b733e4

Анализ пьесы «Гроза» А. Н. Островского

Анализ пьесы «Гроза» А. Н. Островского
Новое

«Гроза» А. Н. Островского — шедевр русской драматургии XIX века, остается актуальным и понятным современному зрителю, поскольку передает глубокие философские раздумья об обществе. В данном литературном анализе мы попытаемся разобраться в сложных взаимоотношениях героев, их действиях и мотивациях, а также темах и идеях, заложенных в пьесе.

История создания и контекст

Исторически купечество представляло собой сословие, занимавшееся торговлей. Культура и обычаи купечества были близки народным и крестьянским, что отражалось в скромном образе жизни и уважении к семейным ценностям. Среди купцов было много старообрядцев, и уровень грамотности в этом сословии оставался низким до XIX века.

Период, в который была создана пьеса А. Н. Островского, можно охарактеризовать как время общественных дискуссий и подготовки к реформам. Однако, в отличие от многих реалистических произведений того времени, в «Грозе» отсутствуют ярко выраженные демократические, либеральные или же революционные герои. Тем не менее, критики отмечают общий дух протеста и социальные проблемы, заложенные в этой драме.

Действие драмы разворачивается в городе вымышленном купеческом городе под названием Калинов, расположенном на берегу Волги. Иногда он ассоциируется с городом Костромой, однако Островскому было важно подчеркнуть, что изображенные в пьесе пороки не уникальны, характерны для всех городов России конца XIX века.

В 1846–1847 годы А. Н. Островский познакомился с актрисой Любовью Павловной Косицкой. Ее также называют «главной и несостоявшейся» любовью писателя, вдохновившей его на образ Катерины — главной героини «Грозы» 1859 года. Об этом свидетельствует и помета в рукописи пьесы, напротив монолога героини о своих снах: «Слышал от Л. П. про такой же сон…».

Пьеса «Гроза» впервые была представлена зрителям в ноябре 1859 года на сцене Малого театра в Москве, и роль Катерины исполнила Л. П. Косицкая.

Портрет российской актрисы Л. П. Косицкой
Портрет российской актрисы Л. П. Косицкой, 1850 г., общественное достояние

Персонажи

В пьесе «Гроза» герои изображены таким образом, что их образами обозначен конфликт между патриархальными ценностями и прогрессивными идеями.

Савел Прокофьевич Дикой

Купец, имеющий большое влияние в местном обществе. При этом он исполнен ненависти к людям, игнорирует знания и прогресс, его душа холодна, как камень. Дикой не оказывает никому безвозмездную помощь. Ему приносит удовольствие унижать и пугать людей.

Борис

Племянник Дикого, молодой, модно одетый, хорошо образованный человек, добрый и тонко чувствующий. На этапе развития действия пьесы создается впечатление, что благодаря своей интеллигентности и образованности, прогрессивным взглядам, Борис Григорьевич сможет противостоять деспотизму купцов, так как чувствует себя среди них лишним. Однако он находится в подневольном положении, вынужден работать на Дикого из-за завещания бабушки. Борис оказывается слабым, бесхарактерным человеком: не оправдывает надежд влюбленной в него Катерины, не желая нести ответственность за отношения, он трусливо и эгоистично уезжает, подчиняясь воле Дикого и при этом жалея, что был влюблен в замужнюю женщину.

Марфа Игнатьевна Кабанова

Глава купеческого семейства. Она жестока и властна, держит домочадцев в страхе, ее главная черта — деспотизм, который вызван убежденностью житейского домостроя. Религиозность Кабанихи в большей степени показная: она дает милостыню и молится, ратует за старые традиции, но в быту жестока с окружающими.

Тихон Кабанов

Сын Кабанихи, ее противоположность — мягкий и безвольный, находится под влиянием матери. Он не способен освободиться от материнского деспотизма, минуты утешения для него — гулянки и возможность выпить.

Катерина

Жена Тихона. Также страдает от тирании свекрови, которая боится потерять влияние на сына. Катерина искренне старается полюбить своего слабого супруга, но вместо этого испытывает лишь жалость. Она влюбляется в другого человека, но в итоге этот роман приводит ее к трагическому финалу — самоубийству. Катерина искренняя, несчастная в современной жизни, противостоит «темному царству» жестоких устоев, стремится к свободе и собственному выбору.

Варвара

Дочь Кабанихи, характером совсем не похожа на своего брата Тихона. Вынужденная приспосабливаться к сложной жизни в доме матери, она научилась обманывать и изворачиваться, стремясь сохранить свою относительную свободу. Для нее Кабаниха не является авторитетом, Варвара следует собственным убеждениям, совершенно не обременена нравственностью, стараясь лишь, чтобы все было сделано для вида.

Ваня Кудряш

Конторщик Дикого, молодой человек, с которым в итоге сбегает из дома Варвара Кабанова. Кудряш достаточно уверен в себе и смел, отличается бойким и веселым нравом, целеустремленность. Своему начальнику Дикому он может ответить грубостью, не подчиняется «старому миру». Отчасти персонаж противопоставлен Борису, чтобы подчеркнуть слабость и малодушие последнего.

Кулигин

Часовщик-самоучка, мещанин около 50 лет. Кулигин — умный, талантливый человек, искренне увлеченный своим делом и открытый новому. Кулигин мечтает изобрести «вечный двигатель», грезит о общем благе, честном труде, знаниях, отказывается следовать устаревшим правилам. Именно он произносит в пьесе монолог о «жестоких нравах». У часовщика чуткая душа поэта, он восхищается природой и красотой. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается следовать устаревшим правилам. Однако многие мечты Кулигина остаются невыполненными, ему не хватает мужества противостоять купцам.

Странница Феклуша

Приживалка Кабанихи, умеет с легкостью завоевать доверие любого. Используя лесть и невежество местных жителей, она живет спокойной и беззаботной жизнью. Любые перемены и новшества пугают эту хитрую и одновременно инфантильную, невежественную женщину. Она является частью «старого мира», так как ей тепло и сытно живется при жестоких порядках купцов, которым она угождает лестью.

Другие персонажи

Мещанин Шапкин дружит с Кудряшом, недолюбливает купцов, но не вступает с ними в конфликт, он осторожен и приспосабливается к обществу, как и большинство героев пьесы.

Прислуживающая Кабановым девушка Глаша — невежественная представительница «темного царства», в идейном плане напарница Феклуши, не стремится к развитию.

Барыня — полусумасшедшая женщина, в начале пьесы предрекает Катерине смерть.

Б. Кустодиев, «Дикой»
Б. Кустодиев, «Дикой», 1920 год, общественное достояние

Получи больше пользы от Skysmart:

Литературный анализ

«Гроза» — характерное произведение реализма, что подтверждается детальными описаниями обычаев и быта жителей небольших приволжских городов, именно на людях акцентирует внимание драматург.

Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» описал город Калинов как «темное царство», где царят самодуры в лице Дикого и Кабанихи. Герои Борис и Тихон являются жертвами их деспотизма, в то время как Катерина предстает как «луч света», противопоставленный этим злодеяниям. Самоубийство героини становится актом протеста против лжи и насилия в «темном царстве», предвидя конец старых порядков. Однако такая интерпретация соответствовала лишь определенной части идеи текста и не охватывала всю глубину смысла пьесы.

Альтернативный взгляд на произведение высказал критик А. А. Григорьев в письме к И. С. Тургеневу. Он считал, что Островский выступает как «каратель и обличитель» самодурства, а «Гроза» в таком случае является видом сатиры на общество. Григорьев утверждал, что Островский скорее стремился верно отражать народную жизнь во всей ее многообразности, чем обличать пороки «темного царства».

С точки зрения Д. И. Писарева, Катерина не является «лучом света». Литературный критик задается вопросами об истинности любви и совестливости героини, ставит под сомнение расхождение речи и поступков героини.

Тематика, идейное содержание

В пьесе «Гроза» А. Н. Островский затрагивает следующие важные темы, в основном они связаны с Катериной и семьей Кабановых:

  • семья и брак,

  • любовь,

  • счастье,

  • нравственность,

  • жизнь и смерть,

  • надежда,

  • нравственность,

  • власть (над человеком).

Основная идея произведения заключается в необходимости защищать свои интересы, развиваться, стремиться к независимости, красоте и духовности, не быть безвольным и слабым духовно.

Конфликт

Центральный конфликт в пьесе Островского — столкновение консервативного патриархального уклада, на стороне которого большинство персонажей, и приходящего его на смену развивающего прогрессивного, полного светлых надежд на будущее общества. Это классический конфликт поколений. И развязка его в пьесе трагическая: тот, кто хотел свободы, находит ее только в смерти.

Через отношения Катерины с семьей Кабановых писатель старается показать читателю сложившуюся обстановку в обществе, находящемся на грани масштабных изменений.

Б. Кустодиев. Эскиз декорации к драме А. Н. Островского «Гроза»
Б. Кустодиев. Эскиз декорации к драме А. Н. Островского «Гроза». 1918 год, общественное достояние

Композиция

Пьеса «Гроза» состоит из пяти актов, действие в которых разворачивается последовательно.

События происходят в 1850-е годы, протяженность действия не превышает двух недель. При этом драматург отмечает, что между третьим и четвертым актами проходит 10 дней, в течение которых Катерина встречается с Борисом, пока ее муж Тихон находится в отъезде.

  • Экспозиция — описание жизни жителей города Калинова и их нравов.

  • Завязка — конфликт Катерины и Марфы Игнатьевны Кабановой.

  • Развитие действия — любовь, а затем роман Катерины и Бориса.

  • Кульминация — гроза, признание Катерины в измене.

  • Развитие действия — расставание Бориса с Катериной, его отъезд.

  • Развязка — покаяние и самоубийство Катерины.

  • Вторая развязка — Тихон жалеет себя и винит в случившемся мать, а Варвара сбегает с Кудряшом.

Художественные средства

Драматург А. Н. Островский использует антитезу для более глубокого понимания конфликта, персонажей и сюжета произведения. Дикой — агрессивен и самоуверен, кричит на всех как хозяин жизни, в то время как Борис, его племянник, почтительно относится к нему в надежде наследовать его состояние. Кабаниха — лицемерная и критикует других, одновременно с этим Катерина — милосердная и добрая невестка.

Не менее важен символизм. Название пьесы «Гроза» отсылает к переносному значению слова («угроза») и символизирует приближающийся перелом в атмосфере провинциального городка, полного предрассудков и ложных убеждений. Смерть Катерины во время грозы становится катализатором для многих жителей, побуждая их к решительным действиям. Еще один уровень обобщения смыслов, символов — образы персонажей. При встрече с городским миром читатель узнает о страшной дикости и жестокости Дикого и Кабанихи. Оба представляют старое поколение, боящееся прогресса и невежественное. Однако, Дикой символизирует власть и грубую силу, в то время как Кабаниха — угнетающую других жестокость, деспотизм. Постепенно становится понятно различие между «темным царством» и новым, только зарождающимся. Общество с жестокими нравами и грубостью оказывает разрушительное воздействие на всех его членов и замедляет развитие.

Александр Головин. Берег Волги. 1916 год
Александр Головин. Берег Волги. 1916 год, эскизы декораций к драме А. Н. Островского «Гроза», общественное достояние

Вклад в русскую литературу, актуальность в наши дни и связи с другими произведениями

С «Грозой» в литературоведческой, а вслед за ней и учебной практике принято сопоставлять более позднюю пьесу А. Н. Островского — «Бесприданницу», написанную в 1878 году. Действие обеих пьес происходит в городе на Волге, в центре сюжета также любовная драма, а финал — трагический. Однако образы персонажей претерпели изменения, они мыслят иначе, так как пьеса написана в послереформенное время. Подробнее об этом периоде и реформах Александра II — в статье «Литература второй половины XIX века».

Театральная жизнь «Грозы» была громкой на глубоко психологические трактовки и открытие актерских талантов не только вскоре после написания пьесы, но и на протяжении XX века: это предреволюционная премьера спектакля В. Э. Мейерхольда, а затем постановки его последователей, игра Веры Пашенной. В наши дни один из лучших спектаклей по классической пьесе А. Н. Островского входит в репертуары Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова (БДТ) и Театра им. Е. Вахтангова.

Слушать аудиокнигу «Гроза»:

Список литературы:

  • Н. А. Добролюбов. Луч света в темном царстве // Добролюбов Н. А. Собрание сочинений в 9 т. Т. 6. — М.-Л.: «Гослитиздат», 1963.

  • А. А. Григорьев. После «Грозы» Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу. — журнал «Русский мир», 1860 г.

  • Д. И. Писарев. Мотивы русской драмы (статья), 1864 г.

«Гроза» А. Н. Островского: главное о пьесе

Дата создания — 1859 г.

Первая постановка на сцене — 16 ноября 1859 г., Малый театр, Москва.

Первая публикация — 1860 г., журнал «Библиотека для чтения», № 1.

Направление — реализм.

Род — драма.

Жанр — драма.

Композиция — линейная.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость