b733e4

Анализ стихотворения «К морю» А. С. Пушкина

Анализ стихотворения «К морю» А. С. Пушкина
Новое

«К морю» А. С. Пушкина — эмоциональное послание, стихотворение о связи человека и природы. В статье ниже подробно рассмотрим контекст создания этого лирического произведения, богатство языка и средства выразительности, влияние на другие виды искусства.

История создания и контекст

Лирические произведения А. С. Пушкина — одни из лучших в русском романтизме, хотя поэт творил в рамках этого направления лишь в период с 1820 по 1824 годы, в то время как расцвет романтизма в литературной жизни страны был гораздо продолжительнее — с 1810 по 1830-е годы.

Поэт симпатизировал героям романтизма — непокорным, свободолюбивым, противостоящим толпе и обстоятельствам, сильным и эмоциональным. А. С. Пушкин разделял взгляды будущих на тот момент декабристов, писал вольнолюбивые стихи, в которых выразились его идеалы свободы и мысли о ее достижении.

Стихотворение «К морю» создано незадолго до восстания декабристов, в период нахождения поэта в Южной ссылке, куда он был отправлен за едкие эпиграммы на власть. В 1820 году А. С. Пушкин впервые увидел Черное море, и в 1824 году, в конце ссылки, он посвятил ему элегию, в которой звучат мотивы прощания, расставания. Морская стихия в романтический период творчества поэта стала для него олицетворением свободы, вечной непокорности — всего столь близкого ему самому.

И. К. Айвазовский, И. Е. Репин, «Прощание Пушкина с морем»
И. К. Айвазовский, И. Е. Репин, «Прощание Пушкина с морем». 1877, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, общественное достояние

Литературный анализ

Многообразие смыслов стихотворения «К морю» глубже, чем кажется на первый взгляд. С первых строк перед читателем предстает не только пейзажная лирика, а задумчивое философское произведение о свободе, силе человеческого духа, дружбе. Все идеи переплетены между собой и создают единый образ непокорной морской стихии и схожего с ней «характером» человека. Структурно стихотворение монологическое, имеет форму послания, однако его смысл предполагает, что море являясь живой стихией, отвечает герою, направляет его и вдохновляет.

Лирический герой соответствует канонам романтизма: он одинок, стоит в оппозиции к обществу, не принимает его ценности. Свое внутреннее состояние он переносит на море. Также как и стихия, он своенравен, могуч и неукротим. Он находит в море душевную близость, ощущает, что стихия становится его другом. Море внимательно слушает его, знает его тайны, разделяет надежды.

В ностальгической части, помимо лирического героя, в стихотворении возникают другие образы, соотносящиеся с пафосом романтизма. Один из них назван прямо — это Наполеон, чьей «гробницей славы» стала скала (остров) посреди моря; «другой… гений, властитель дум» завуалирован — это английский поэт Байрон, в конце жизни непонятый и гонимый, и в этом А. С. Пушкин чувствует связь с ним, находят в ссылке на берегу «стихии».

Почему море у Пушкина мужского рода?

Поэт не ошибся, а сделал это намеренно. Подробное объяснение этому искажению дает филолог Е. А. Маймин, отмечая, что море именно в рамках романтического пафоса этого стихотворении для лирического героя становится «другом», единомышленником и потому уже не может быть среднего рода или неодушевленным.

Размер и композиция

Стихотворение написано классическим для А. С. Пушкина четырехстопным ямбом — универсальным в плане ритма размером для осуществления любого замысла, в том числе для эмоциональной лирики, патетического тона, как в данном случае — в элегии-послании.

В композиционном плане «К морю» представляет собой монолог-обращение лирического героя, и это выражается в названии, где прямо указан адресат (в дательном падеже).

В лирическом произведении можно выделить следующие смысловые части:

  • обращение к морю и выражение восхищения им;

  • воспоминания лирического героя о днях, проведенных на берегу моря;

  • размышления об известных личностях, связанных с морем;

  • заключительное прощание с морем и обещание не забыть его.

Таким образом, можно утверждать, что стихотворение имеет рамочную композицию: начало и финал связаны мотивом прощания.

Особенность структуры — помимо стандартных четверостиший, есть строфы по 5 строк. Рифмовка в стихотворении также не однотипная, перекрестная (abab) и кольцевая (abba).

Рифмовка в стихотворении Пушкина «К морю»

Средства выразительности

В каждой из смысловых частей стихотворения важную роль играют средства выразительности, с помощью которых поэт создает образы моря и связанных с ним личностей, передает состояние лирического героя.

Так, в описании моря поэтическое звучание достигается благодаря эпитетам («волны голубые», «гордою красой»), метафорам («катишь волны», «бездны глас»), сочетанию сравнений и анафор («Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час», Твой грустный шум, Твой шум призывный»). Перифразы слова «море» и они же поэтические обращения («Прощай, свободная стихия!», «Моей души предел желанный!») создают впечатление беседы, а точнее прощания с морем.

Эмоции, глубину переживаний лирического героя, а также его связь с морем передают метафоры («я был окован»), бессоюзие («как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас»), инверсия («у берегов остался я…»).

Интересно стихотворение «К морю» и в лексическом плане. Наряду с общеупотребительными словами Пушкин использует книжную лексику и славянизмы («хладный», «могущ», «глас», «рыбарей», «брег», «вотще»).

Следующий важный момент — усложнение синтаксиса во второй и третьей частях стихотворения: место простых предложений занимают сложные конструкции с несколькими основами, включая бессоюзные и сложноподчиненные предложения. Синтаксические изменения связаны с углублением основной темы произведения, нарастанием переживаний героя.

Море изображено как бушующая стихия с использованием разных вариантов звукописи. Звуки волн переданы яркой аллитерацией на глухие шипящие «ш», «щ», «ч» и одновременно звонким «р», ассонансом протяжных гласных «у» и «о». Перекличка таких звуков напоминает ропот моря.

Получи больше пользы от Skysmart:

Связи с другими произведениями

Созданный А. С. Пушкиным шедевр пейзажной лирики, столь тесно связанный с образом непокорного лирического героя, вдохновил выдающегося художника-мариниста И. К. Айвазовского.

Исследуя стихи знаменитого поэта, художник создал целую серию картин, посвященных этим произведениям. В течение десятилетия, начиная с 1880-х годов, он писал картины под впечатлением от образа моря в лирике А. С. Пушкина и изображал поэта на фоне волнующейся водной стихии. Чувствуя настроение стихотворения «К морю», И. К. Айвазовский с легкостью передает характер поэта, его эмоции и мысли.

И. К. Айвазовский, «А. С. Пушкин на берегу Чёрного моря»
И. К. Айвазовский, «А. С. Пушкин на берегу Чёрного моря», 1887, общественное достояние

Предлагаем послушать выразительное чтение стихотворения «К морю»

Список литературы:

Пушкин. Жизнь и творчество; Маймин Е.А., 1982 г.

«К морю» А. С. Пушкина: кратко о стихотворении

Дата создания — 1824 год.

Первая публикация — 1825 год, альманах „Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе, издаваемая кн. В. Одоевским и В. Кюхельбекером“, часть IV, М. 1824, стр. 102—104.

Литературное направление — романтизм.

Род — лирика.

Жанр — элегия, послание.

Композиция — последовательная, рамочная.

Стихотворный размер — четырехстопный ямб.

Рифмовка — смешанная.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость