b733e4

Анализ «Ревизора» Н. В. Гоголя

Анализ «Ревизора» Н. В. Гоголя
1.5K

Пьеса «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя — это произведение, которое воплощает в себе острый социальный и политический критицизм, характерный для русской литературы XIX века. Это яркий пример сатирического жанра, обличающего нравы и пороки российского общества того времени. В статье разберем историю создания «Ревизора», образы персонажей, темы, идеи, особенности композиции и средства выразительности, а также обозначим актуальность произведения в наши дни.

История создания и контекст

Н. В. Гоголь написал «Ревизора» в 1835 году. Вдохновителем сюжета, согласно воспоминаниям писателя В. А. Соллогуба, был А. С. Пушкин: по одной из версий, великий русский поэт рассказал Гоголю о случае в Новгородской губернии, когда проезжий хитрец выдал себя за чиновника; согласно другой версии, самого Пушкина приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, куда он приезжал в 1833 году для сбора материала о восстании Пугачева. Доподлинно известно, что во время работы над пьесой Гоголь отправлял письма Пушкину и только под его влиянием завершил пьесу.

Пьеса Н. В. Гоголя — отражение современной писателю эпохи, и в первую очередь ее недостатков. В «Авторской исповеди» 1847 года Гоголь писал: «В „Ревизоре“ я решился собрать все плохое в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем». В результате «срез общества» в «Ревизоре» действительно охватывает все основные социальные сферы: судопроизводство, образование, медицину, услуги, управление, торговлю.

Николай Васильевич впервые публично прочитал произведение в январе 1836 года на встрече у В. А. Жуковского, где среди известных литераторов были А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, И. С Тургенев, оставшиеся в восторге от выразительности и остроумности текста.

Однако далеко не все приняли и поняли эту общественную сатиру. Во многом поэтому для ее переноса на сцену потребовалось содействие Жуковского, испросившего разрешение императора. В 1836 году на премьере в Александринском театре присутствовал и император Николай I, он искренне смеялся, а после финала сказал ставшую крылатой фразу: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!»

Хотя пьеса не находилась под запретом, в том же году была предпринята попытка изменить финал и в целом смысл произведения, показать, что нерадивые чиновники в финале были наказаны, однако история этой версии без участия Н. В. Гоголя завершилась уже в 1837 году.

Для понимания пьесы в наши дни важно знать исторический контекст. К примеру, неслучайно указан служебный статус Хлестакова согласно табелю о рангах: главный персонаж хоть и является коллежским регистратором (самым низким чином 14-го класса), но в своих мечтах представляет себя как фельдмаршал (самый высокий чин 1-го класса). Этот контраст добавляет комический элемент в повествование.

В пьесе присутствуют персонажи от простых слуг до городничего, занимающего самую высокую должность в городе. Эти исторические детали, понятные современникам Гоголя, встречаются на протяжении всей комедии, играя важную роль в понимании текста. Каждая мелочь у Гоголя имеет значение.

Гоголь читает «Ревизора» перед артистами Малого театра
Гоголь читает «Ревизора» перед артистами Малого театра. Художник В. А. Табурин, общественное достояние

Герои

Уездные чиновники в полном составе впервые предстают перед читателем (зрителем) в доме городничего. И сразу Гоголь делает акцент на том, что этим важным мужчинам в мундирах городничий дает советы не с позиции должностного лица, градоначальника, а «по-семейному», как в быту. Все решают прикрыть «грешки» на время визита ревизора.

Женские персонажи в комедии также полны недостатков. За вниманием Хлестакова гонится дочь городничего, от которой не отстает ее мать — и эти алчные дамы начинают соперничать друг с другом, но ведут себя неподобающе их статусу и общественным приличиям в целом.

Никто из героев «Ревизора» Н. В. Гоголя, изображенных в начале пьесы, не избегает ловушки самообмана. Даже Хлестаков начинает верить в собственную ложь. В это время достигают огромного масштаба фантазии городничего, который мечтает о генеральстве, орденах и приемах. И в финале городские чиновники осознают свои ошибки и выражают удивление и раздражение.

Истинный облик Хлестакова раскрывается его слугой Осипом, который на протяжении пьесы не раз подчеркивает ничтожность и тщеславие своего барина. Мудрость Осипа проявляется по мере роста аппетитов Хлестакова: слуга предлагает уехать из города, пока обман не раскрылся.

Полный список действующих лиц:

  • Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.

  • Анна Андреевна, жена его.

  • Марья Антоновна, дочь его.

  • Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.

  • Жена его.

  • Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья.

  • Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.

  • Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.

  • Пётр Иванович Добчинский, Пётр Иванович Бобчинский — городские помещики.

  • Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.

  • Осип, слуга его.

  • Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.

  • Фёдор Иванович Люлюков, Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин — отставные чиновники, почётные лица в городе.

  • Степан Ильич Уховертов, частный пристав.

  • Свистунов, Пуговицын, Держиморда — полицейские.

  • Абдулин, купец.

  • Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша.

  • Жена унтер-офицера.

  • Мишка, слуга городничего.

  • Слуга трактирный.

  • Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

4.2K

«Ревизор» — краткое содержаниеЧитать →

Рисунок Н. В. Гоголя к последней сцене Ревизора
Рисунок Н. В. Гоголя к последней сцене Ревизора, 1836 год, общественное достояние

Получи больше пользы от Skysmart:

Литературный анализ

В начале XIX века в пьесах продолжал соблюдаться заложенный классицизмом принцип трех единств: времени, места, действия. Однако Н. В. Гоголь лишь частично опирается на классику жанра, его пьеса во многом новаторская.

Так, единство действия нарушается наличием внутреннего конфликта, помимо основного. При этом произведение оканчивается прибытием настоящего ревизора и немой сценой, а чиновники и вовсе остаются безнаказанными.

Невозможно разделить персонажей на отрицательных и положительных, так как каждый из них не идеален, в чем наблюдается влияние главного направления в литературе XIX века — реализма. И писатель это подтверждал, указывая, что только смех — единственное «честное, благородное лицо, действовавшее» в «Ревизоре».

Эти новшества Гоголя привели к появлению нового жанра — реалистической общественной комедии с элементами фарса и трагикомедии.

Тематика и идейное содержание

Пьеса открывается эпиграфом, что является классическим для романа или повести, но не драматического жанра. В качестве эпиграфа Н. В. Гоголь выбрал пословицу: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Эти слова отражают идею произведения — каждый должен был правдив с собой, а не искать источник проблемы в окружающих либо обстоятельствах, здесь важно и умение меняться, совершенствоваться.

С образами чиновников, включая Хлестакова, связаны следующие темы:

  • самоуправство и кумовство во власти,

  • чинопочитание и лицемерие,

  • коррупция и бюрократия,

  • общественная нравственность и безнравственность,

  • отношение к закону,

  • лживость и хитрость,

  • глупость и невежество,

  • страх,

  • жадность,

  • человеческие пороки,

  • двойные стандарты.

Особенности композиции

  • Экспозиция комедии короткая и емкая, заключается в первой реплике городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

  • Завязка: помещики Добчинский и Бобчинский предполагают, что ревизор — недавно разместившийся в гостинице гость из столицы.

  • Развитие действия — поведение и ложь Хлестакова, оказавшегося в центре внимания городских чиновников.

  • Кульминация — почтмейстер вслух читает письмо Хлестакова его другу-литератору Тряпичкину, городничий и чиновники узнают правду, а также мнение обманщика о них самих.

  • Развязка — жандарм сообщает о приезде ревизора, который требует к себе городничего. За этими словами следует немая сцена, изображающая напуганных чиновников.

Таким образом, композиция комедии Н. В. Гоголя зеркальная — начало и конец связаны с приездом ревизора, этим подчеркивается и мотив зеркала, заданный пословицей в эпиграфе — как символ истинного характера большинства персонажей пьесы.

Конфликт

Конфликт драматического произведения традиционно основывался на столкновении положительных и отрицательных персонажей, однако в пьесе Гоголя этого нет.

Литературный критик В. Г. Белинский выделяет в этом произведении два конфликта:

  • внешний, сюжетообразующий — между уездным чиновничеством и мнимым ревизором,

  • внутренний — между бюрократическим аппаратом и населением (общественным благом).

Первый конфликт приводит к множеству комических столкновений, в которых писатель нещадно разоблачает пороки своих персонажей.

Изображение уездного города в «Ревизоре» становится своеобразной энциклопедией провинциальной жизни. Все социальные недостатки и общественный уклад отразились в этом городе. Автор обличает не только чиновников и помещиков, но и обычных людей. Город наполнен пьянством, несправедливостью и беспорядком. Нет уважения друг к другу, каждый ищет лишь свою выгоду.

Пространство и время в пьесе расширены — уездный город становится местом, где все хотят уехать, в то время как Петербург — местом мечты. Конфликт между уездным антимиром и «райским» Петербургом также важен.

Н. В. Гоголь хотел, чтобы каждый зритель увидел в комедии самого себя. Этим объясняются эпиграф и фраза городничего.

И. И. Сосницкий — первый исполнитель роли Городничего
«Как я, нет, как я, старый дурак!» И. И. Сосницкий — первый исполнитель роли Городничего (с 1836 года), общественное достояние

Художественные средства

В пьесе «Ревизор» Н. В. Гоголь использует несколько приемов комического:

Говорящие фамилии

Следуя канонам жанра сатирической комедии, Н. В. Гоголь сохраняет традицию говорящих фамилий, которые подчеркивают особенности каждого героя пьесы «Ревизор». К примеру, двойная фамилия судьи Ляпкина-Тяпкина указывает на его методы ведения дел — весьма поверхностные, «тяп-ляп». Городничий, названный Сквозником-Дмухановским, ассоциируется с ветром в голове, что подтверждается его рассеянностью, быстрой забывчивостью. Тоньше ирония в фамилии мнимого ревизора, мелкого чиновника Хлестакова: «хлестать» — лгать, говорить неправду. Когда пьеса стала классикой, нарицательным стало производное слово «хлестаковщина» — бесконечное вранье, преувеличение.

Речь героев

Каждый персонаж раскрывается через речь, и важно, что и кому он говорит. Герои заискивают перед теми, кто выше чином, но «за глаза» проклинают и бранят их. Показательна в плане комического застольная речь Хлестакова, в которой причудливо сочетаются действительность и ложь, эта речь построена на антитезе и гиперболе.

Ремарки

Помимо речи персонажей важно описание их действий, пронизанных страхом и подобострастием перед мнимым ревизором. Яркие примеры: «входит на цыпочках» и «поднимается на цыпочках», «трясутся от страха», «потерявшись», «робея», «дрожа». Напротив, Хлестаков по мере роста внимания общества к нему ведет себя все более раскрепощенно, увереннее врет. В этом психологизм ремарок: «сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко».

Немая сцена

Финальная немая сцена — одна из вершин комического в «Ревизоре» и творчестве Н. В. Гоголя, в статике изобразившего характеры и чувства персонажей, замерших в ожидании возмездия за свои «грешки». Также немая сцена показывает отсутствие раскаяния персонажей.

Вклад в русскую литературу, актуальность в наши дни и связи с другими произведениями

Начавшаяся в 1836 году блестящая театральная жизнь «Ревизора» Н. В. Гоголя продолжается: пьеса, высмеивающая вечные пороки общества, не стареет, напротив, в разные временные срезы ее актуальность даже возрастает. Свидетельство тому — более сотни постановок с 1836 года: обличительная пьеса не раз пережила смену власти, а также продолжает ставиться в других странах. Кроме того, вышло 10 крупных экранизаций «Ревизора», часть из них — современные интерпретации.

Реалистическая драматургия Н. В. Гоголя повлияла на творчество А. Н. Островского, который также отошел от изображения положительных и отрицательных персонажей. Продолжила развиваться и социальная сатира, вслед за Гоголем во второй половине XIX века недостатки общества обличал в своих произведениях М. Е. Салтыков-Щедрин.

Влияние пьесы на русскую культуру настолько велико, что фразы из «Ревизора» стали крылатыми, а фамилии героев — нарицательными.

Список литературы:

  • Н. В Гоголь в русской критике, сборник. М.-Л.: Гослитиздат, 1953

  • Сочинения Н.В. Гоголя, найденные после его смерти. М., 1855.

«Ревизор» Н. В. Гоголя: главное о произведении

Дата создания — 1835 г., во второй авторской редакции — 1842 г.

Первая постановка на сцене — 19 апреля 1836 г., Александринский театр, Петербург.

Первая публикация — 1836 г.

Направление — реализм.

Род — драма.

Жанр — комедия.

Поджанр — реалистическая общественная комедия.

Композиция — линейная.

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость