История создания и контекст
Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» — часть ранней поэзии Осипа Эмильевича Мандельштама, периода поиска поэтического пути и творческого становления.
В 1911 году Осип Мандельштам вошел в «Цех поэтов», одним из основателей этого общества был Николай Гумилев. Целью сообщества было изучение литературных приемов и оттачивание поэзии в первую очередь в качестве ремесла. В 1912 году участники «Цеха поэтов» представили обществу новое литературное направление — акмеизм, который опирался на материальность, предметность образов, был «искусством точно вымеренных и взвешенных слов».
Осип Мандельштам стал ярким представителем акмеизма. Его первый сборник стихов «Камень» 1913 года уже в названии подтверждает его приверженность этому направлению заложенной нем аллегорией: слова являются основой для «строительства» стихов подобно тому, как камень служит основой для возведения дома. В редакцию «Камня» 1916 года вошло стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», написанное в 1915 году. В третьем издании 1923 года сборник также претерпел изменения.
Искусство античности часто вдохновляло творческий мир на разных этапах развития. Его влияние прослеживается в эпохе Возрождения, классицизме, поэзии XIX века. Серебряный век не стал исключением. Многие авторы, как и Осип Мандельштам, обращались к вечным философским темам, развивая их через мифологические сюжеты.
Известно также, что в июне 1915 года Осип Эмильевич был в Коктебеле в гостях у Максимилиана Волошина, и, помимо эпоса Гомера, вдохновлялся Черным морем.
Литературный анализ
Стихотворение написано в жанре элегии, в нем поднимается несколько вечных вопросов, а размышления лирического героя отталкиваются от классического эпоса «Илиада» Гомера.
Анализ поэмы «Илиада» Гомера
Композиция и размер
Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» написано шестистопным ямбом — классическим размером для русской поэзии. Строки объединены кольцевой рифмовкой abba.
Стихотворение представляет собой размышления, внутренний монолог лирического героя. В нем можно выделить три смысловые части, композиционно соотносящиеся с тремя катренами: бессонница на берегу моря, которая заставила обратиться к Гомеру и к ахейским воинам, размышления о силе любви.
Построено стихотворение таким образом, чтобы следовать за мыслями лирического героя. Автор показывает, как возникают образы и ассоциации и куда они ведут человека. Лирический герой, пытаясь бороться с бессонницей, читает «Илиаду» Гомера, представляя описанные эпические события.
В первом четверостишии возникает образ греческой флотилии, который метафорически переходит во второе четверостишие и там толкает мысль лирического героя к истокам, причине троянских событий — Елене Прекрасной. Именно похищение жены царя Менелая Парисом, сыном троянского царя, привело к Троянской войне.
В финальном, третьем, катрене лирический герой обобщает свои размышления до масштабов вечности: «И море, и Гомер — всё движется любовью». Это высказывание объединяет силы стихии, искусства и любви. И герой задается вопросом, кого ему слушать: море (чувства, страсть) или Гомера (разум). Прямого ответа автор не дает, но в финале именно море «подходит к изголовью».
Средства выразительности
Череда образов в стихотворении открывается назывными предложениями, синтаксический прием подчеркивает значимость каждого слова: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Эта строка погружает читателя в обстоятельства повествования, сразу указывает на источник образов.
Далее через местоимение «я» вводится лирический герой, который упоминает список кораблей, — это аллюзия на перечень кораблей греческой флотилии в Троянскую войну. Образ множества кораблей переходит в метафору «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», в которой воины отождествляются со стаей птиц.
Во второй строке эта параллель с птицами развивается и подается в виде сравнения: «Как журавлиный клин в чужие рубежи». Вслед за этим мысль лирического героя переносится к истинной причине Троянской войны — Елене, и этот переход выражается риторическими вопросами: «Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи?».
И финальный риторический вопрос «Кого же слушать мне?» звучит в заключительной строфе. В этой части произведения значение обретает образ моря, которое олицетворяется («с тяжким грохотом подходит к изголовью»). Динамика размышлений и повествования в заключительной строфе усиливается не только за счет образа стихии, но и с помощью многосоюзия (каждое новое действие присоединяется с помощью союза «и»).
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Связи с другими произведениями
В искусстве образ Елены Троянской стал символом не только красоты, но и коварства, предательства. Ее, как самую красивую женщину своего времени, обвиняли в падении Трои и начале одной из самых кровопролитных войн. И в связи с этим трагическая личность Елены по-разному воплощалась в искусстве: одни авторы описывали её внешность, не затрагивая переживания или мотивы действий, другие же стремились более глубоко проникнуть в её душевный мир. В истории искусства, помимо Гомера, образ Елены вдохновлял Эсхила, Еврипида, Софокла, Гёте и других писателей, а также композиторов и художников. О. Э. Мандельштам наследует эту традицию, обращаясь в своей лирике к событиям «Илиады» и делая вывод, что Елена и любовь к ней были причиной событий эпоса.
В «Илиаде» Гомера, на которую ссылается О. Э. Мандельштам, образ Елены также неоднозначен. Она восхищает своей красотой, но в ходе долгой войны становится объектом ненависти и презрения за пролитую кровь. В стихотворении Мандельштама эти стихийные негативные чувства передаются через образ моря.
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» О. Э. Мандельштама: кратко о стихотворении
Дата создания — 1915 год.
Первая публикация — сборник «Камень», 1916 год.
Литературное направление — акмеизм.
Род — лирика.
Жанр — элегия.
Композиция — линейная.
Стихотворный размер — шестистопный ямб.
Рифмовка — кольцевая (abba).