b733e4

Что такое рассказчик

Что такое рассказчик
Новое

Объясняем, кто такой рассказчик в литературе и что его образ значит для произведения.

Материал на этой странице не был проверен методистами Skysmart и может содержать ошибки. Если вы заметили неточность, напишите нам на skysmart.blog@skyeng.ru.

Рассказчик в литературе — это условный образ человека, от лица которого ведётся повествование в произведении. Это понятие очень важно при анализе художественного содержания и формы произведения.

Зачем нужен рассказчик в литературе

Рассказчик играет ключевую роль в литературном произведении, выполняя ряд важнейших функций:

  • Медиатор между автором и читателем. Рассказчик действует как посредник, помогающий автору передать читателю свои идеи, мысли и эмоции. Эта роль может быть как субъективной, так и нейтральной.
  • Построение перспективы повествования. От лица рассказчика определяется угол зрения на события истории, что влияет на глубину понимания мотивов действий персонажей и на объективность или субъективность рассказа.
  • Формирование структуры произведения. Рассказчик может использовать различные приемы повествования, включая изменение временных рамок и переключение фокуса между персонажами, что влияет на структуру текста.
  • Создание атмосферы и настроения. Через рассказчика автор создает определённое настроение и атмосферу, которые сопровождают читателя во время чтения.
  • Введение дополнительных смыслов. Рассказчик обогащает текст, комментируя события, предлагая собственные выводы и задавая вопросы, на которые читатель должен найти ответы.

Таким образом, образ рассказчика является центральным для понимания и интерпретации литературного произведения, определяя его стиль, структуру и восприятие.

Примеры рассказчиков в классических русских литературных произведениях

В русской классической литературе можно выделить несколько ярких примеров образов рассказчиков, каждый из которых по-своему уникален и несёт определённую функцию в тексте.

  • «Евгений Онегин» Александра Пушкина — автор выступает в роли всезнающего рассказчика, который не только повествует о событиях, но и делится личными размышлениями, комментирует поведение персонажей и даже обращается к читателю.
  • «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова — в этом произведении рассказчик меняется в различных повестях, что позволяет посмотреть на главного героя, Печорина, под разными углами. Особенно интересен переход от повествования от третьего лица к дневникам самого Печорина.
  • «Мертвые души» Николая Гоголя — здесь рассказчик также всезнающ и ведёт повествование от третьего лица, но при этом иногда «вступает» в диалог как с персонажами, так и с читателем, создавая уникальный нарративный эффект.
  • «Отцы и дети» Ивана Тургенева — рассказчик, ведущий повествование от третьего лица, предоставляет объективный взгляд на противостояние поколений, одновременно позволяя читателю сделать собственные выводы о персонажах.
  • «Анна Каренина» Льва Толстого — характеризуется множественностью точек зрения, где рассказчик позволяет заглянуть во внутренний мир различных персонажей, обеспечивая глубокое психологическое изучение их мотивов и чувств.

Эти примеры показывают, как разнообразно может быть использован образ рассказчика в литературе, и как важную роль он играет в раскрытии смыслов и идей произведения.

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость