Стопа
Существуют различные типы стоп, включая двусложные (двоичные ритмы) и трёхсложные (троичные ритмы).
Характерные черты стопы
Стопа в литературе является основной ритмической единицей стиха, которая имеет следующие характерные черты:
- Объединение слогов. Стопа состоит из ударного слога, объединенного с одним или двумя неударными слогами.
- Изохронизм. Время, требуемое для прочтения любой стопы, должно быть одинаковым, что достигается за счет равновременности всех стоп в стихе.
- Начало с ударного слога. Стопы начинаются с ударного слога. Если перед ударным слогом в начале строки стоит неударный слог, он считается анакрузой и не входит в изохронность стопы.
- Хорей — двусложная стопа, в которой первый слог ударный, а второй — безударный.
- Ямб — двусложная стопа, в которой первый слог безударный, а второй — ударный.
- Дактиль — трёхсложная стопа с ударением на первом слоге.
- Амфибрахий — трёхсложная стопа с ударением на втором слоге.
- Анапест — трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге.
- Спондей — в античном стихосложении стопа из двух долгих слогов, в силлабо-тоническом стихосложении так условно называется сверхсхемное ударение на ритмически слабом месте в ямбе и хорее.
- Пеоны — четырёхсложные стопы, различающиеся в зависимости от того, на какой из четырёх слогов падает ударение.
Виды стоп в поэзии
В поэзии существуют различные виды стоп, которые определяются количеством и расположением ударных и безударных слогов в стихотворной строке. Виды стоп включают:
Наиболее употребительными в русском стихе являются хорей, ямб, дактиль и анапест. Стопы — это ключевые элементы в анализе внутристрочного построения стиха и определении его ритмического своеобразия.