Краткая информация о былине
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» посвящена могучей богатырской силе и отваге.
В основу сюжета заложена антитеза добра и зла, которая выражается в противостоянии Ильи Муромца и Соловья-разбойника. В этой былине выделяются следующие элементы классической композиции:
- Зачин — описывается путь Ильи «из того села да с Карачарова» в Киев; однако по пути, находясь в Чернигове, он узнает о злодее Соловье-разбойнике на «прямоезжей» дороге и решает одолеть его.
- Основное действие — противостояние богатыря и его коня свисту Соловья-разбойника, победа над злодеем (стрелой «выбил право око со косицею, спустил-то Соловья да на сыру землю»).
- Кульминация — богатырь привозит пленённого разбойника в Киев и демонстрирует его князю Владимиру, от свиста Соловья-разбойника погибают люди;
- Развязка — смерть Соловья-разбойника: Илья Муромец отвëз его в «чисто поле» и «срубил буйну голову».
Фольклорный и исторический контекст
Былина — жанр героического эпоса, рассказывающий о событиях на Древней Руси и подвигах народных героев. Соответственно, былины относятся к эпическому жанру. Возникли они во времена Киевской Руси.
Былины о героях создавались в разных городах средневековой Руси, а центрами сказаний были Киев, Новгород, Чернигов. В былинах об Илье Муромце, связанных с Киевом, упоминается реальный князь Владимир, хотя в народном эпосе его образ отличается от исторической фигуры. В связи с образом князя Владимира, исследователи относят историю о Соловье-разбойнике к киевскому циклу.
Илья Муромец в былинах входит в тройку главных богатырей наряду с Добрыней Никитичем и Алëшей Поповичем. Согласно преданию, до 33 лет он был прикован к постели, но уже тогда был наделён недюжинной силой. Исцелили его странники, «калики перехожие». И с тех пор он стал непобедимым воином, защитником Русской земли, а Муромцем стал называться по городу Мурому, из села рядом с которым происходил.
Прототипом Ильи Муромца, по мнению некоторых историков, предположительно является живший в XII веке силач Чоботок из села Карачарова, позднее принявший монашество в Киево-Печерской лавре и ставший Илией Печерским. В наши дни мощи преподобного покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Средства выразительности
Сообразно жанру былины, повествование в «Илье Муромце и Соловье-разбойнике» ведётся неспешно, нараспев. Особо важные места выделяются с помощью троекратного повтора. В тексте трижды смертоносно свистит Соловей-разбойник, с разными вариациями повторяются строки, описывающие его свист и крик:
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному.
Характерные для народного эпоса повторы, включая анафоры (одинаковое начало строк) также позволяют сделать изложение более выразительным в смысловом плане и мелодичным по звучанию. Повторы конструкций в тексте нанизываются, начиная с описания дороги на разных её отрезках
Да у той ли у березы у покляпыя,
Да у той ли речки у Смородины…
и заканчивая речью персонажей:
Не слыхал ли посвиста соловьего,
Не слыхал ли покрика звериного,
Не видал ли ты ударов богатырских?
Напевность в приведённых выше строках и на протяжении всего текста былины обеспечивается также инверсиями — изменением привычного (прямого) порядка слов ради художественной выразительности (например, при инверсии относительно существительных глаголы используются в предпозиции, а прилагательные — после).
В былине много именно постоянных (не авторских) эпитетов, повторяющихся и в других былинах, легко узнаваемых: «удаленький дородный добрый молодец», «добрый конь», «сила великая», «славный град», «тёмный лес». Это также примета жанра и выразительность для создания образов персонажей.
Так как цель былины — воспевание подвигов, текст не обходится без гипербол. Так, от свиста Соловья-разбойника «темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей — то все мертвы лежат», а богатырский конь «с горы на гору стал перескакивать, с холмы на холму стал перемахивать». В некоторых строках гиперболу дополнительно усиливают повторы и сравнения: «Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона».
Народное отношение к описываемой родной природе, героям и их действиям выражается с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: «ручушки, он тетивочку шелковую натягивал, а он стрелочку каленую накладывал»; «травушки-муравы», «лесушки», «мелки реченьки», «ко речке».
Богатство лексических средств выразительности, тропов и риторических фигур создаёт особое былинное звучание, образность, характерную для этого жанра эпоса.
Список литературы:
- Богатыри // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб., 1907—1909.