История создания и контекст
Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» считается одним из наиболее значимых в творчестве М. Ю. Лермонтова произведений, посвященных «маскарадности» общества. На эту лирику поэта вдохновил бал-маскарад в честь наступающего 1840 года, что даже вынесено в подзаголовок — «1 января». На столь грандиозном по масштабу мероприятии был и император Николай I с семьей. Современники Лермонтова считали, что публикация обличающего общество стихотворения о бале, на котором присутствовали царствующие особы, навлекла на поэта гнев Николая I, что в свою очередь привело к новым гонениям.
Период создания «Как часто, пестрою толпою окружен…» — это зрелое творчество М. Ю. Лермонтова, когда он предпочитал быть прямым и убедительным, что привлекло внимание цензуры. Его дерзкие стихи вызывали у литературных критиков-современников как гнев, так и восторг. Обличительная лирика («Смерть поэта») и дуэль стали причинами двух ссылок на Кавказ — в 1837 и 1840–1841 годы.
В поэтическом плане язык зрелой лирики Лермонтова стиль становится проще: он отбрасывает языковые штампы романтизма, уменьшается использование гипербол и грандиозных метафор, уходит демонстративная напряженность интонаций. В стихотворениях появляются различные формы психологического самовыражения и высказывания, психологизм становится особенно важен после написания «Героя нашего времени».
В поэзии 1837–1841 годов лирический герой Лермонтова, близкий автору, сталкивается с непреодолимыми разногласиями между своими идеалами и реальностью, что заставляет его признать бессилие в этом конфликте и душевную дисгармонию. Он ощущает уязвимость своего гордого одиночества и мятежной настроенности, которые ранее казались ему сильными и непоколебимыми; ищет опору, но так и не находит ее, поскольку индивидуальный протест оказывается недостаточным. Поэт переживает трудности борьбы с миром, его бунт становится всё более защитным и страдальческим, а лирика наполняется мотивами усталости и отчаяния. В это же время отрешенный от условностей поэт стремился ярко показать пустоту и неэтичность высшего круга общества.
Литературный анализ
Лирическое стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен» относится к романтическому направлению, так как в центре его — конфликт лирического героя и общества. Создано стихотворение в характерной для М. Ю. Лермонтова обличительной манере.
Размер и композиция
Стихотворение мелодичное, так как написано преимущественно классическим четырехстопным ямбом; некоторые строки чуть длиннее.
Композиция основывается на контрасте между различными частями стихотворения, и этим подчеркивается настроение и отчаяние поэта. Первая и заключительная строфы связаны образом толпы, что помогает создать рамочную композицию произведения.
В начале поэт представляет ретроспективу бала, где все сверкает и шумит, но за этим блеском стоят люди, скрывающие свои истинные чувства за масками. Безликая толпа веселится, игнорируя поэта, который видит во всем бездушность и холодность.
Следом за этим во второй части стихотворения воскрешаются детские воспоминания поэта о родных местах и доме, радостного единения с природой — тех приятных моментах, когда можно было просто наслаждаться жизнью и потому чувствовать себя вольным, а не быть одиноким в толпе. Эти яркие воспоминания только усиливают чувство разочарования и отчаяния поэта.
В финальной части лирический герой вынужден вернуться в настоящее: «когда ж, опомнившись, обман я узнаю и шум толпы людской спугнет мечту мою». На место грусти и ностальгии приходит гнев: поэт хочет высказать свои обвинения прямо в лицо тем людям, которые не понимают его («дерзко бросить им в глаза железный стих»).
Новое
Лермонтов М. Ю. — Как часто, пестрою толпою окружен…
Средства выразительности
Образность в романтическом стихотворении М. Ю. Лермонтова создается нанизываем тропов.
В первую очередь для выражения чувств лирического героя важны сравнения, в том числе развернутые: «как будто бы сквозь сон», «лечу я вольной, вольной птицей», «улыбкой… как молодого дня за рощей первое сиянье», «как свежий островок безвредно средь морей цветет на влажной их пустыне».
Поэт использует эпитеты для выразительности образов на всех уровнях: от визуального («пестрая толпа», «с глазами, полными лазурного огня, с улыбкой розовой») до звукового («дикий шепот», «святые звуки») и субъективно-эмоционального («мелькают образы бездушные людей»; «холодные руки» и «бестрепетные руки», «робкие шаги», «железный стих»).
Метафоры служат для создания развернутых образов природы («зеленой сетью трав подернут спящий пруд», «а за прудом село дымится — и встают вдали туманы над полями») и в сопоставлении с ним позволяют ярче выразить чувства лирического героя («странная тоска теснит уж грудь мою», «под бурей тягостных сомнений и страстей»).
Развернутые предложения с нанизанными придаточными, обилие однородных членов, анафоры работают не только на мелодичность и украшение речи, детализацию образов и описание чувств, но и синтаксически разделяют условные смысловые части стихотворения: бал, воспоминания, возвращение к реальности и выражение протеста.
Связь с другими произведениями
Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» продолжает тему общественной бездуховности, ставшую центральной для пьесы «Маскарад» 1835 года, в том числе и в плане образов-символов, центральный из которых — «маски».
В плане противостояния обществу эта часть творчества М. Ю. