«Чистое искусство»
Основная идея заключается в создании произведений, которые существуют ради самих себя, а не ради выполнения каких-либо внешних функций, таких как социальное или нравственное воздействие.
В литературоведении «чистое искусство» часто противопоставляется дидактическому искусству. В. Г. Белинский, например, в начале своей карьеры поддерживал теорию «искусства для искусства» и подчёркивал важность творчества, свободного от рефлексии и внешних задач. Тем не менее, он также признавал, что любое произведение искусства, даже самое бесцельное, исходит из внутренней потребности художника и его стремления выразить свои переживания и мысли.
В более широком смысле рассматривают как творчество, которое черпает вдохновение и законы своего существования из самого себя, а не из окружающей действительности.«чистое искусство»
Такое искусство сопоставимо с музыкой, где звуковые образы не имеют прямого аналога в реальном мире, но создают собственную целостность и гармонию. Идеи Канта и Шопенгауэра также подчеркивают бескорыстное наслаждение и созерцание как основные характеристики чистого искусства.
Положения теории «чистого искусства»
Рассмотрим некоторые основные идеи «чистого искусства»:
- «Чистое искусство» акцентирует внимание на свободном, бесцельном творчестве, лишенном утилитарных и дидактических целей. Основная идея заключается в создании произведений, которые существуют ради самих себя, а не ради выполнения каких-либо внешних функций.
- Суждение вкуса всегда единично и обладает необходимостью и общезначимостью, хотя и не выводимо из понятий. Это сближает художественное чувство с созерцанием и интуицией.
- «Чистое чувство» есть источник художественного творчества. Путь оценки и творчества художественных образов неопределимы из понятий и умозаключений, это дело науки и этики.
- Эстетическое сознание — это слияние субъекта и объекта, созерцание и интуиция. Важным аспектом чистого искусства является творческая интуиция.
- «Чистое чувство» является любовью и творческим любованием, которое раскрывает в предметах новое содержание и идеализирует их.
- Искусство, свободное от какой-либо внешней дидактической цели, не является бесцельным, так как художник всегда исходит из внутренней потребности выражения своих чувств и мыслей.
- В теории «чистого искусства» важны такие свойства художественного образа, как единичность, отграниченность и изолированность, которые делают образ ценным сам по себе и способствуют его завершенности и совершенству.
Русские поэты — приверженцы «чистого искусства»
Вот некоторые русские классики, которые разделяли эту идею:
- А. С. Пушкин — один из первых русских поэтов, чьи произведения часто рассматриваются в контексте теории «чистого искусства». Его стихотворение «Поэт и толпа» подчёркивает значение поэзии, свободной от утилитарных целей.
- А. А. Фет — последователь «чистого искусства», известный своими лирическими стихами, которые сосредоточены на передаче мгновенных чувств и природных образов, избегая социальной тематики.
- А. Н. Майков — поэт, который также относится к школе «чистого искусства», его творчество характеризуется акцентом на эстетические качества и внутреннюю гармонию стихотворений.
- Ф. И. Тютчев — поэт, чьё творчество часто рассматривают как пример «чистого искусства», особенно благодаря его философской лирике, сосредоточенной на размышлениях о природе и человеческом существовании.