Сюжет, краткое содержание
В центре поэмы — судьба молодого послушника Мцыри. В детстве он попал в плен к русскому генералу, а затем, больной и ослабевший, был оставлен на попечение монахам. С семи лет главный герой рос в монастыре в Тифлисе, чувствовал себя в заточении и вспоминал родные свободные горные края.
Мцыри вырос. Однажды, в грозу, решился на побег. О трех днях скитаний он подробно рассказывает в своей исповеди. За это время он успел почувствовать единение с природой и настоящую свободу, зарождающееся чувство любви к случайно увиденной девушке, настоящую отвагу — в битве с барсом, в которой он одержал победу.
На третий день Мцыри обнаруживают изможденным, полумертвым, в бреду. В завершении рассказа-исповеди он понимает, что его финал — скорая смерть.
Лермонтов М. Ю. — Мцыри
История создания и контекст
Поэма «Мцыри» — часть позднего творчества М. Ю. Лермонтова, входит в число последних образцов классики русского романтизма. Опубликовано произведение в 1840 году в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова», который является единственным прижизненным изданием творчества поэта.
Сюжет поэмы был вдохновлен жизнью кавказцев, о чем свидетельствует рассказ биографа Лермонтова. Одна из версий возникновения идеи поэмы связана с впечатлениями поэта во время его первой ссылки на Кавказ в 1837 году. В Мцхете он встретил одинокого монаха, чья история о пленении в детстве, воспитании в монастыре и попытках бегства запала в душу поэта. Захват русскими детей горцев в плен во время Кавказской войны был распространенным явлением, как, например, случай с российским художником П. З. Захаровым, который, как утверждается, также мог послужить прототипом для персонажа Мцыри. Помимо этого, на поэму повлиял грузинский фольклор.
Изначально поэма Лермонтова называлась «Бэри» с подзаголовком «Бэри, по-грузински монах». Был другим и эпиграф, он подчеркивал связь с отечеством, а не тягу к свободе. Название поэмы также было изменено на «Мцыри», что лучше отражает ее суть.
Лермонтов переработал не только эпиграф и заглавие, но и содержание произведения. Он убрал несколько фрагментов, вероятно, из-за цензуры. Например, были исключены строки, в которых герой упрекал бога за свою судьбу. Также были удалены описания горцев-всадников — сцена сна Мцыри.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Литературный анализ
Как известно, к названию «Мцыри» М. Ю. Лермонтов пришел не сразу. В грузинском языке это слово имеет двойное значение: «послушник» и «пришелец». Два смысла отражаются и в судьбе главного героя: он вынужден быть послушником, это не его выбор, потому что он «пришелец» — чуждый этим краям пленник, стремящийся попасть в родные места.
Жанр, направление
«Мцыри» — поэма, лироэпическое произведение, разделенное на несколько частей (глав) и имеющее повествовательную форму: в ней рассказывается о жизни героя от раннего детства до предсмертной исповеди.
Литературоведы определяют «Мцыри» как романтическое произведение, опираясь на основные черты направления:
-
Обращение к фольклорным историям и мотивам;
-
Стремление к прошлому (воспоминания Мцыри и желание вернуться);
-
Противостояние человека и общества, стремление к свободе;
-
Двоемирие: реальный мир — плен, сжатое пространство монастыря; мир мечты, идеальный мир — родные места, Кавказ;
-
Чувство тревоги, борьба за жизнь, жажда героического.
Композиция, размер
Эпиграфом к поэме служит цитата из Ветхого Завета: «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Смысл этой фразы состоит в том, что главный герой испробовал лишь часть удовольствий жизни и уже готовится умереть. Это соответствует теме исповеди героя в произведении.
Композиция «Мцыри» М. Ю. Лермонтова кольцевая: действие поэмы начинается и завершается в монастыре. Также в поэме сочетаются временные планы (реальность и прошлое героя).
Части поэмы не одинаковы по размеру: первые две главы служат экспозицией, а остальные 24 представляют собой исповедь героя. Такая структура позволяет сфокусироваться на переживаниях персонажа, а не на событиях.
Особое внимание в произведении уделено трем дням, проведенным на свободе, — «три блаженных дня». Отдельное место занимает эпизод с песней рыбки, которая уже в полубреду чудится Мцыри в лесу, когда он был уже истощен физически и духовно. Этот эпизод отличается от основного повествования как по содержанию, поскольку впервые кто-то говорит с героем о покое и любви, так и по стилю.
Финал поэмы соответствует канонам романтического направления. Герой завершает свою исповедь и готовится умереть, при этом в его словах смерть сближается со сном — это также особенность романтического двоемирия — «и с этой мыслью я засну».
Поэма написана универсальным размером — четырехстопным ямбом, позволяющим передать и разную динамику. Для смыслового и структурного выделения песни рыбки ритм сбивается: строки четырех — и трехстопного ямба чередуются. Рифмовка в основном парная (aabb), иногда тройная.
Конфликт
Основная причина конфликта — несвобода, от которой стремится избавиться главный персонаж. Мир монастырских стен и молитв чужд Мцыри, его мечта — «тот чудный мир тревог и битв… где люди вольны, как орлы».
Темы и идея
В поэме «Мцыри» обозначено несколько вечных тем:
-
Свобода — центральная тема поэмы. Согласно «Мцыри», является одной из важнейших ценностей в жизни.
-
Любовь к родине — это непобедимая, искренняя любовь юного горца Мцыри к родной земле.
-
Гордость проявляется в том, как Мцыри переносит плен в детстве и скорую смерть в молодости, а также в сцене сражения с барсом.
-
Надежда — Мцыри надеялся вернуть на родину, почувствовать себя ее частью, для него она была источником силы и нравственной опорой.
-
Мечта — эта тема связана со свободой и любовью к родине, мечтой для Мцыри было освобождение и возвращение в родные места, и за одну лишь возможность осуществить мечту он заплатил своей жизнью.
Идея поэмы заключена в следующих строках:
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Иными словами, для лирического героя гораздо важнее свобода, насыщенная жизнь.
Проблемы
В поэме «Мцыри» можно найти аргументы для сочинений по следующим проблемам:
-
Связь природы и человека — мир дикой Кавказской природы противопоставлен заточению в созданном людьми монастыре, и только вырвавшись из монастыря, Мцыри обретает естественное единение с природой.
-
Одиночество человека вдали от родины — даже несмотря на то, что Мцыри был в монастыре с детства, выучил язык и принял новую для него веру, он чувствует себя одиноким, помнит о том, что лишен дома и семьи, и потому стремится найти свое место в мире.
-
Бунт против несвободы — борьба Мцыри против выбранного за него пути, вырваться из стен монастыря его зовут «тревога» и жизнь.
-
Сила воли и отчаяние — с детства главный герой находился на грани отчаяния, жил в плену. С того момента, как Мцыри решился на побег и совершил его, стало невозможным сломить его силу воли даже под угрозой смерти.
-
Влияние войны на судьбы людей — на примере маленького горца и его семьи Лермонтов показывает, как война на Кавказе изменила, а зачастую и разрушила судьбы людей, не принесла ничего, кроме несчастий, для всего народа.
-
Поиск смысла жизни — главный герой поэмы отчаянно ищет смысл собственного существования, в бегстве он понимает, что это для него — свобода и родина.
Лирический герой
Центральный герой поэмы, Мцыри, олицетворяет свободолюбие, целеустремленность, духовную стойкость, отвагу и гордость. Его независимый дух не способны сломить бури жизни.
Речь от первого лица, исповедь Мцыри, занимает основную часть повествования в поэме, в ней раскрываются терзающие его внутренние противоречия: предопределенная монастырем судьба и жажда свободы.
Во время бегства к мечте лирический герой сталкивается с жестокой реальностью: его путь к свободе приводит его назад к стенам монастыря. Побег не приводит его к родине, а обрекает на смерть все в той же «темнице» — монастыре. И Мцыри проявляет себя как трагический герой, типичный для романтических поэм: готов умереть за свои убеждения, только так обретает покой.
Средства выразительности
М. Ю. Лермонтов использовал множество различных литературных приемов. Так, он описывает монастырь и природу Кавказа с помощью эпитетов (с одной стороны — «могучий дух его отцов», «упрямой грудою камней», «сердитый вал», «сонные цветы», с другой — «в сумрачных стенах», «меж стен глухих»).
В описании природы после обретения Мцыри свободы поэт использует и нанизывание метафор, и эпитеты, и синтаксический параллелизм — всё это создает образность и передает мироощущение лирического героя в этот момент:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц летал пугливый рой
И снова я к земле припал
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам.
На протяжении всей поэмы природа тесно связана со внутренним состоянием героя. Поэт не только противопоставляет стены монастыря и дикие красоты природы, но и передает чувства и эмоции героя через пейзажи. Только за пределами монастыря герою удается почувствовать радость жизни. Это отражается в его богатой речи, которая заменяет сухое описание действий в начале поэмы. Таким способом выражается антитеза в основе самого направления романтизма — между реальным и миром мечты.
Связь с другими произведениями
На поэму «Мцыри» значительное влияние оказал грузинский фольклор. В ней можно увидеть мотивы народных сказаний Кавказа. Например, эпизод битвы главного героя с барсом основан на грузинской народной поэзии: хевсурской песне о тигре и юноше, которая также вдохновила поэта Шота Руставели на создание поэмы «Витязь в тигровой шкуре».
В поэме «Мцыри» также прослеживается связь с поэзией И. В. Гёте, свободолюбивой и мятежной лирикой декабристов, поэмой о молодом монахе «Чернец» И. И. Козлова, а также лирикой самого Лермонтова — поэмами «Исповедь» 1831 года и «Боярин Орша» 1836 года.
Поэму иллюстрировали многие художники (например, И. Е. Репин, Л. О. Пастернак, М. Н. Орлова-Мочалова, В. П. Белкин, Н. А. Ушаков, В. Г. Бехтеев, К. А. Савицкий и другие).
Список литературы:
-
Назарова Л. Н., Манн Ю. В. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.» — М.: Сов. Энцикл., 1981.
-
Андроников И. Л. Лермонтов. — М.: Советский писатель, 1951.
«Мцыри» М. Ю. Лермонтова: кратко о поэме
Дата создания — 1838-1839 гг.
Первая публикация — 1840 г., сборник «Стихотворения М. Ю. Лермонтова».
Литературное направление — романтизм.
Род — лироэпос.
Жанр — поэма.
Композиция — кольцевая.
Стихотворный размер — четырехстопный ямб.
Рифмовка — парная aabb и тройная.