b733e4

Анализ «Шинели» Н. В. Гоголя

Анализ «Шинели» Н. В. Гоголя
8K

«Шинель» — одна из самых ярких петербургских повестей Н. В. Гоголя, в которой смешались анекдотическая ситуация и драма маленького человека. В материале ниже рассмотрим истоки сюжета произведения, многообразие затронутых тем и проблем, нравственный смысл, особенности композиции и художественные приемы.

История создания и контекст

Основной повести «Шинель», согласно воспоминаниям историка литературы и критика П. В. Анненкова, является «канцелярский анекдот» о бедном чиновнике, который потерял свое ружье, приобретенное лишь после долгой экономии. Этот анекдот заставил Гоголя задуматься, в то время как остальные слушатели рассмеялись над такой неудачей.

Работа над «повестью о чиновнике, крадущем шинели» началась в 1839 году и завершилась в 1842 году. Первая редакция была более юмористической, чем законченное произведение. Трижды Н. В. Гоголь пытался завершить повесть в следующие полтора года, проведенные в Вене и Риме, и наконец это удалось сделать весной 1841 года под давлением историка и издателя М. П. Погодина. Писатель в это время также работал над текстом об Италии, который отличался по стилистике и настроению.

В ранних редакциях главный герой был назван сначала «Акакий Акакиевич Тишкевич», затем «Башмакевич». Интонация повести менялась от комической к сентиментально-патетической. На сегодняшний день сложно определить, прошла ли повесть какую-либо цензурную редактуру перед публикацией, но существуют данные о том, что цензор А. В. Никитенко вычеркнул из текста некоторые интересные места, «хотя не коснулся ничего существенного».

После публикации третьего тома собрания сочинений повесть «Шинель» Гоголя не получила значительного признания и развернутой критической оценки, в связи с чем не переиздавалась при жизни автора. Рассматривалась она как одна из многих комических и сентиментальных повестей о бедных чиновниках в рамках популярных в 1830-х годах тем и мотивов литературы реализма.

Обложка книги «Шинель»
Обложка книги, 4-е изд., 1903 г., издание А. Ф. Маркса, общественное достояние

Сюжет

Основные события повести:

  • Однажды Акакий Акакиевич обнаруживает, что его старая шинель пришла в негодность.

  • Портной Петрович отказывается чинить шинель, предлагая сшить новую.

  • Акакий Акакиевич сокращает и так небольшие расходы, чтобы накопить на новую шинель, а затем получает премию к празднику.

  • Главный герой надевает новую шинель и наслаждается вниманием коллег, вечером его приглашают на именины помощника столоначальника.

  • Ближе к полуночи Акакий Акакиевич возвращается домой, но по пути его грабят и со словами «А шинель-то — моя!» отнимают самое дорогое.

  • По совету соседки Башмачкин обращается к частному приставу, но тот не помогает ему.

  • Чиновники собирают сумму для помощи, но она оказывается слишком мала.

  • По совету чиновников Акакий Акакиевич обращается к «значительному лицу», но это лишь усугубляет ситуацию: на него кричат, помощи нет.

  • Акакий Акакиевич заболевает, так как вынужден был ходить по Петербургу в старой шинели в ветреный и морозный день, и через несколько дней умирает в постели в бреду.

  • В городе появляется призрак «в виде чиновника», который срывает шинели с прохожих, и последней его жертвой становится то самое «значительное лицо», сорвав с которого шинель, призрак больше не появляется.

14.1K

«Шинель» — краткое содержаниеЧитать →

Получи больше пользы от Skysmart:

Персонажи

В соответствии с жанром повести в центре произведения находится одно событие. Важных персонажей в повести может быть несколько, но в «Шинели» сюжет завязан на одном герое, остальные действующие лица и рассказчик нужны для раскрытия драмы маленького человека Акакия Акакиевича.

Башмачкин Акакий Акакиевич

Мелкий чиновник, титулярный советник. Его имя говорит само за себя: оно происходит от греческого «Акакиос», означающего «беззлобный, не делающий зла». Это указывает на его кротость и мягкость. И Акакий действительно никого не обижал и не мстил за издевательства (в этом же отрывке описывается его неприметная внешность):

Низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».

Читатель видит всю жизнь Акакия — от рождения до смерти. Его образ как «маленького человека» показывает, что он застрял в своем узком мирке. Неизвестно, что он любит или ненавидит, пока у него не появляется сильное желание получить новую шинель. Это дает ему цель и наполняет жизнь смыслом.

Другие герои

  • Петрович — портной, который шил для главного героя новую шинель; о нем известно лишь то, что неравнодушен к к выпивке.

  • Чиновники — собирательный образ, это сослуживцы Башмачкина, которые насмехаются над ним.

  • Значительное лицо — выделяющийся своим статусом чиновник, занимает высокую должность. Он безликий, но в то же время совершенно точно показан как властный и жесткий, так как грубо обошелся с Башмачкиным.

Башмачкин за работой
Башмачкин за работой, почтовая марка к 200-летию Н. В. Гоголя

Литературный анализ

В статье Б. М. Эйхенбаума «Как сделана „Шинель“ Гоголя» отмечается новаторство повести, заключающееся в том, что рассказчик активно выдвигается в процессе повествования на первый план, «как бы только пользуясь сюжетом для сплетения отдельных стилистических приемов». Такая сказовая манера повествования позволяет увидеть, как меняется отношение рассказчика к главному герою — Акакию Акакиевичу.

Различные исследователи видят в «Шинели» также критику бюрократической системы, в которой повсеместно царят равнодушие, безразличие к человеческим страданиям. В повести можно проследить связь общественного статуса должностного лица и его отношения к бедному чиновнику: чем выше чин, тем более жестокосердным было должностное лицо к Акакию Акакиевичу.

Наконец, согласно еще одной интерпретации, «Шинель» рассматривается как пародия на романтическую повесть, где «вечная идея будущей шинели на толстой вате» заменяет стремление к высокой художественной цели.

Финал повести показывает, как «маленький человек» восстает против жестокого, беспощадного мира. Герой получает возможность мстить за себя и за всех, кто пострадал от этого мира: после смерти чиновника его призрак бродит на Калинкину мосту в поисках шинели, наводя ужас на прохожих, и успокаивается только после того, как у него удается добыть шинель у этого самого «значительного лица», чья грубость стала последней каплей унижений Башмачкина.

Тема и идея

В повести затрагивается несколько остросоциальных и психологических тем:

  • Судьба маленького человека — главная тема произведения, связанная с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, трагизм судьбы которого заключается в его положении в обществе, слабости и незащищенности.

  • Сострадание и любовь к ближнему — именно этого не хватало главному герою, ему нужна была не шинель, а поддержка и помощь.

  • Равнодушие и эгоизм в повести проявляют окружающие Башмачкина люди.

  • Безнравственность — и в факте грабежа, и в отношении общества к Башмачкину.

  • Мечта — Башмачкин экономил на всем ради шинели, говорил о ней с упоением, все его силы были направлены на достижение этой материальной мечты.

  • Возмездие — призрак Башмачкина срывает шинель со «значительного лица».

Проблемы

В повести обозначены следующие социальные, нравственно-психологические проблемы:

  • выбор между материальными и духовными ценностями;

  • важность гуманизма;

  • равнодушие и черствость общества;

  • крайняя бедность, самоограничение;

  • социальное неравенство.

Конфликт

В повести кротость и незлобивость бедного чиновника человека противостоят жестокости и бессердечности окружающих. Башмачкин, скромный и добрый, сталкивается с несправедливостью и отсутствием поддержки со стороны других людей. Это социально-бытовой конфликт, который показывает неравенство и жестокость мира.

Особенности композиции

Композиция «Шинели» интересна тем, что в ней сочетаются сказовая манера, повествование по принципу «бытия» (история жизни героя от его рождения, прохождение через унижение, смирение и отказ мирских радостей, смерть) и фантастический финал-возмездие:

  • Экспозиция — история Акакия Акакиевича Башмачкина от его рождения.

  • Завязка — необходимость заказать портному новую шинель, так как старая не подлежит восстановлению.

  • Кульминация — ограбление, Башмачкин остается без новой шинели и без помощи властей.

  • Развязка — болезнь и смерть главного героя.

  • Эпилог — так называемая «фантастическая часть», это рассказ о призраке, отнимающем у чиновников шинели.

Художественные средства

В повести «Шинель» Н. В. Гоголь развивает и сочетает разные приемы комического. Герой повести кажется смешным и жалким. Для него покупка новой шинели символизирует счастье. Гоголь использует иронию, чтобы показать контраст между ничтожностью цели и столь трудным способом ее достижения.

Еще один важный прием — речь героя. Башмачкин не говорит много, часто используя слово «того». Его неуклюжие и недалекие мысли показываются через историю с другой работой, которую он не может выполнить. Комический стиль Гоголя послужил основой того особенного повествования, которое критики называют манерой «сказа».

Автор использует комические ситуации, которые заставляют читателя задуматься. Фантастический, столь отличающийся от предыдущего повествования финал с неожиданным превращением героя в призрака добавляет гротескности и иронии в историю. Даже в своем новом виде титулярный советник борется за справедливость, но даже этот пафос в результате стирается в неожиданном завершении повествования, когда будочник, преследуя «привидение», сталкивается с кем-то реальным, приземленным, показывающим ему кулак.

Вклад в русскую литературу и актуальность в наши дни, связь с другими произведениями

«Шинель» Н. В. Гоголя повлияла на развитие реализма в русской литературе, в особенности — на натуральную школу 1840-х годов. Образ «маленького человека» в этой повести практически достиг предела, но не перестал интересовать писателей.

Весьма популярна литературная мистификация, согласно которой Ф. М. Достоевскому приписывается мысль: «Все мы вышли из гоголевской шинели». И связывают ее с тем, что в раннем творчестве Ф. М. Достоевского действительно прослеживается интерес к образу маленького человека, гуманизации забот мелких и бедных чиновников. В действительности же фраза восходит к переведенной статье Э. М. де Вогюэ.

В XX веке, на разных этапах развития кинематографа, к образу Акакия Акакиевича Башмачкина обращались отечественные и европейские режиссеры.

Так, например, в 1924 году мастер экспрессионизма немецкий режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау снял немой фильм «Последний человек» (в советском прокате был известен как «Человек и ливрея»), переосмыслив сюжет «Шинели» Гоголя.

Первая экранизация в СССР датируется 1926 годом. В черно-белом немом фильме «Шинель» наряду с историей Башмачкина разворачивается сюжет еще одной повести Гоголя — «Невского проспекта».

В 1954 году вышел британско-американский короткометражный фильм «Пробуждение» с выдающимся комиком Бастером Китоном в главной роли. И на этом список экранизаций не завершился, «Шинель» стала классическим сюжетом в том числе и для кинематографа, по мотивам повести продолжают ставиться спектакли в театрах.

Плакат к фильму «Шинель»
Плакат к фильму «Шинель» 1926 года, общественное достояние

Список литературы:

  • П. В. Анненков. Литературные воспоминанья. — Academia, 1928. — С. 61—62.

  • Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Поэтика : Сборники по теории поэтического языка. — Пг.: 18-я Гос. тип., 1919. — Вып. [3]. — С. 151—165.

  • И. В. Сергиевский Н. В. Гоголь — М., Детгиз, 1956.

  • Вадим Серов. Все мы вышли из гоголевской шинели // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: Локид-Пресс, 2003.

«Шинель» Н. В. Гоголя: главное о повести

Дата создания — 1841 г.

Первая публикация — 1842 г., цикл «Петербургские повести», 3-й том собрания сочинений Н. В. Гоголя.

Направление — реализм.

Род — эпос.

Жанр — повесть.

Комментарии

Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость