Монологmonologosmonoslogos
Монологическая речь в отличие от диалогической характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций и их грамматической оформленности.
Характерные черты монолога
Монолог обладает следующими характерными чертами:
- Обращенность к самому себе. Монолог представляет собой речь, обращенную говорящим к самому себе или к другим, но в отличие от диалога, не зависящую от их реплик.
- Развёрнутость. Монологическая речь характеризуется своей развёрнутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространённых конструкций и их грамматической оформленности.
- Выражение внутреннего мира. В драме монолог раскрывает душевную жизнь персонажа, показывает сложность его характера и знакомит зрителя с обстоятельствами действия, которые не получили сценического воплощения.
- Наличие адресата. Монолог может быть обращением к отсутствующему лицу, силам природы, Богу, судьбе и т. п. Также он может быть репетицией воображаемого диалога или борьбой с самим собой.
- Эмоциональная насыщенность. Монолог часто служит для выражения кульминации действия, а также для рельефного показа внутреннего мира героя.
Виды монологов
Монологи могут принимать различные формы в зависимости от их цели и контекста. Основные виды монологов включают:
- Обращение к отсутствующему лицу. Примером является монолог в пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери» («Ты заснешь надолго, Моцарт...»). Это обращение к кому-то, кто не присутствует физически.
- Обращение к силам природы, Богу или судьбе. В пьесе Шиллера «Разбойники» Карл Моор взывает к Богу («О ты триединый бог»). Такие монологи выражают глубокие внутренние переживания персонажа.
- Репетиция воображаемого диалога. В «Ревизоре» Гоголя мечты Хлестакова служат примером такого монолога, где персонаж представляет себе разговор с другим лицом.
- Борьба с самим собой. Классическим примером является монолог Гамлета («Быть или не быть...»), где он обсуждает свои внутренние конфликты и сомнения.
- Сцены бурного страдания. Такие монологи часто следуют за катастрофическими событиями и выражают глубокую эмоциональную боль персонажа.
- Монологи в пьесах с использованием новых технологий. Например, в пьесах, построенных в виде разговора по телефону, где партнер слышен только для говорящего (например, «Беглец» Витфогеля).