b733e4

Что такое «чистое искусство»

Что такое чистое искусство
Новое

Рассказываем, что называют «чистым искусством»‎, что отличает этот подход в литературе, а также приводим примеры отечественных авторов, которые придерживались этой концепции.

Материал на этой странице не был проверен методистами Skysmart и может содержать ошибки. Если вы заметили неточность, напишите нам на skysmart.blog@skyeng.ru.

«Чистое искусство»‎

Основная идея заключается в создании произведений, которые существуют ради самих себя, а не ради выполнения каких-либо внешних функций, таких как социальное или нравственное воздействие.

В литературоведении «чистое искусство»‎ часто противопоставляется дидактическому искусству. В. Г. Белинский, например, в начале своей карьеры поддерживал теорию «искусства для искусства» и подчёркивал важность творчества, свободного от рефлексии и внешних задач. Тем не менее, он также признавал, что любое произведение искусства, даже самое бесцельное, исходит из внутренней потребности художника и его стремления выразить свои переживания и мысли.

В более широком смысле рассматривают как творчество, которое черпает вдохновение и законы своего существования из самого себя, а не из окружающей действительности.«чистое искусство»‎

Такое искусство сопоставимо с музыкой, где звуковые образы не имеют прямого аналога в реальном мире, но создают собственную целостность и гармонию. Идеи Канта и Шопенгауэра также подчеркивают бескорыстное наслаждение и созерцание как основные характеристики чистого искусства.

Положения теории «чистого искусства»‎

Рассмотрим некоторые основные идеи «чистого искусства»‎:

  • «Чистое искусство»‎ акцентирует внимание на свободном, бесцельном творчестве, лишенном утилитарных и дидактических целей. Основная идея заключается в создании произведений, которые существуют ради самих себя, а не ради выполнения каких-либо внешних функций.
  • Суждение вкуса всегда единично и обладает необходимостью и общезначимостью, хотя и не выводимо из понятий. Это сближает художественное чувство с созерцанием и интуицией.
  • «Чистое чувство»‎ есть источник художественного творчества. Путь оценки и творчества художественных образов неопределимы из понятий и умозаключений, это дело науки и этики.
  • Эстетическое сознание — это слияние субъекта и объекта, созерцание и интуиция. Важным аспектом чистого искусства является творческая интуиция.
  • «Чистое чувство»‎ является любовью и творческим любованием, которое раскрывает в предметах новое содержание и идеализирует их.
  • Искусство, свободное от какой-либо внешней дидактической цели, не является бесцельным, так как художник всегда исходит из внутренней потребности выражения своих чувств и мыслей.
  • В теории «чистого искусства»‎ важны такие свойства художественного образа, как единичность, отграниченность и изолированность, которые делают образ ценным сам по себе и способствуют его завершенности и совершенству.

Русские поэты — приверженцы «чистого искусства»‎

Вот некоторые русские классики, которые разделяли эту идею:

  • А. С. Пушкин — один из первых русских поэтов, чьи произведения часто рассматриваются в контексте теории «чистого искусства»‎. Его стихотворение «Поэт и толпа» подчёркивает значение поэзии, свободной от утилитарных целей.
  • А. А. Фет — последователь «чистого искусства»‎, известный своими лирическими стихами, которые сосредоточены на передаче мгновенных чувств и природных образов, избегая социальной тематики.
  • А. Н. Майков — поэт, который также относится к школе «чистого искусства»‎, его творчество характеризуется акцентом на эстетические качества и внутреннюю гармонию стихотворений.
  • Ф. И. Тютчев — поэт, чьё творчество часто рассматривают как пример «чистого искусства»‎, особенно благодаря его философской лирике, сосредоточенной на размышлениях о природе и человеческом существовании.

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость