История создания и контекст
«Зимняя ночь» — часть цикла из 25 стихотворений, созданных Борисом Пастернаком для романа «Доктор Живаго». Эта лирика написана от лица главного героя — доктора Юрия Живаго, позволяет раскрыть его духовный мир и развитие.
Сюжет поэтически описывает момент, когда Юрий и Тоня отправляются на елку к Свентицким, и Живаго обращает внимание на горящую свечу в окне дома в Камергерском переулке. Именно тогда в его душе зарождается идея стихотворения: «Свеча горела на столе. Свеча горела…». По сюжету романа, строки были завершены только спустя несколько лет, когда главный герой находился на Урале.
Первоначально Борис Пастернак планировал назвать роман «Свеча горела», но позднее переименовал в «Доктор Живаго». При этом символ горящей свечи остался одним из важнейших в повествовании.
Анализ стихотворения «Гамлет» Б. Л. Пастернака
Литературный анализ стихотворения
«Зимняя ночь» — часть поэзии символизма, наследует традиции стихосложения Серебряного века. Поэт пишет о любви и описывает образы природы, всегда служившей для него вдохновением.
При этом и пейзаж, и герои «Зимней ночи» создаются штрихами, мазками — подобно деталям картин художников-импрессионистов. Здесь нет подробностей места действия или внешности героев, автору важно передать движения и их значение.
Размер и композиция
Стихотворение «Зимняя ночь» звучит напевно, музыкально за счет чередования четырехстопного и двустопного ямба, рефрена и других средств выразительности, что добавляет определенной музыкальности произведению. Рифмовка перекрестная с чередованием мужской и женской рифмы.
В стихотворении 8 строф, оно имеет кольцевую композицию. Условно стихотворение разделяется на 4 смысловые части:
-
1–3 строфы — описание метели за окном;
-
4–5 строфы — страсть влюбленных, находящихся в доме, описывается штрихами;
-
6–8 строфы — обобщение образов, противопоставление страсти холоду за окном, завершающая строка возвращает к началу — метель и свеча.
Символика
Стихотворение интересно тем, что в нем нет ярко выраженного лирического героя, а центральным образом является горящая свеча. Разберем ее символику:
Любовь
Тема любви раскрывается через связь с фольклорными мотивами. Образ горящей свечи связан с гаданием и ожиданием встречи возлюбленных в балладах и песнях.
Жизнь и бессмертие души
Аллегория здесь в том, пламя свечи легко погасить, так же, как и потерять жизнь. При этом, поддерживая ее огонь, можно дарить жизни вечность. Эта идея пропитывает и стихотворение «Зимняя ночь», и весь роман в целом. Юрий Живаго находит бессмертие в своих стихах, осознавая истину о продолжении жизни через творчество.
Свет мира
Горящая свеча, кроме всего прочего, может символизировать и духовные истины из Библии. Согласно сыну известного писателя, литературоведу Е. Б. Пастернаку, важность этих символов в евангельской притче о соли и свете в том, как важно дарить свет и давать знать о добрых делах, распространяя добро в мире.
Свеча выступает важным артефактом в романе «Доктор Живаго», показывая объединение судеб четырех главных персонажей, их любовь и страдания внутри сложной композиции произведения.
Средства выразительности
Система образов в «Зимней ночи» построена на антитезе: описание холодной зимней ночи, метели за окном противопоставлено жару свечи и горячей страсти влюбленных, находящихся в доме.
Мелодичность стихотворения, напевность достигается в том числе благодаря рефрену: строки «Свеча горела на столе, Свеча горела» повторяются в стихотворении четыре раза. Этот же прием усиливает важность символики, несет важнейшую смысловую нагрузку.
Другой лексический повтор Пастернак использует, штрихами изображая реальные действия («скрещенья рук, скрещенья ног») и следом объединяя их смысл в метафору («судьбы скрещенье»), тем самым показывая важность не физического, а духовного единения. С помощью метафор также изображаются обстановка снаружи дома («метель лепила… кружки и стрелы», «всё терялось в снежной мгле»), чувства героев («жар соблазна»).
Дополняют образность сравнения. Вся вторая строфа, представляющая читателю обстановку действия — развернутое сравнение, в котором снежинки во время метели напоминают автору летнюю мошкару, а окно и пламя становятся центром притяжения, жизни:
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Другие сравнения короткие, но весьма выразительные («воск… слезами капал» — сравнение через творительный падеж; «жар…вздымал, как ангел два крыла»).
Эпитетов в стихотворении «Зимняя ночь» немного, они также позволяют образно представить обстановку: «мгле седой и белой», «на озаренный потолок».
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Параллели с другими произведениями
Образ свечи связывает стихотворение с классической лирикой А. С. Пушкина («Ночь» — «Близ ложа моего печальная свеча горит…») И. Ф. Анненского («Свечку внесли»). В этой поэзии свеча также символизирует выражение чувств.
Некоторые исследователи видят параллели между снежной стихией в произведениях Пастернака и образом метели из поэмы «Двенадцать» А. А. Блока. В такой трактовке строка «Мело, мело по всей земле во все пределы…» становится символом переломных событий, изменивших страну и ее жителей: революций, гражданской войны. Пастернак осознавал важность «метели» перемен, но при этом оставался верен своим принципам и идеалам, таким как человечность, любовь и привязанность, жертвенность. Эти качества являются ключевыми для главного героя романа, который, несмотря на все социальные волнения и бури, остается верен себе и своим принципам, являясь светом на пути заблудившимся.
Влияние на культуру
Стихотворение «Зимняя ночь» Пастернака не раз звучало в театральных постановках, в рамках концертов, а также стало литературной основой для песен.
Самые известные исполнители песен на стихотворение «Зимняя ночь» — Александр Градский и Алла Пугачева. Предлагаем послушать эти версии, успевшие стать современной классикой:
«Свеча горела на столе», Алла Пугачева
«Свеча горела на столе», Александр Градский
Список литературы:
-
Глебов Ю. «Свеча горела на столе…» (Юрий Андреевич Живаго как поэтическая индивидуальность: заметки к теме) // Russian Studies. Ежеквартальник русской филологии и культуры. — 1994. — № 1.
«Зимняя ночь» Б. Л. Пастернака: кратко о стихотворении
Дата создания — 1946 год.
Первая публикация — 1958 год.
Литературное направление — модернизм.
Род — лирика.
Жанр — лирическое стихотворение.
Тема — любовь, противостояние обстоятельствам.
Композиция — кольцевая, с рефреном.
Стихотворный размер — ямб.
Рифмовка — перекрестная (abab).