b733e4
Modal window id: popup-shopall

Анализ рассказа «Лошадиная фамилия» А. П. Чехова

Анализ рассказа «Лошадиная фамилия» А. П. Чехова
3.7K

Рассказ «Лошадиная фамилия» — один из лучших образцов юмора А. П. Чехова, полюбившийся нескольким поколениям читателей и даже подаривший нам крылатое выражение. В статье проанализируем это произведение: выделим тему и идею, разберем особенности композиции и функции художественных средств, а также объясним его актуальность в наши дни.

Краткая информация о рассказе

«Лошадиная фамилия» — часть раннего творчества А. П. Чехова, когда он печатал остроумные и злободневные короткие произведения в газетах, подписываясь как «Антоша Чехонте».

В центре рассказа-сценки — обыденная ситуация: у одного из персонажей разболелся зуб, другой пытается помочь ему советом и дать контакт знахаря, но забывает фамилию, оставаясь уверенным в том, что она как-то связана с лошадью; основную часть произведения все герои придумывают и перебирают тематические фамилии.

Лошадь
Источник: Wikimedia Commons. Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International

Первоначальная версия рассказа Чехова, опубликованная в газете, отличается от более поздней, подготовленной для собрания сочинений. Автор убрал просторечные выражения из реплик приказчика, добавил новые варианты фамилии и сократил эпизод с поисками фамилии от слова «конюшня». Также из текста была удалена версия «Лошадинчиков», предложенная гувернанткой.

Modal window id: popup-professionsbox

Сюжет и его происхождение

Завязка рассказа сводится к тому, что у генерал-майора Булдеева начал болеть зуб. Перепробовав различные, порой странные, методы лечения, он вызвал доктора, но удалять зуб не захотел. Последней надеждой для него стал совет приказчика Ивана Евсеевича обратиться к акцизному, который заговаривал такие боли. Но приказчик не помнил фамилию этого знахаря, только лишь, что она «как будто лошадиная». Семья генерала начала перебирать фамилии: Жеребятников, Копытин, Тройкин, Уздечкин, Гнедов, Меринов и так далее. К поиску фамилии подключилась вся усадьба, но к успеху это не привело. Первая развязка: к утру измученный болью Булдеев решился на удаление зуба и послал за доктором. Выполнив свою работу, доктор разговорился с приказчиком на выезде из усадьбы. Кульминация: доктор обмолвился о покупке овса, и только тогда приказчик смог вспомнить не дававшую ему покоя «лошадиную фамилию» — Овсов. Окончательная развязка: реакция генерала на уже ненужную информацию — два кукиша.

Таким образом, структура рассказа соответствует законам литературного анекдота: напряжение сохраняется до конца истории, а финал оказывается неожиданным.

Лошади
Источник: Wikimedia Commons

Существует несколько версий прототипа этой истории. Так, писатель В. Г. Богораз (также известный как Н. А. Тан) вспоминал таганрогский анекдот о двух богатых и известных обывателях, Жеребцове и Кобылине: они одновременно остановились в одной гостинице, и их имена были записаны на доске рядом крупными буквами, что вызвало смех у всех в городе. Кроме того, в черновой версии рассказа забытая фамилия задумывалась «птичьей», а разгадкой было «Вербицкий» (по ассоциации — птица садится на вербу), что совпадает с одним из классических анекдотов, собранных фольклористом Н. П. Андреевым.

Получите больше пользы от Skysmart:

Тематика рассказа

В рассказе «Лошадиная фамилия» есть несколько тем, играющих важную роль.

Невежество и суеверие

А. П. Чехов, получивший медицинское образование, высмеивает свойственное его современникам стремление к самолечению порой самыми нелепыми способами. Например, в рассказе унять зубную боль пытались даже с помощью табачной копоти и керосина. Невежество изображено на всех уровнях: от прислуги до приказчика и отставного генерал-майора.

Профессионализм

Каждый должен заниматься своим делом. И Чехов мастерски подводит к этому выводу читателя, изображая трусливого и жалующегося отставного генерал-майора; дающего вредные советы и страдающего забывчивостью приказчика; наконец, апофеоз непрофессионализма — бывший акцизный чиновник (а это сфера налогов), был уволен, «до водки очень охотник», прославился заговариванием зубной боли. Профессионалом в рассказе является лишь доктор, к услугам которого в финале все-таки обращается Булдеев.

Социальное неравенство

Чехов тщательно выбирает своих персонажей, начиная рассказ с описания зубной боли с акцентом на чин — именно у отставного генерал-майора. Он подчеркивает неравенство в обществе, наводя на мысль, как бы изменилась ситуация, если бы зубы болели у слуги, а не у барина. Рассказ отражает условия современной ему жизни, где люди находятся в разных социальных положениях.

Художественные средства

Рассказ написан в стиле коротких юмористических произведений Чехова. История становится забавной не только за счет из-за неожиданной развязки (фамилия врача оказывается не связанной с лошадьми), но и благодаря средствам выразительности.

Выразительности рассказу добавляет использование игры слов. Один из самых запоминающихся примеров — фразеологизм «зубы заговаривает», значение которого — «обманывать» (вешать лапшу на уши, пускать пыль в глаза), а не «лечить». Благодаря фразеологизму читатель видит истинное положение дел: действия знахаря-акцизного никак не связаны с медициной.

