b733e4

Анализ баллады «Светлана» В. А. Жуковского

Анализ баллады «Светлана» В. А. Жуковского
Новое

Баллада «Светлана» — яркий образец раннего романтизма в русской литературе, одно из самых известных произведений В. А. Жуковского, вдохновлявшее художников и поэтов. В статье разберем сюжет и особенности композиции баллады, нравственный смысл, средства художественной выразительности и связь с другими произведениями, включая творчество А. С. Пушкина.

Краткая информация о поэме, сюжет

Сюжет баллады «Светлана» В. А. Жуковского закручен вокруг традиционного гадания «в крещенский вечерок», которое в давние времена было популярно среди девушек, ожидающих суженого — своего жениха. И в первой строфе баллады описываются виды гаданий, задается народное звучание произведения.

Во второй строфе среди девушек выделяется главная героиня — «молчалива и грустна милая Светлана». К ней обращаются подруги, призывая принять участие в гадании, за этим в следующей строфе следует монолог Светланы, в котором она делится своей тревогой: «милый друг далеко», нет вести уже год. Она также гадает перед зеркалом, затем слышит шепот, оборачивается и видит своего возлюбленного.

Карл Брюллов. «Гадающая Светлана»
Карл Брюллов. «Гадающая Светлана», общественное достояние

«Милый» говорит о радости встречи и зовет Светлану ехать с ним в церковь. В дороге создается атмосфера ожидания чего-то страшного, кругом вьюга, метель. Девушка вновь робеет и предчувствует беду, а ее суженый не произносит «ни полслова ей в ответ».

Наконец запряженные лошадьми сани привозят героев к хижине, но вскоре пропадают вместе с женихом, остается только Светлана. Она крестится и с молитвой стучит в избушку. Дверь отворяется, в центре дома стоит гроб, рядом никого нет. Описанием обстановки нагнетается чувство страха. На Светлану садится белый голубь, обнимая ее крыльями и словно защищая. Мертвец шевелится, страх достигает высшей точки, и в этот момент на мертвеца перелетает белый голубь и лишает его силы. Светлана видит, что «милый друг ее — мертвец», и в этот момент пробуждается.

Девушка находится в своей светлице перед зеркалом, вокруг достаточно света, кричит петух, ничего не напоминает о мрачном сне, но это видение продолжает смущать Светлану. Вскоре уже наяву к дому героини подъезжают сани с ее женихом. И в следующей строфе неоднократно подчеркивается, что суженый «все тот же в опыте разлуки», страшные события были только сном, а впереди — «божий храм» и любовь, счастье.

В двух завершающих балладу строфах эпилога поэт обращается к Светлане, толкуя смысл баллады («Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье… Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье») и желает ей счастья, светлой жизни, веселости без бед и «страшных снов».

Новое

«Светлана» — краткое содержаниеЧитать →

История создания, герои и прототипы

Начатая в 1808 году баллада была завершена Василием Андреевичем Жуковским в 1812 году, впервые опубликована в периодическом московском журнале «Вестник Европы», 1813, № 1 и 2, с подзаголовком: «Ал. Ан. Пр…вой».

Баллада «Светлана» — поэтический свадебный подарок, посвященный племяннице и ученице поэта Александре Андреевне Протасовой, умной и обаятельной девушке. Кроме того, ради приданого для племянницы Василий Андреевич продал деревню. Она вышла замуж за Александра Федоровича Воейкова, друга Жуковского и тоже поэта. Состоялась их свадьба 14 июля 1814 года в Подзаваловской церкви. Позднее Жуковский способствовал назначению Воейкова профессором в Дерптском университете. Душевные пожелания любви и светлой жизни в балладе-подарке не сбылись: супружеская жизнь племянницы была несчастной.

Сюжет баллады основан произведении Готфрида Бюргера «Ленора», первой балладе в немецкой литературе на заре появления нового направления — романтизма. Жуковский использовал этот классический сюжет несколько раз, в том числе в балладе «Людмила».

Молодая женщина в белом теряет сознание, услышав предсказания гадалки
Молодая женщина в белом теряет сознание, услышав предсказания гадалки. Литография l'Empereur по Вангорпу, 1800/1810, лиц. Creative Commons Attribution 4.0 International

Получи больше пользы от Skysmart:

Литературный анализ

Баллада завораживает двойственностью мира, народным звучанием. В произведении создается атмосфера страха и ужаса, ожидается трагический финал, однако все неожиданно оборачивается счастливым развитием событий, когда вдруг выясняется, что любимый Светланы оказался живым и все предыдущее было лишь сном.

Жанр, направление

Баллада «Светлана» относится к жанру романтизма, является одним из классических примеров данного литературного направления.

В произведении присутствуют типичные черты романтизма:

  • Обращение к народным мотивам и фольклору.

  • Двоемирие, которое в балладе «Светлана» представлено особым образом — переход между мирами происходит незаметно для читателя и становится очевидным лишь после описания пробуждения героини.

  • Использование символов, таких как ворон, который в данном случае является вестником смерти, белый голубь — ангелом-хранителем, а пение петуха — границей между мирами живых и мертвых.

  • Наличие фантастических и необычных событий в основе сюжета.

  • Всеобщее чувство тревожности, присутствующее вплоть до счастливого финала.

Конфликт

Сюжетообразующий конфликт в балладе — противоречие между реальным миром и потусторонним, между истинной верой, религиозностью и верой в судьбу, суевериями. В отличие от другой баллады Жуковского, в этом произведении главная героиня не обвиняет Бога, а вместо этого молится ему, что обещает ей счастливый финал.

Композиция

Композиция баллады основана на антитезе, что помогло автору продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека.

  • Экспозиция — описание традиционных святочных гаданий девушек.

  • Завязка — Светлана делится своими переживаниями о милом друге и начинает гадать у зеркала.

  • Развитие действия — встреча с суженым, дорога через вьюгу и метель, остановка у избушки; все это время усиливается чувство тревоги героини.

  • Кульминация — Светлана оказывается у гроба и узнает в зловещем мертвеце своего возлюбленного.

  • Развязка — пробуждение Светланы и скорая встреча с женихом в реальности.

  • Эпилог — поэт желает героине счастья.

Средства художественной выразительности

Баллада Жуковского отличается художественной выразительностью, для создания образов двоемирия — реальности и сна — поэт широко использует тропы.

Народное, близкое к фольклорному звучание достигается не только благодаря сюжету — о гадании, но и с помощью постоянных эпитетов: «милый друг», «глубоком, мертвом сне». В основном же поэт использует эпитеты, чтобы передать состояние Светланы («в грусти одинокой», «с тайной робостью»).

Метафоры помогают создать образность при переходе от реальности ко сну и в самой части сна: «стол накрыт белой пеленою», «свечка трепетным огнем чуть лиет сиянье», «кони… пышут дым ноздрями». Схожую функцию в романтической балладе выполняют сравнения, они также преобладают в описании сна и в развязке: «в ней душа, как ясный день», «мчат, как будто на крылах, санки». В эпилоге и пожелании счастья также есть сравнение — умиротворяющие и подчеркивающее связь с природой: «как приятный ручейка блеск на лоне луга».

На протяжении всего текста важны олицетворения: и в «мистической» части — «двери вихорь отворил», «крикнул жалобно сверчок», и в описании чувств и состояния Светланы — «тяжко ноет грудь», «сердце вещее дрожит».

Интересно использование гиперболы: этот троп у Жуковского показывает нереальность происходящего, нагнетает мистическое восприятие («тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами»).

Главный сюжетообразующий прием — антитеза. В балладе противопоставлены:

  • жизнь и смерть,

  • любовь и смерть,

  • добро и зло,

  • реальное и воображаемое.

С помощью антитезы поэт изображает противоречия человеческой души, а также сложность окружающего мира.

Антитеза прослеживается и на уровне символики. «Белоснежный голубок с светлыми глазами» символизирует ангела, оберегающего Светлану ее сне. Он противодействует «черному врану», препятствует трагическому исходу. Кроме того, голубь именно белого цвета символизирует чистую, светлую душу героини (выбор имени «Светлана» также не случайный), ее искреннюю религиозность и духовность.

Размер и рифмовка

«Светлана» написана хореем с чередованием стопности 4–3, при этом по ударности в длинных строках рифма мужская, в коротких — женская.

Строфа баллады состоит из 14 строк, как в сонете, но необычным является то, что сонеты обычны написаны не хореем, а пяти- либо шестистопным ямбом.

Схема рифмовки внутри строфы — аБаБвГвГддЕжжЕ (перекрестная — перекрестная — смежная — кольцевая).

Такой размер и структура стиха обеспечивают мелодичное звучание баллады.

Размер и рифмовка баллады «Светлана»

Нравственный смысл

Смысл баллады — счастье в руках человека и зависит только от него. И необходимо верить в то, что все будет хорошо, а не в дурные сны.

Связь с другими произведениями

«Светлана» — одно из популярных произведений русского романтизма, повлиявлявшее не только на развитие этого литературного направления в России, но и более поздние произведения XIX века, ставшие классикой, в том числе написанные в духе реализма.

В. А. Жуковский был наставником и близким другом А. С. Пушкина, который высоко оценивал творчество старшего поэта. Пушкин упоминает «Светлану» в романе в стихах «Евгений Онегин», проводит с ней параллели в эпиграфе перед главой о сне своей героини Татьяны. Кроме того, Александр Сергеевич берет строки из баллады в качестве эпиграфа к повести «Метель». Это цитирование показывает преемственность романтизма в реализме.

Помимо этого, стиль Жуковского мог быть и основной знаменитой «онегинской строфы» Пушкина. Так считает писатель и литературный критик В. В. Набоков.

Образ гадающей Светланы стал не только литературным, но и художественным вдохновением. В частности, сцены из поэмы изображали выдающиеся живописцы Карл Брюллов и А. Н. Новоскольцев.

Примечательно и интересно культурное влияние баллады: благодаря произведению Жуковского стало популярно имя «Светлана». Позднее с легкой подачи Пушкина в моду вошло и имя «Татьяна».

Список литературы:

  • Соловьев Н. В. История одной жизни. А. А. Воейкова — «Светлана», 1915. Т. 1

  • Набоков В. В. Комментарий к «Евгению Онегину». — М.: Интелвалк, 1999.

«Светлана» В. А. Жуковского: кратко о балладе

Дата создания — 1808–1812 гг.

Первая публикация — 1813 г., журнал «Вестник Европы», № 1 и 2, подзаголовок: «Ал. Ан. Пр…вой».

Литературное направление — романтизм.

Род — лироэпос.

Жанр — баллада.

Композиция построена на антитезе.

Стихотворный размер — хорей.

Рифмовка — аBаBcDcDeeFggF, в строфе 14 строк, как в сонете

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость