История создания и контекст
Поэма посвящена кровавым и горьким 1930-м годам, когда по Советскому союзу прокатилась волна репрессий. Места действия — Ленинград, Москва, реки Нева, Дон и Елисей, а также конкретные здания — Фонтанный дом и красная стена тюрьмы «Кресты».
Лирическое произведение создавалось непосредственно в атмосфере террора: первые главы написаны в 1934–1935 годы, когда на поэтессу и ее семью обрушились страшные испытания, преследования. 24 октября 1935 года были арестованы ее возлюбленный Н. Н. Пунин и сын Лев Гумилев, официальное обвинение — участие и вдохновление «контрреволюционной террористической группы студентов». Анна Андреевна смогла через Б. Пастернака обращенное к Сталину прошение в Кремль, и 4 ноября ее близкие были освобождены.
Однако этот арест был не последним, гораздо более страшным и горестным стал 1938 год. Льва арестовали по тому же обвинению, и Ахматова проводила до 19 часов в очереди в «Кресты» с передачами для сына, и в это время дорабатывала стихи «Реквиема». В этот раз из «Крестов» Лев Гумилев не вышел, а был отправлен в лагерь, затем на фронт, вернулся в 1945 году, вновь арестован в 1949 году. Освобожден сын Ахматовой в 1956 году, признан невиновным.
В отличие от Льва, Н. Н. Пунин не пережил срок второго ареста: он также вновь заключен под стражу в 1949 году, умер в Абезьском отделении Минлага в 1953 году. Реабилитирован лишь посмертно, в 1957 году.
И строки «Реквиема» 1938 года звучат и обобщенно, и лично:
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Здесь одновременно и о Николае Гумилеве, расстрелянном в 1921 году (но они с Ахматовой были разведены с 1918 года), и о судьбе жен и матерей в 1930-е годы, и пророческое о судьбе Н. Н. Пунина.
В поэме Ахматовой описываются чувства тех, кто ждал известий о своих близких во время репрессий. Особую роль играет образ женщины с «голубыми губами», как у покойницы, которая шепотом спрашивает у лирической героини, может ли она это описать. Этот шепот становится воплем, причитанием и плачем по несправедливо пострадавшим.
Ахматова точно фиксирует долгое время ожидания в очередях «Крестов» — 17 месяцев, которые стали для нее временем скорби.
Поэтесса и ее творчество долгое время находились под запретом. Основная часть поэмы создана в 1935–1940 годы, однако глава «Вместо предисловия» датирована 1 апреля 1957 года, через год после осуждения культа личности Сталина. И лишь в 1963 году поэма впервые напечатана: произошло это за пределами СССР, в Мюнхене.
О сталинских репрессиях смотрите также анализ лирики О. Э. Мадельштама — стихотворение «Ленинград».
Литературный анализ
Поэма «Реквием» — самый политический текст Анны Ахматовой. Однако это также вершина ее поэтического искусства. В произведении используются все художественные приемы, которые она разрабатывала ранее: диалоги, отражение внутренних переживаний через внешние детали.
Смысл названия поэмы «Реквием» (поэтесса использовала в черновиках латинское написание — Requiem) открывает еще одну особенность произведения. «Реквием» — католическая заупокойная служба, обращение к Богу о покое для усопших, к тем, кто ушел, и к живым, чтобы они не забыли ужасных лет. Ахматова посвятила это произведение всем узникам — жертвам режима, которым властью была уготована смерть. Это душераздирающий стон всех матерей, жен и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.
Центральный конфликт в произведении — между личностью и государством. Горе лирической героини и народа связано с противоборством с государственной машиной в эпоху репрессий.
Новое
«Реквием» — краткое содержание
Жанр, направление, смысл названия
Жанр «Реквиема» вызывает разногласия у литературоведов: для одних это цикл стихов, для других — поэма. В произведении есть характерная для поэмы лироэпическая составляющая — рассказ о трагедии народа, о репрессиях, о мучительном ожидании приговора своих близких в очередях к тюрьмам по всей стране. Также есть лирическая составляющая — это внутренние переживания героини, приобретающие национальных масштаб: в «Реквиеме» звучит общая скорбь всех матерей страны.
Однако, в отличие от поэмы в чистом виде, в «Реквиеме» нет действующего героя. Здесь лирическая героиня выражает свои внутренние переживания и оценку исторических событий, а не является центром развития сюжета. Кроме того, уже во «Вступлении» поэмы проявляется многоголосие: используется «над нами» вместо «надо мной».
Произведение объединяет черты модернистской поэмы и древнего фольклорного жанра — плача.
Композиция, размер
Композиция поэмы кольцевая, поскольку главы «Посвящение» и «Эпилог» объединены общими мотивами и образами. При этом в структуре «Реквиема» есть несколько особенностей: это наличие эпиграфа, прозаической части «Вместо предисловия». В основной части поэмы названия есть только у трех из десяти глав, в них вынесены ключевые события и их переосмысление: «Приговор», «К смерти», «Распятие».
Каждая глава поэмы «Реквием» имеет свой стихотворный размер, что придает частям стихотворения разное звучание и сближает их с лирическим циклом. В «Посвящении» используется пятистопный хорей, с самого начала придающий монументальность и эпичность. Трехстопный анапест, которым написано «Вступление», по звучанию сближает лирику с фольклором.
Рифмовка в поэме разнообразна, сочетает стили и формы стиха. Например, в разных главах присутствуют парная рифмовка (abab), кольцевая (abba) и белый стих.
Ритм, рифма и размер в «Реквиеме» разнообразны из-за перерывов в написании поэмы и разнообразных поэтических задач, решаемых в каждой из 12 глав.
Темы, идея
Тема
В поэме лирическая героиня переживает не только собственное горе, она оплакивает общее горе матерей, оплакивающих казни детей в угоду жестокому режиму. С женщиной она отождествляет саму Родину. С этим связана и тема
Наконец, тема
Идея произведения в том, что нельзя вычеркивать эту память, чтобы не допустить повторения страшной трагедии.
Герои
Лирическая героиня, образ которой близок Ахматовой, — мать и жена, сильная женщина, изнуренная горем, которая ради жизни близких и любви к ним «кидалась в ноги палачу».
Образ сына в поэме сопоставим с образом Христа, поскольку тот тоже невиновен в своей муке. На единственном свидании мать видит его «страшные глаза», хотя он и пытается утешить ее.
В качестве эпиграфа к главе «Распятие» поэтесса взяла обращение Иисуса Христа к деве Марии, в этой части усиливается значение библейских образов сына и матери, личное (арест сына Ахматовой) объединяется с общенациональным (1930-е годы в СССР) и вечным (религия). В результате поэма имеет обобщающий смысл, в ней звучит многоголосие.
Художественные средства
В «Реквиеме» Анна Ахматова продолжает делать акцент на материальности, предметности, присущим акмеизму, эта лирика все так же «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». В поэме максимально важны место и время действия, а внутреннее состояние передается непременно через внешние признаки и детали.
Другой важный аспект — мотив двойственности лирической героини, что неоднократно подчеркивается в тексте, например, в строках «Нет, это не я, это кто-то другой страдает…», «Показать бы тебе, насмешнице / И любимице всех друзей…». Многоголосие в поэме создается и благодаря диалоговым формам.
Ахматова использует аллюзии, в том числе на лирику А. С. Пушкина («каторжные норы» — отсылка к стихотворению «Во глубине сибирских руд…»). Этот прием позволяет, с одной стороны, показать преемственность свободолюбивой лирики, с другой — раздвинуть историческое пространство поэмы, напомнить о многовековой несправедливости российской истории. Строка «Звёзды смерти стояли над нами» — аллюзия на символ коммунизма, олицетворяющего ту жестокую власть, которая погубила близких героини.
В кульминационной части поэмы «Приговор» на первый план выходит антитеза живого и мертвого (или окаменелого).
Средства художественной выразительности, используемые в поэме, включая эпитеты, метафоры и другие тропы и риторические фигуры, помогают передать внутреннюю боль героини и воссоздать атмосферу страшных 1930-х годов.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Критика, связь с другими произведениями
«Реквием» был оценен высоко известными писателями и поэтами-современниками Анны Ахматовой. Иосиф Бродский отмечал в нем двойственность, правдивость, баланс на грани безумия:
«Реквием» Ахматовой разворачивается как настоящая драма: как настоящее многоголосие. Мы всё равно слышим разные голоса — то простой бабы, то вдруг — поэтессы, то перед нами Мария. Это всё сделано как полагается: в соответствии с законами жанра реквиема.
Позднее поэт Евгений Евтушенко, автор вступительных статей, отметил многоголосие поэмы и наследование литературных традиций:
«Реквием» стал единым целым, хотя там слышится и народная песня, и Лермонтов, и Тютчев, и Блок, и Некрасов, и — особенно в финале — Пушкин.
В то же время читатели, особенно за рубежом, увидели в поэме лишь осуждение жестокости сталинского режима, не обращая внимание на автобиографические и лирические аспекты. Некоторые цитаты из поэмы уже были известны и воспринимались как народные до ее публикации. А. И. Солженицын даже отметил, что поэма говорит не об Анне Андреевне, а непосредственно о России.
Список литературы:
-
Кормилов С. И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. — Самара: Учебная литература, 2004.
-
Виленкин В. Я., Черных В. А. Воспоминания об Анне Ахматовой. — М.: Советский писатель, 1991.
-
Виноградов В. В. О поэзии Анны Ахматовой. Избранные труды. Поэтика русской литературы. — М., 1976.
«Реквием» А. А. Ахматовой: кратко о поэме
Дата создания — 1934-1963 гг.
Первая публикация — 1963 г., Мюнхен, изд. «Товарищество зарубежных писателей»; полный текст — 1987 г., журналы «Октябрь» № 3 и «Нева» № 6.
Литературное направление — акмеизм.
Род — лироэпос.
Жанр — поэма; цикл стихотворений.
Композиция — пролог из 2 глав, основная часть — 10 глав, эпилог также из 2 глав.
Особенность — стихотворный размер, ритм и рифма отличаются по главам.