Описывая усилия Ивана Евсеича вспомнить фамилию, автор использует иронию. И усиливается она лавиной синонимов, словами, связанными с тематической группой «лошадь». Всего в рассказе называется 41 «лошадиная фамилия».

Все фамилии из рассказа для самых любознательных
Буланов, Гнедов, Жеребеев, Жеребенко, Жеребкин, Жеребкович, Жеребковский, Жеребовский, Жеребцов, Жеребчиков, Жеребятников, Засупонин, Кобелев, Кобылеев, Кобылин, Кобылицын, Кобылкин, Кобылянский, Кобылятников, Коненко, Конченко, Конявский, Копытин, Коренников, Коренной, Лошадевич, Лошадинин, Лошадинский, Лошадицкий, Лошадкин, Лошадников, Лошадский, Лошаков, Меринов, , Пристяжкин, Рысистый, Табунов, Тройкин, Уздечкин, Чересседельников Овсов

Говорящие фамилии и даже отчества — еще один цепляющий прием А. П. Чехова, подробнее — в описании персонажей.

Персонажи

В рассказе все персонажи изображены ярко, выразительно. Мы видим не только главных героев, таких как страдающий от зубной боли генерал и приказчик, забывший фамилию, но и второстепенных персонажей — генеральшу, слугу, детей. Несмотря на то, что дети не показаны в рассказе, одна фраза автора заставляет нас увидеть их участие в событиях. Дети также ищут «лошадиную фамилию», что типично для их детской фантазии и игр.

Поговорим подробнее об основных персонажах.

Генерал-майор в отставке Булдеев

Становится объектом смеха из-за зубной боли, что подчеркивается его фамилией, вовсе не случайно созвучной слову «балда». Он боится удалять зуб из-за болезненности этой процедуры и потому соглашается на абсурдный заговор зубов «по почте». В финале он и вовсе принимает роль ребенка, показывая приказчику кукиши и повторяя «на-кося».

Приказчик Иван Евсеич

Иронично, что отчество забывчивого приказчика созвучно фамилии знахаря. Он верит в силу народных примет и заговоров и хочет помочь своему хозяину. Несмотря на то, что персонаж показан недалеким, он искренний, простодушный.

Яков Васильич Овсов, бывший акцизный, он же знахарь

«Чудодейственный господин» из Саратова в рассказе так и остается за кадром, хотя вокруг его фамилии выстраивается весь сюжет. О нем читатель узнает только из слов приказчика, но, несмотря на все восхищения, образ знахаря создается ироничный: уволенный мелкий чиновник, живет у тещи, пьет и заговаривает боль: «отвернется к окошку, пошепчет, поплюет — и как рукой».

Доктор

Имя доктора не называется, при этом он является рационально мыслящим персонажем. Упоминается лишь, что он прибыл на лошадях. Он представляет собой антитезу знахарю и является заместителем последнего, так как призывает генерала обратиться к врачу.

Значение рассказа: вклад в культуру и актуальность в наши дни

Этот рассказ, отличающийся живым языком и одновременно глубоким пониманием природы человека, является примером того, как классика литературы становится частью нашей речи. Когда что-то не может быть извлечено из памяти, но крутится на языке, благодаря Чехову мы называем это «лошадиной фамилией».

Известная фраза «на кончике языка» используется для описания ситуации, когда человек помнит что-то, но не может вспомнить конкретные детали, такие как имя, фамилия или название. Этот феномен был исследован британским психологом Вильямом Джеймсом. Один из исследователей, Беннет Шварц, использовал рассказ Чехова в качестве примера этого явления. Ученый П. М. Гопыч из Харьковского университета создал нейросетевую модель для анализа этого случая с психолингвистической точки зрения.

Вопрос – ответ

Какова основная тема рассказа «Лошадиная фамилия»?

Глупость: готовность довериться знахарю, забывчивость — советчик не может вспомнить фамилию, суеверие здесь — также проявление невежества.

Какие комические приемы использует Чехов в этом рассказе?

Гипербола, разговорная и просторечная лексика, ирония.

Как рассказ отражает реалии жизни России XIX века?

Невежество и закоснелые взгляды: боязнь новшеств, обращение к лекарям вместо врачей.

Чему учит нас рассказ «Лошадиная фамилия»?

Юмористический рассказ учит простым истинам:

  • обращаться к специалистам, особенно в вопросах здоровья;

  • не давать пустых советов;

  • не откладывать решение проблемы;

  • развивать память.

Как рассказ «Лошадиная фамилия» экранизировался?

В 2020 году вышел короткометражный фильм «Лошадиная фамилия», режиссер Наталья Фисяк, продолжительность 20 минут. Фильм стал участником нескольких международных фестивалей.

Список литературы:

  1. Тан. На родине Чехова. — «Чеховский юбилейный сборник», М., 1910.

  2. Н. П. Андреев. Указатель сказочных сюжетов, Л., 1929, № 2081

«Лошадиная фамилия» А. П. Чехов: краткая информация

Дата создания — 1885 год.

Первая публикация — 7 июля 1885 г., «Петербургская газета», № 183.

Направление — реализм.

Род — эпос.

Жанр — рассказ.

Жанровая особенность — юмористический рассказ-анекдот.

Тема — невежество, забывчивость.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость