История создания и контекст
А. С. Пушкин написал «Зимний вечер» во время ссылки в Михайловское. В 1824 году поэт вернулся из южной ссылки, был полон надежд на встречу с друзьями и свободную жизнь, но не успел вполне насладиться светским обществом, как был обвинен в вольнодумстве и отправлен на два года в родовое имение. В имении Пушкин оказался изолированным от внешнего мира, а его отец был вынужден взять на себя роль надзирателя, в их отношениях нарастала напряженность.
Осенью 1825 года семья поэта переехала в Москву, и он провел зиму в Михайловском лишь в обществе няни Арины Родионовны.
В стихотворении «Зимний вечер», созданном зимой 1825 года, прослеживаются автобиографические мотивы.
Литературный анализ
Стихотворение «Зимний вечер» — одновременно пейзажная лирика и произведение о несвободе и важности теплого общения с близким человеком. Для Пушкина таким человеком была его няня Арина Родионовна.
Размер и композиция
В «Зимнем вечере» четыре строфы — восьмистишия с перекрестной рифмовкой. Размер стихотворения — четырехстопный хорей; ударение на первый слог и относительно короткая строка позволяют создать динамику и эмоциональность, столь важные для каждой части стихотворения.
Первая строфа начинается с описания бури, которую слышит лирический герой. Он наблюдает, как снежные вихри кружат за окном, чутко воспринимает каждый звук непогоды. Буря становится главным персонажем первой строфы и еще не раз упоминается после.
Во второй строфе появляются образы дома и няни. Через описание избы и обращения к няне в этой части передаются одновременно и ощущение уюта, и подавленное настроение героя.
В третьей строфе лирический герой, чтобы развеять печаль, предлагает старушке выпить и спеть для него. Песни напоминают ему о счастливом детстве и приносят умиротворение его сердцу.
В последнем восьмистишии повторяется описание снежной бури и обращение к няне, оба мотива замыкают кольцевую композицию.
Средства выразительности
Образ зимнего вечера и особенно непогоды за окном создается благодаря нанизыванию тропов. Олицетворение бури в первой строфе дополняется сравнениями: «То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит». Здесь также используется метафора «буря мглою небо кроет». И этот мотив живой стихии повторяется и в обращении к няне, лирический герой спрашивает: «Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена…?».
Динамика бури в первой строфе обеспечивается многосоюзием (повторяющимся «то», сопровождающим перечисление сравнений и действий).
Эпитеты в стихотворении в основном связаны с образами дома и няни: «наша ветхая лачужка и печальна и темна», «добрая подружка бедной юности моей».
В стихотворении интересна роль двух рефренов: последнее восьмистишие включает четыре первые строки первого восьмистишия — описание бури — и четыре строки третьего четверостишия (обращение к няне, «выпьем с горя»). Таким образом, в рефрене соседствуют главные мотивы стихотворения, а также усиливается антитеза стихии и тишины, домашнего уюта, духовной близости.
Пушкин А.С. — Зимний вечер
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Связь с другими произведениями
Образ бури, непогоды столь же важен и в поздних прозаических произведениях А. С. Пушкина — «Метели» 1830 года и «Капитанской дочке» 1836 года, в которых играет сюжетообразующая роль и раскрывает характеры героев.
Поэтическая преемственность прослеживается в стихотворении «Зимняя ночь» Б. Л. Пастернака, наполненном символами в соответствии с новым литературным направлением.
Наконец, стихотворение А. С. Пушкина было положено на музыку, стало основой романса. Предлагаем послушать исполнение романса на стихи Александра Пушкина «Зимний вечер», поёт Олег Даль:
«Зимний вечер» А. С. Пушкина: кратко о стихотворении
Дата создания — 1825 год.
Первая публикация — альманах А. А. Дельвига «Северные цветы на 1830 год», конец 1829 года.
Литературное направление — реализм с элементами романтизма.
Род — лирика.
Жанр — пейзажная лирика, элегия.
Стихотворный размер — четырехстопный хорей.
Рифмовка — перекрестная (abab).