раз, расположить все миски так, чтобы полные чередовались с пустыми?

Решение:

  1. Предположим изначальную расстановку мисок. Полную миску обозначим знаком плюс, пустую — знаком минус. Начальная расстановка:
    + + + + − − − −

    Нам же нужно добиться расстановки:
    + − + − + − + − или − + − + − + − +

  2. Чтобы сделать это, нам нужно перемещать миски одну за другой, избегая группировки полных или пустых мисок вместе. Наша стратегия состоит в том, чтобы перемещать одну миску таким образом, чтобы в конце каждого шага приближаться к нужной чередующейся последовательности.

  3. Начнём совершать перемещения: передвинем первую пустую миску (из пятой позиции) на вторую позицию:
    + − + + + − − −

  4. Далее переместим полную миску («+») с пятой позиции на седьмую позицию:
    + − + + − − + −

  5. Нам остаётся поменять местами миски 4 и 5:
    + − + − + − + −

Ответ: да, возможно.

Задачи на делимость

У Саши есть три набора, в каждом из которых одинаковое количество карандашей (больше 1). У Кати несколько (больше 1) наборов карандашей, по 5 штук в каждом.

Вопросы:

  1. При каком количестве наборов у Кати количество всех карандашей у Саши будет нечётным, если всего у детей 105 карандашей?

  2. Можно ли разложить все карандаши Саши и Кати в 12 наборов по 12 карандашей в каждом?

Решение:

  1. Пусть x — количество карандашей в одном наборе у Саши, тогда у Саши 3x карандашей. Пусть n — количество наборов у Кати, тогда у Кати 5n карандашей.

    Составим уравнение:
    3x + 5n = 105

    Поскольку количество карандашей у Саши должно быть нечётным, x должен быть нечётным числом. Пусть x = 2k + 1, тогда у Саши 3 (2k + 1) = 6k + 3 карандашей.

    Подставляем это в уравнение:
    6k + 3 + 5n = 105
    5n = 102 − 6k

    Выходит так: чтобы выразить n (количество наборов у Кати), необходимо чтобы выражение 102 − 6k делилось на 5 нацело.

    Путём перебора значений определяем, что:

    • k = 2, тогда

    • k = 7, тогда

    • k = 12, тогда

    Ответ: у Кати может быть 6, 12 или 18 наборов карандашей.

  2. Составим уравнение: 3x + 5n = 144.

    В этом случае достаточно подобрать целые корни, больше единицы, чтобы равенство было верным. Путём перебора можно получить большое количество вариантов, например:

    • x = 38, n = 6

    • x = 33, n = 9

    • x = 28, n = 12

    • x = 18, n = 18

    • x = 13, n = 21

    Ответ: да, можно.

Задачи на смекалку — отличный способ проверить свои способности и развить умение думать нестандартно. Начните практиковаться уже сегодня с помощью нашего бесплатного тренажёра и подготовьтесь к экзаменам, развивая креативное мышление и логику.

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Проверьте знания по математике бесплатно
  • Оставьте заявку на бесплатное тестирование
  • Приходите на тестирование вместе с ребёнком
  • Получите оценку знаний и конкретные шаги, чтобы прокачать их
Шаг 1 из 2
Шаг 1 из 2
Шаг 2 из 2