b733e4

Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова

Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова
Новое

«Поэт и гражданин» — часть гражданской лирики Н. А. Некрасова. Стихотворение посвящено одной из вечных тем русской литературы — роли поэта. В этой статье мы рассмотрим историю создания произведения, композицию и образность, связь с другими произведениями, а также оценим его социальную и культурную значимость.

История создания и контекст

Накануне Крестьянской реформы в России усиливались общественные движения, необходимость перемен ощущалась представителями разных слоёв общества. Значительные социальные и политические изменения вызывали острые дискуссии о роли искусства и литературы в жизни общества. Николай Алексеевич Некрасов, будучи одним из самых известных поэтов своего времени, не мог остаться в стороне от этих обсуждений.

В этот период Н. А. Некрасов отдалился от либерального направления, поскольку его взгляды стали наиболее близки демократическим. Николай Алексеевич считал, что поэт должен принимать участие в жизни общества, в том числе выступать за права граждан, если это становится необходимо. Его гражданская позиция реализовалась в «Поэте и гражданине».

Стихотворение, образец гражданской лирики Некрасова, создавалось почти на протяжении года: поэт написал черновик в 1855 году, дорабатывал его несколько месяц, в завершенном виде стихотворение было допущено цензурой в печать в 1856 году.

В печать «Поэт и гражданин» вышло в составе сборника стихотворений 1856 года и вскоре после этого — в журнале «Современник». Оно стало одним из самых известных произведений гражданской лирики Н. В. Некрасова, в нем поднимается важная тема роли поэта в обществе.

Портрет Н. А. Некрасова
Портрет Н. А. Некрасова, 1872 год, общественное достояние

Литературный анализ

Н. А. Некрасов — поэт-реалист, известность ему принесли общественные и исторические поэмы. Стихотворению «Поэт и гражданин» также присущи черты реализма и, как в большинстве других произведений Некрасова, в нём на первый план выводится не отдельная личность, а целое общество.

Жанр стихотворения «Поэт и гражданин» — гражданская лирика. Николай Алексеевич активно развивал этот жанр, так как его волновали темы долга, патриотизма, Родины и её судьбы.

Стихотворение построено в форме диалога: Гражданин пытается убедить Поэта в необходимости служить обществу своим творчеством. Поэт сначала отказывается от этой идеи, но затем, после некоторых раздумий, соглашается с доводами Гражданина.

Образ Поэта

С первых строк создается образ Поэта: один, суров, «лежит — и ничего не пишет», «хандрит». Наделенный талантом человек представлен уже уставшим от жизни и потерявшим веру в свое призвание. Поэт чувствует себя одиноким и никому не нужным.

Поэт объясняет причину своей хандры и пассивности в финальном монологе: он заявлял свою гражданскую позицию, но «душа пугливо отступила» перед испытаниями.

Образ Гражданина

В образе Гражданина отразились взгляды революционных демократов 1850-х годов, включая самого Н. А. Некрасова, а также В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского.

Гражданин — это человек, который верит в силу искусства и его способность влиять на общество. Он пытается убедить Поэта в необходимости служить людям своим творчеством. Позиция Гражданина раскрывается в его монологе, наполненном метафорами. Кульминация рассуждений — фраза-афоризм, в которой заключена идея стихотворения и позиция автора лирического произведения: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Н. А. Некрасов считает, что внешний статус не важен, но обязательно наличие гражданской позиции.

Конфликт

Основной конфликт вынесен в название, происходит между Поэтом и Гражданином. Поэт сначала отказывается слушать Гражданина, но затем, после некоторых раздумий, соглашается с ним.

Идея

Идея произведения заключается в том, что Поэт должен служить обществу своим творчеством, не забывать о своём призвании.

Размер и композиция

В стихотворении соблюдается двусложный стихотворный размер — ямб, количество стоп — четыре; сложная лексика гражданской тематики, метафоры приводят к пиррихиям, т. е. пропускам ударного слога. Чередуется мужская и женская рифма, нет постоянного способа рифмовки.

Средства выразительности

Образность в стихотворении достигается благодаря использованию метафор («твёрдо светоч свой держал», «потонул в его лучах», «чувство долга не остыло», «хандра с души поэта соскочила»), эпитетов («стих тягуч», «сонная хандра», «сильная душа» — «душой ленивой, самодовольной и пугливой»), олицетворений («гроза молчит», «в сиянье спорят небеса»).

Эмоциональность, убедительность поэтических монологов достигается с помощью риторических фигур: синтаксического параллелизма («Твои поэмы бестолковы, Твои элегии не новы»), анафоры («Не время в шахматы играть, Не время песни распевать!»), обилия инверсий для расставления смысловых акцентов (яркий пример — ставшая афоризмом фраза «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан»). При этом риторические фигуры как средства выразительности более характерны для монолога Гражданина, так как через него в стихотворении транслируется авторская позиция.

Получи больше пользы от Skysmart:

Связи с другими произведениями

Образ поэта, размышляющего о своем предназначении и роли в обществе, связывает стихотворение Н. А. Некрасова в первую очередь с «Поэтом и толпой» А. С. Пушкина, именно строки из этого произведения цитирует Поэт. Стихотворения перекликаются в том числе в выбранной форме диалога. И если Пушкин не даёт готовое решение конфликта, то у Некрасова явно побеждает Гражданин.

Кроме того, стихотворение созвучно другим произведениям классической русской литературы, в частности имеет общее с лирикой Г. Р. Державина («Памятник»), М. Ю. Лермонтова («Поэт»): в этих произведениях центральным также является конфликт между поэтом и обществом, на первым план выходит вопрос о роли поэта.

Тема назначения поэта не переставала волновать Н. А. Некрасова на протяжении всей жизни. Так, в «Элегии» 1874 года поэт резюмирует:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Новый виток развития гражданская лирика в России получила в первой трети XX века, в особенности в творчестве В. В. Маяковского. С классикой Н. А. Некрасова можно сопоставить «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в особенности лозунг «Светить всегда…»), «Стихи о советском паспорте» и поэму «Во весь голос» В. В. Маяковского.

Гражданская лирика Н. А. Некрасова продолжает оставаться актуальной и в наши дни, напоминает о том, что в разное время поэты были не только творцами чистого искусства, но и зачастую касались важных общественных проблем.

«Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова: кратко о стихотворении

Дата создания — 1855-1856 гг.
Первая публикация — в сборнике стихов Н. А. Некрасова, 1856 год.
Литературное направление — реализм.
Род — лирика.
Жанр — гражданская лирика.
Стихотворный размер — четырёхстопный ямб с пиррихиями.
Рифмовка — смешанная: перекрёстная (abab), кольцевая (abba), парная (aabb), часть строк не рифмуется.

Комментарии

Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость