История создания и контекст
«Левша» — одно из наиболее поздних произведений Лескова. К тому времени он уже был известным писателем, не только работавшим в жанрах малой прозы, но и создавшим несколько романов. При этом он всегда был писателем-экспериментатором, и уже обращался к поэтике сказа. Самые известные и успешные примеры: «Запечатленный ангел» 1872 года, «Очарованный странник» 1873 года.
Впервые повесть о левше была опубликована под полным названием «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)» в газете «Русь» в 1881 году. Отдельным изданием произведение вышло в 1882 году.
Обе публикации сопровождались также написанным в сказовой манере предисловием о происхождении истории левши, однако уже в следующих изданиях писатель исключил эту часть, так как критика воспринимала ее не как часть художественного замысла, а буквально, понимая произведение как записанную народную легенду.
Н. С. Лесков включил «Левшу» в цикл «Праведники», тем самым подчеркнув религиозную семантику. В каждом произведении цикла писатель стремился изобразить человека, достигшего духовного, нравственного равновесия. И левша в этой концепции изображен как талантливый человек-праведник, устремленный к высокому идеалу. Другие важные произведения цикла: «Однодум», «Инженеры-бессребреники», «Кадетский монастырь», «Очарованный странник».
Характеристика героев
Благодаря сказовой манере персонажи повести и рассказчик не просто оживают, а становятся яркими и запоминающимися.
Рассказчик
Повествование ведется от лица любознательного, но малообразованного рассказчика «от народа», который на свой манер искажает географические названия и научные термины, в результате в тексте появляются «Твердиземное море», «мелкоскоп», «аглицкий», «буреметр», «мантон», «долбица умножения» и другие слова и неологизмы, отличные от литературной нормы. Эти искажения смешны для читателя и создают комический эффект в повествовании Лескова.
Левша
Главный герой ни разу не называется по имени. На протяжении всего текста слово «левша» написано со строчной буквы, это не прозвище персонажа.
Портрет: Косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны.
Левша — тульский крестьянин, он необразованный, но искусный мастер, оружейник; религиозен, предан родине и семье. Талант левши впечатлил англичан, но мастер не захотел оставаться в чужой стране. Во время возвращения на корабле левша участвует в пари, выпивает слишком много, ослабевает «от болезни, от питья и от долгого колтыханья», в итоге умирает из-за плохого обращения и отсутствия медицинской помощи. Здесь отношение к левше показано на контрасте помощи англичанину в «посольском доме».
Последние слова левши перед смертью говорят о его верности государю (совет по примеру англичан не чистить ружья кирпичом), но оказываются бесполезны, так как совет не передают Николаю I.
Александр I
Любознательный, впечатлительный, по Европе «объездил он все страны». Именно с его путешествия и покупки «аглицкой стальной блохи» начинается повествование. В произведении Александр I показан как правитель, не верящий в свой народ, но преклоняющийся перед заморской культурой: «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
Платов
Донской атаман, сопровождающий Александра I в поездке. Умный, сдержанный, наблюдательный человек, верящий в талант русского народа. Именно Платов предлагает Николаю I отдать «аглицкую блоху» тульским или сестрорецким мастерам, чтобы превзойти эту тонкую работу. Тем не менее Платов, как и остальные, забывает о левше, после того как работа мастера произвел впечатление на императора и англичан, и это равнодушие приводит к смерти левши.
В результате история жизни атамана Платова, который верил в силу и таланты русского народа, но оставался равнодушным к судьбе конкретного талантливого человека, впечатляет своей противоречивостью, этот человек не идеален, он честолюбив и эгоистичен.
Николай I
В своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил… «Я знаю, что мои меня не могут обманывать».
Государь, брат Александра I, не признавал превосходство иностранных мастеров и хотел доказать, что русские могут быть не хуже.
«Левша» — краткое содержание
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Литературный анализ
В современном литературоведении жанр «Левши» определяется как повесть с элементами сказа, так как повествование ведется от лица рассказчика, его образ достаточно яркий, а речь отличается выразительностью, близкой народной (включает разговорные и просторечные слова). При этом произведение остается авторским, в нем имитируется сказовая манера, эта история по духу близка фольклорной, но не создана народным творчеством.
Однозначного авторского определения жанра «Левши» нет: Н. С. Лесков называл свое произведение повестью, рассказом, очерком, а также «цеховой легендой» и просто «книжечкой».
Тематика, идейное содержание
Тема повести-сказа «Левша» — мастерство, самобытность и смекалка русских мастеров.
Идея произведения Лескова: в России достаточно творческих людей, мастеров ничуть не хуже заграничных. Автор заставляет задуматься о месте и роли талантливых людей из простого народа. Лесков считает, что государство не может развиваться без уважения к труженикам, обеспечения им хорошего образования и достойных условий жизни.
Конфликт
В первой части повести Лескова на первый план выходит соревнование между Россией и Англией в оружейном мастерстве, тонкой работе с металлом. Мастера из Тулы совершили чудо, подковав механическую блоху без микроскопа. Однако блоха, потеряв свои свойства, перестала плясать. Это произошло из-за незнания российскими мастерами основ математики.
Более глубокий конфликт в повести связан с судьбой левши и заключается в недостаточной заботе власти о талантливых людях страны. Бедный и необразованный левша живет в скромном доме с родителями, этим условиям противопоставляется благополучная жизнь английских работников. После триумфа в Англии, достойно защитив честь страны, на родине левша остается без должного ухода и медицинской помощи, умирает на полу больницы для бедняков из-за равнодушия и халатности. По мнению Лескова, именно равнодушие и потребительское отношение правительства к народу приводит к отсталости России от других европейских стран.
Особенности композиции
Повесть «Левша» включает 20 глав. В композиции можно выделить следующие части:
- завязка — в поездке по Европе Александр I получает от англичан «нимфузорию» — миниатюрную заводную блоху;
- развитие действия — события при Николае I, обращение к тульским мастерам и соревнование с англичанами;
- кульминация — триумф работы левши, сумевшего подковать блоху, признание его работы английскими мастерами;
- развязка — левша умирает, а его последние слова никто не передает государю.
В последней, двадцатой, главе заключается авторское отношение к мастерству «минувших дней».
Художественные средства
В основе повести лежит антитеза, этот прием используется на нескольких уровнях:
- противопоставляются образы императоров — Александра I, увлеченного европейскими достижениями, и его брата Николая I, верящего в отечественных мастеров;
- различаются условия труда русских и английских рабочих и мастеров;
- трагическая судьба левши противопоставлена жизни англичанина, о котором вовремя позаботились в посольстве;
- наконец, антитеза заложена и в образе левши: с одной стороны, он искусный мастер, с другой — необразованный человек, и одной из причин его смерти стало пьянство.
Выразительностью отличается не только повествование рассказчика, но и речь большинства персонажей, что также соответствует сказовой манере. Например, речь тульского мастера оживляется с помощью просторечий и разговорных выражений: «маху дали», «откудова», «пустяковина». Имитируется беседа с простым человеком из народа.
Вклад в литературу, связь с другими произведениями и и актуальность в наши дни
В повести «Левша» Н. С. Лесков отточил мастерство сказа, убедил современников в фольклорности этой истории.
Важной частью повествования является обличение несовершенства власти, невежества общества, в котором так бездарно погибают таланты. Лесков продолжает развивать темы невежества и самодержавия, и они становятся центральными в его последних произведениях — в особенности в «Загоне» 1893 года и «Заячьем ремизе» 1894 года. Социальные проблемы, поднятые в «Левше», такие как неравенство и равнодушие, остаются актуальными и в наши дни.
В России есть два памятника мастеру-левше: первый из них установлен и открыт в 1981 году в Орле, на площади Искусств; следующий памятник появился в Челябинске, одном из старейших промышленных городов; и, наконец, с 2009 года туристической достопримечательностью является памятник в Туле, на родине мастеров-оружейников.
История левши экранизировалась, по ней создан мультфильм, популярны театральные постановки, есть даже несколько версий оперы с одноименным названием.
Предлагаем посмотреть мультфильм 1964 года — классику «Союзмультфильма», идеально передающую сказовую манеру Н. С. Лескова:
Список литературы:
- Энциклопедия литературных героев. — Аграф, 1997.
- Д. Овчинников. Был ли прототип у Левши? // «Родина»: журнал. — 2018.
«Левша» Н. С. Лескова: главное о повести
Дата создания и публикации — 1881 год, журнал «Русь».
Направление — реализм, особенность — фольклорные и сказочные мотивы, черты романтизма.
Род — эпос.
Жанр — повесть с элементами сказа.