«Лиличка!» посвящена Лиле Брик, которую литературоведы называют ключевой женской фигурой в творчестве В. В. Маяковского. Они познакомились в 1915 году через Эльзу Каган, ее младшую сестру. Муза Маяковского была умной, образованной, талантливой женщиной, она вместе с мужем Осипом Бриком организовала литературно-художественный салон, который посещали многие известные литераторы и художники.
Поэт вскоре после знакомства признался Лиле в любви и посвятил ей стихи. Вскоре он даже переехал поближе к семье Брик. Несмотря на жгучую ревность, вызванную холодностью Лили, Маяковский продолжал вдохновляться ею в том числе в поэтическом плане.
По ряду причин написанная в 1916 причин «Лиличка!» была опубликована лишь после смерти поэта, 1934 году. Однако она осталось ярким примером любовной лирики и восхищения поэта своей Музой.
Интерпретация содержания
Маяковский придал своему стихотворению «Лиличка!» подзаголовок «Вместо письма» и этим определил его жанр как послание. В нем поэт выражает свою любовь и страсть к возлюбленной, вспоминая волнительные моменты и переживая предстоящий разрыв.
Поэт предвидит расставание и описывает свою любовь как «тяжкую гирю». Маяковский признается, что любовь приносит ему страдания, но он не жалуется на них, а скорее принимает как данность. Сосредоточенность лирического героя на своем чувстве подчеркивается через повторение фразы «кроме любви твоей». Он выражает свою уверенность, что возлюбленная его забудет, но даже если это произойдет, она всегда будет дорога его сердцу.
Он не говорит о внешности героини, но акцентирует внимание на ее действиях и реакциях, передавая силу и глубину своих чувств через смену образов и действий.
Образ Лилички
Название стихотворения указывает на адресата и отношение лирического героя к ней: он нежно любит героиню и обращается к ней, используя уменьшительное имя. И это неслучайно: как отмечает исследователь творчества поэта З. С. Паперный, Маяковский в письмах к возлюбленной использовал множество ласковых вариантов ее имени и производных от него («Лилик», «Личика» «Лилёнок», «Лилятик», «Лисятик» и другие).
В поэме она изображена как «сердце в железе», что символизирует далекие и несогласованные отношения между героями. Здесь нет примет внешности, и образ Лилички предстает лишь через действия: «сидишь», «выгонишь… изругав», «забудешь», «твой уходящий шаг».
Лирический герой
В стихотворении лирический герой максимально близок самому поэту, изливающему любовные переживания. Он напоминает Маяковского не только ввиду обстоятельств, но и по своей чувствительности и глубоким переживаниям из-за несчастной любви. Он стремится найти спасение именно в этом чувстве, хотя понимает, что его любовь является бременем для возлюбленной Лилички, но всегда будет хранить ее образ в своем сердце. Герой выражает свою преданность и жертвенность, он не смог бы променять свою любовь ни на что другое, несмотря на все трудности.
Автор использует поэтические приемы, такие как анафора, метафоры и эпитеты, чтобы передать глубину чувств главного героя и его готовность жертвовать ради любви. Он также сравнивает себя со слоном и быком, указывая на свою мощь и силу чувств.
Уже при написании стихотворения Маяковский видит выход из своей любовной переделки в собственной смерти, но отказывается от этой мысли, понимая, что это лишит его возможности видеть любимую.
Раскрытие темы любви и страсти
Это эмоциональное, надрывное и местами даже резкое стихотворение Маяковского весьма точно охарактеризовала поэтесса Тамара Жирмунская, назвав его «песнью торжествующей любви».
В этой лирике нет необходимости угадывать чувства, о них заявляет, практически кричит лирический герой. Его переживания изливаются потоком:
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссеча́сь…
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
В финале стихотворения место крика, страданий, надрывности занимает почти пушкинская нежность:
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
Анализ философских и социальных аспектов стихотворения
Подобно другим произведениям Маяковского, «Лиличка!» написана в духе футуризма, который отличается отказом от традиционных канонов. Это имеет символическое значение. Поэт использует нетрадиционные и свободные средства выражения своих чувств, работая над этим на всех уровнях: от формы до лексического наполнения.
Анализ формы стихотворения
В творчестве Маяковского форма всегда неразрывно связана с содержанием, это сильный инструмент передачи эмоционального напряжения и поэтической патетики.
Структура стихотворения
Стихотворение «Лиличка!» не разделено на строфы, а представляет собой единый поток чувств, рассуждений и воспоминаний. Поэт чередует счастливые воспоминания о первой встрече с возлюбленной с описанием неминуемого разрыва и своих страданий.
Ритм и рифма
Поэзия В. Маяковского всегда удивляет своей оригинальностью в использовании новых слов и нестандартных грамматических форм. Это стихотворение также не обошлось без оригинальных приемов.
Размер стиха — разностопный хорей с особым стихотворным строем, а именно — чередующейся рифмовкой (перекрестной и кольцевой). И вовсе не случайно рифмовка порой неточная, этим подчеркивается порывистость мыслей поэта.
Поэт-футурист продолжает экспериментировать с формой, используя «лесенку» для написания стихотворения, что помогает расставить смысловые акценты и передать эмоциональную глубину и страстность.
Стихотворение имеет 10 строф по 4 строки с перекрестной рифмой и акцентный стих, что делает его более непосредственным и проникновенным. Внутренний ритм и обратный порядок слов в предложениях дополняют общую атмосферу предельного напряжения.
Использование лексики и образов
Маяковский использует антитезу, описывая счастливое прошлое и неминуемый разрыв связи с Лилей. Поэт выражает уверенность, что даже после разлуки Лиля останется в его сердце. Восхищение ею и страдание от любви сливаются в этих стихах, создавая поток сильных эмоций.
Апофеоз значимости любви Лилички и ее роли в жизни героя — в этих строках, связанных анафорой и синтаксическим параллелизмом:
Кроме любви
твоей,
мне нету моря…
Кроме любви
твоей,
мне нету солнца…
В стихотворении В. В. Маяковский использует несколько окказионализмов (авторских неологизмов), такие творческие эксперименты важны и в других произведениях поэта, так как помогают ему точно выразить чувства. Так, слова «обезумлюсь» и «иссечась» выделяются использованием суффикса «-ся» («сь»), указывающего на состояние героя. Новое слово и одновременно эпитет «опожаренный» благодаря ассоциации с пожаром как бедствием — это гораздо больше, чем «жаркий» или «горячий», его использование делает образность богаче.
Не последнюю роль играют развернутые метафоры, и это не только уже процитированная финальная строфа про нежность, но и «душу цветущую любовью выжег», «слов моих сухие листья». Вместе с характеристикой героини «сердце в железе» метафоры помогают реализовать психологические переходы и создать запоминающиеся образы.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
«Лиличка!» в творчестве Маяковского
Стихотворение создано в ранний, дореволюционный, период творчества поэта, в это время на первом плане для него был отказ от старых форм искусства и активный поиск новых.
Общее с другими произведениями
«Лиличка!» имеет острый эмоциональный настрой, который присущ большинству произведений Маяковского. Автор выражает свои чувства с большой страстью и искренностью, что делает его лирику узнаваемой и запоминающейся.
В предшествующих поэтических шедеврах 1915–1916 годов, в том числе в «Флейте-позвоночнике», Маяковский восторженно воспевает свою любовь. Поэма также посвящена Лиле Брик, уже тогда звучит мотив коронации возлюбленной («а в короне слова мои — радугой судорог»), и лирический герой готов бросаться за ней «от города к городу».
Маяковский не раз обращался к жанру письма в важные моменты своей жизни и в других лирических произведениях. Позднее стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928 год) посвящено «парижской любви» поэта. Романтическими посланиями эпистолярный жанр в творчестве поэта не ограничивается. Например, «Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому» стало не менее значимым литературным событием как обращение «писателя к писателю» в свете их затяжного противостояния. В 1927–1928 годы поэт создает «Письмо к любимой товарища Молчанова, брошенной им», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».
Отличительные особенности стихотворения
Использование современных тем и языковых мотивов также характерно для «Лилички!». Маяковский избегает стандартных оборотов и классических метафор, придумывая взамен неожиданные образы.
Интересно, что поэт выразил максимальную страсть, лишь однажды используя восклицательный знак — в заголовке.
Актуальность в современном контексте
Это литературное произведение не единожды вдохновляло музыкантов. Первым, кто переложил на музыку трагическое послание Маяковского, стал руководитель ансамбля «Песняры» Владимир Мулявин, песня вышла в 1985 году и позднее была включена в музыкальный сборник «Во весь голос».
Рок-группа «Сплин» в 2006 году записала альбом, в котором была песня «Маяк» на стихи В. Маяковского «Лиличка! Вместо письма».
Сочетая в себе тоску, отчаяние, нежность и сентиментальность, откровенные слова Маяковского продолжают волновать читателей, позволяют ощутить силу и трагичность любви поэта.
Список литературы:
-
З. С. Паперный. «Если я чего написал…» // Знамя. — 1998. — № 6.
-
Жирмунская Т. «За всех расплачусь, за всех расплачусь…» (В. Маяковский) // Континент. — 2005. — № 124.
«Лиличка!» В. В. Маяковского: главное о стихотворении
Дата создания — 26 мая 1916 года.
Первая публикация — 1934 год (после смерти Маяковского).
Литературное направление — футуризм.
Род — лирика.
Жанр — лирическое стихотворение, послание.
Тема — любовь.
Кому посвящено: Лиле Юрьевне Брик (Каган).
Композиция — линейная.
Стихотворный размер — акцентный стих.
Рифмовка — перекрестная (abab), кольцевая (abba).