Определение показательного уравнения
Показательными называются уравнения, в которых переменная находится в показателе степени. Простейшее уравнение такого вида: aх = b, где a > 0, a ≠ 1 и ax = ay.
Для решения даже простейших показательных уравнений нужно вспомнить из курса алгебры за 6–7 класс тему «Свойства степенной функции» — советуем повторить ее перед тем, как читать дальнейший материал.
Показательной функцией называют такую: y = ax, где a > 0 и a ≠ 1. У нее есть одно важное для решения показательных уравнений свойство — это монотонность. При a > 1 такая функция непрерывно возрастает, а при a < 1 (но больше 0) — непрерывно убывает. Это хорошо видно на рисунке ниже.
Свойства степеней
Мы недаром просили повторить свойства степенной функции — на них будет основано решение большей части примеров. Держите небольшую шпаргалку по формулам, которые помогут решать сложные показательные уравнения.
am · an |
am+n |
am:an |
am-n |
(a · b)n |
an · bn |
(a : b)n |
an : bn |
(an)m |
an · m |
a−n |
|
|
|
|
|
Как видите, ничего нового здесь нет, все это проходят в 6–7 классе.
Методы решения показательных уравнений
Самые короткие и простые показательные уравнения решаются легко при помощи свойств степеней. Например:
4х = 64.
Требуется найти, в какую степень нужно возвести 4, чтобы получить 64.
4 · 4 · 4 = 64
43 = 64
4x = 43
Х = 3
Но как решать показательные уравнения вот такого вида:
Теперь в нашем уравнении появились одинаковые основания, а значит, мы можем приравнять и степени.
В данном случае мы используем один из алгоритмов решения показательных уравнений — привели обе части равенства к одинаковым основаниям. Дальше рассмотрим и другие методы.
Для тех, кто хочет связать свою жизнь с точными науками, Skysmart предлагает курс подготовки к ЕГЭ по математике (профиль).
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Прокачивай знания на курсах математики.
-
Выбирай из 1200+ репетиторов по математике.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Приведение к одинаковому основанию
Весомую часть уравнений вида ах = b (при а и b 0) можно решить, превратив b в определенную степень числа a. Именно это мы сделали в примере выше, получив одинаковые основания. Главная трудность в том, чтобы найти у этих чисел общее основание.
Если у нас есть одинаковые основания, но разные показатели степени, то при умножении чисел степени складываются, а при делении — вычитаются.
Пример 1
Рассмотрим еще одно показательное уравнение с корнем.
Мы знаем, что 64 и 8 являются степенями 2. Попробуем использовать это, и тогда 642 = 212, а 8 = 23.
Ответ:
Пример 2
В этом примере показательного уравнения нужно будет отдельно преобразовать каждую составляющую.
(0,5)х2 · 4х+1 = 64-1
Найдем общее основание показательных функций:
0,5 = 1/2 = 2−1
4 = 22
64 = 26
В результате у нас получается:
(2−1)х2 · (22)х+1 = (26)−1
2−х2 · 22х+2 = 2−6
2−х2+2х+2 = 2−6
−х2 + 2х + 2 = −6
х2− 2х − 8 = 0
Ответ: x = −2; 4.
Приведение к одинаковой степени
Не все показательные уравнения с разными основаниями можно решить предыдущим способом. Иногда проще преобразовать не основания, а показатели степени. Правда, пользоваться этим методом есть смысл только в том случае, когда мы имеем дело с умножением или делением.
При умножении чисел с разными основаниями, но одинаковыми степенными показателями можно перемножить только основания (степень останется прежней): axbx = (ab)x.
Пример
52х−4 = 492−х
Общих множителей у левой и правой части уравнения нет и привести их к одинаковому основанию достаточно трудно. Поэтому стоит поработать с показателями степеней:
52х−4 = 492−х
52х−4 = 74−2х
52х−4 = (1/7)2х−4
352х−4 = 1
2х − 4 = 0
х = 2
Пример 2
2х−2 = 52−х
Нам нужно привести обе части уравнения к одинаковым степенным показателям, и для этого вначале попробуем преобразовать правую часть, используя свойство степенных функций.
2х−2 = 1/5х−2
Теперь умножим обе части на 52−х и придем к уравнению:
2х−2 × 52−х = 1
10х−2 = 1
10х−2 = 100
х − 2 = 0
х = 2
Замена переменной
Суть этого способа решения показательных уравнений проста: мы заменяем «трудную» переменную на более простую и решаем уравнение, а после производим обратную замену. Главное — определить, какую именно переменную стоит заменить.
Пример
4x- 2x+1- 8 = 0
Очевидно, что в этом уравнении показательные функции легко привести к общему основанию: 4х = 22х, а 2х+1 = 2 × 2х.
22х - 2 × 2х - 8 = 0
Что-то напоминает. 🤔 Если бы из этого выражения можно было волшебным образом убрать 2х, получилось бы обычное квадратное уравнение. Поэтому мы обозначим 2х новой переменной — допустим, y.
Если 2х = y, y > 0, то получается: у2- 2у - 8 = 0.
У такого уравнения есть два корня: у1 = 4, у2 = -2.
Проведем обратную замену: 2х = 4 (подходит по ограничениям).
х = 2.
Ответ: х = 2.
Пример 2
25х - 6 × 5х + 5 = 0
Если присмотреться к этому выражению, становится понятно, что у него много общего с квадратным уравнением. Введем новую переменную: 5х = у, y > 0.
у2 - 6у + 5 = 0
Корни такого уравнения: 1 и 5.
Выполним обратную замену:
5х = 1, значит х = 0.
5х = 5, значит х = 1.
Ответ: x = 0; 1.
Вынесение общего множителя
В предыдущих примерах мы преобразовывали разные виды показательных уравнений путем разложения многочленов на множители, потому что хотели найти способ решения — получить одинаковые основания или выделить переменную, которую можно заменить.
Общий множитель — это некий многочлен, содержащий переменную, который в скрытом виде присутствует во всех показательных функциях уравнения. Его можно вынести за скобки, чтобы упростить уравнение.
Проблема только в том, чтобы научиться верно определять такое выражение, а этот навык появляется лишь с опытом.
Пример 1
3х+1 + 3х - 3х-2 = 35
Вынесем 33-x за скобки и получим:
3х-2(33 + 32 - 1) = 35
3х-2 × 35 = 35
3х-2 = 1
Поскольку 1 равно любое число в нулевой степени, мы можем записать:
3х-2 = 30
х - 2 = 0
х = 2
Ответ: х = 2.
Пример 2
5 × 3-3х+1 + 3-3х+2 = 24
Для начала мы попробуем в левой части уравнения получить одинаковую степень: 3-3х+2 = 3-3х+1+1 = 3 · 3-3х+1.
Теперь у нас есть общий множитель 3-3х+1, который можно вынести за скобки, чтобы получить более простое уравнение:
3-3х+1(5+3) = 24
8 · 3-3х+1 = 24
3-3х+1 = 31
-3х + 1 = 1
х = 0
Ответ: х = 0.