b733e4

Анализ рассказа «Корова» А. П. Платонова

Анализ рассказа «Корова» А. П. Платонова
Новое

«Корова» А. П. Платонова — грустный и трогательный рассказ о трагической судьбе серой коровы и отношении к ней семьи ее хозяина — путевого сторожа. В статье ниже — история создания рассказа, анализ сюжета и персонажей, темы и идея произведения, нравственный смысл.

Сюжет и его происхождение, краткое содержание рассказа

Рассказ «Корова» создан в 1938 году (в ряде источников — конец 1930-х – начало 1940-х годов), в тяжелый для А. П. Платонова жизненный период. Это время сталинских репрессий, арестов друзей писателя и гонений на его семью. Именно в 1938 году был арестован его 15-летний сын Платон; и тоска, горе расставания наряду с изображением жестокости несправедливости мира выразились в том числе в рассказах Платонова.

Перед «Коровой», в 1935 году, был написан не менее грустный рассказ «Юшка», он также входит в школьную программу, обратите внимание на его .литературный анализ

В центре рассказа «Корова» семья путевого железнодорожного сторожа, их корова и теленок. Несмотря на то что основная часть повествования — слова автора, история в основном разворачивается через призму восприятия ребенка — мальчика Васи. И в финале вся трагедия истории коровы укладывается в школьное сочинение Васи:

Вася написал в тетради: «У нас была корова. Когда она жила, из нее ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына — теленка, и он тоже ел из нее молоко, мы трое и он четвертый, а всем хватало. Корова еще пахала и возила кладь. Потом ее сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И ее тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду».

Новое

«Корова» — краткое содержаниеЧитать →

Андрей Платонов в 1934 году
Андрей Платонов в 1934 году, общественное достояние

Персонажи

Главный герой рассказа — четвероклассник Вася Рубцов, сын путевого железнодорожного сторожа. Мальчик любит трудиться и учиться, любознательный, добрый, чуткий.

Он ходил в колхозную семилетку за пять километров от дома и учился там в четвертом классе. Вася любил ходить в школу, потому что, слушая учительницу и читая книги, он воображал в своем уме весь мир, которого он еще не знал, который был вдали от него.

В образе Васи отразились размышления Платонова о ребенке и его месте в мире. Как и детям-персонажам других произведений писателя (например, Насти из «Котлована», Петрушки из «Возвращения»), этому мальчику присущи серьезность и зрелость в восприятии мира. По мнению Платонова, только в детстве истинно живет истина жизни во всей ее чистоте поэтому главный герой рассказа остается открытым миру, увлекается учебой и мечтает о далеких странах. Вася «с малолетства уже полный человек»: он хорошо знает устройство поезда, помог машинисту, выполнив тяжелую физическую работу, но что важнее — указал, где зажаты тормоза. Мальчик стремится понять мир как рационально, так и эмоционально.

Отец Васи, путевой железнодорожный сторож, поступает в рассказе практично, для выгоды своей семьи. Однако его нельзя назвать бесчувственным или жестоким, характер и поступки этого человека так же реалистичны, как и других героев. Главная его роль — отец, и этим обусловлен его выбор в пользу благополучия семьи:

У меня душа по теленку болит: растили-растили его, уж привыкли к нему... Знал бы, что жалко его будет, не продал бы…

Мать Васи наделена лишь одной бытовой репликой, она просит сына проводить 406 поезд. А затем упоминается сразу после первого исчезновения коровы. Мать реагирует на ситуацию тоже с точки зрения благополучия своей семьи:

После ужина мать заплакала, что пропала их кормилица и работница.

Машинист — добрый и честный, но не идеальный человек, с ним в повествовании Вася встречается дважды. Мальчик по-взрослому ведет себя с машинистом, помогает ему и даже оценивает его навыки: «Ты ездишь плохо». Машинист, сбивший корову, но не виновный в ее смерти, денежно помогает семье Васи, чем удивляет его отца. Известно также, что у машиниста есть сын, похожий на Васю. Сострадательность персонажа раскрывается в следующих словах:

Я еще никого в жизни не давил, один раз — собаку... Мне самому тяжело на сердце будет, если вам ничем за корову не отплачу.

Корова
Сгенерировано Kandinsky

Получи больше пользы от Skysmart:

Литературный анализ

Короткий рассказ имеет линейную композицию: события развиваются от болезни теленка до смерти коровы и сочинения Васи о ней. В повествовании несколько тем, персонажи изображены в соответствии с требованиями реализма, для их раскрытия автор использует различные художественные приемы.

Темы

Как и в большинстве произведений А. П. Платонова, в «Корове» затрагиваются вечные темы:

  • Сострадание. Это чувство проявляет к корове мальчик Вася, обнимая ее, чтобы утешить. Однако состраданию не чужд и его отец, которому было жаль теленка.

  • Любовь. В рассказе речь идет и о безусловной, бесконечной материнской любви коровы к ее теленку. В начале повествования она заботилась о пропитании сына (важно, что в рассказе используется именно это слово), а затем ждала его и не смогла справиться с горем утраты. Любовь — это и привязанность Васи не только к своей семье, родителям, но и к корове и теленку, именно поэтому он понимает, насколько сильны чувства животных.

  • Жизнь и смерть. Сквозная тема повествования, а всё существование коровы выразилось в сочинении Васи.

Художественные средства

Образы персонажей, трагизм повествования создаются писателем с помощью эмоционально окрашенных слов и выражений. Такой прием позволяет донести до читателя, как тяжело у мальчика на сердце, как он переживает горе вместе с животным.

В описании коровы глазами мальчика Васи важны эпитеты: «добрые теплые глаза», «нежадный рот», «нежное, покойное вымя»; «жалобно замычала», «ответила протяжным, плачущим голосом корова, тоскующая о своем сыне». Они показывают его чуткость, искреннюю любовь.

Метафоры усиливают описание горя коровы: «тяжкое, трудное горе томилось в ней, которое было безысходным и могло только увеличиваться»

Писатель часто вставляет разговорные слова в текст, чтобы сделать его понятным для каждого читателя, чтобы сделать речь героев ближе к обычным людям. Например, слова «шалая», «рассерчал» и «обожди».

Особым приемом, характерным для творчества Платонова, является плеоназм. Например, он пишет «память… забылась», «она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать». Эти фразы могут показаться странными, но у писателя это художественный прием, который делает текст очень выразительным.

Значение рассказа, нравственный смысл

По мнению автора, важно быть добрым, милосердным, заботливым по отношению к другим людям и животным. Он размышляет о жизни и смерти, о том, что смерть, утрата близкого — большое горе для всех живых существ. В то время как человек может находить утешение в работе и дружбе, животное, корова не умеет «утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением, как это может делать человек». Именно поэтому человек должен нести ответственность за животных и природу в целом.

Слушать рассказ «Корова», выразительное чтение:

Короткий мультфильм А. К. Петрова «Корова» по рассказу А. П. Платонова:

Список литературы:

  • Урок любви к ближнему, И. Петров, журнал «Литература» № 3/2005

  • Андрей Платонов, А. Варламов, изд. Молодая гвардия, 2011.

«Корова» А. П. Платонова: главное о рассказе

Дата создания — 1938 г.

Первая публикация — 1962 г.

Направление — реализм.

Род — эпос.

Жанр — рассказ.

Композиция — линейная.

Комментарии

Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость