История создания и контекст
В 1837 году после написания обличительного стихотворения «Смерть поэта» в память о погибшем А. С. Пушкине М. Ю. Лермонтов вызвал гнев Николая I и был заключен под стражу. Именно тогда, в петербургской тюрьме, в одиночном заключении, поэт написал стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». Вдали от природы Лермонтов представлял ее умиротворяющие образы и вдохновлялся ими, воспевая в поэзии гармонию и свободное общение с миром. Мотив единения с природой в целом стал одним из ключевых в зрелой лирике Лермонтова, к которой относится и это стихотворение.
Впервые опубликовано оно в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова», вышедшем в печать в Петербурге в октябре 1840 года, еще при жизни поэта. Экземпляр с автографом М. Ю. Лермонтова сейчас хранится в Российской государственной библиотеке в Москве.
Чтобы лучше понять произведение, советуем прочесть «Когда волнуется желтеющая нива…» целиком.
Литературный анализ стихотворения
В стихотворении отражена связь между природой и духовным миром человека. Трепетное описание природы сочетается с философскими мыслями и внутренними переживаниями близкого автору лирического героя. Основная идея заключается в том, что без контакта с природой, которая наполняет человека энергией и силой, невозможно жить счастливо. Природа становится путеводной нитью к духовному просветлению и объединению с божественным.
Размер и композиция
Это большое стихотворение написано шестистопным ямбом — достаточно длинным размером, но читается без долгих пауз, исходя из его особой композиции. Рифмовка в строфах с перечислением одинаковая, классическая для поэзии М. Ю. Лермонтова — перекрестная (abab), но в последней строфе, подводящей итог созерцанию природы, рифмовка и тональность меняется — используется кольцевая (она же опоясывающая) рифмовка.
В стихотворении 4 строфы (16 строк) — это одно большое предложение с несколькими придаточными. В трех строфах описывается природа глазами лирического героя, и эти описания даются в формате придаточных предложений условия с союзом «когда». Такая структура помогает передать плавные изменения внутреннего мира лирического героя. В завершающей строфе находятся главные предложения, в которых заключен философский смысл.
Средства выразительности
В стихотворении описание природы ретроспективное: лирический герой перечисляет вдохновляющие его моменты, затрагивая разные времена года: осень («желтеющая нива»), лето (слива) и весну (роса и ландыш). И переходит он к тому, что природа прекрасна в разное время суток, используя для этого эпитеты («румяным вечером иль утра в час златой»). Благодаря эпитетам создаются и другие образы, складывающиеся в общую картину трепетного отношения к природе («под тенью сладостной зеленого листка», «росой обрызганный душистой», «ландыш серебристый»).
Уютным, ностальгически приятным описание окружающего мира становится благодаря олицетворениям («лес шумит», «слива прячется», «ландыш приветливо кивает головой», «студеный ключ играет… и лепечет сагу»).
Метафоры особенно важны в заключительной, философской части, каждая новая строка которой — развернутая метафора, отражающая состояние души героя: он обретает смирение, счастье, видит в этом божественное.
Анафора в строфах о природе (начало строк с «когда», «тогда») и синтаксический параллелизм в последней строфе используются для создания целостной и логичной композиции стихотворения.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Параллели с другими произведениями и влияние на культуру
В композиционном и философском планах стихотворение перекликается с ранним творчеством поэта: к примеру, подобная структура наблюдается в стихотворении «К кн. Л. Горчаковой» 1831 года («Когда ты холодно внимаешь»), которое начинается схожим образом и также строится на нанизывании придаточных предложениях и использовании анафоры.
Работы Лермонтова вдохновили известных композиторов «Могучей кучки», в первую очередь Милия Алексеевича Балакирева, который положил стихотворение на музыку, создав одноименный романс в 1896 году. Романсы по этому стихотворению также писали Н. Римский-Корсаков, А. Гречанинов, Ф. Блуменфельд, С. Ляпунов, Ц. Кюи.
В живописи шедевр Лермонтова нашел отражение в картине А. Васнецова «Волнующаяся нива» 1892 года.
«Когда волнуется желтеющая нива…» было переведено на несколько европейских и восточных языков, в том числе немецкий, французский, китайский.
Список литературы:
Лермонтовская энциклопедия / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский Дом); науч.-ред. совет издательства «Советская энциклопедия»; главный редактор Мануйлов В. А.; редколлегия: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 784 с.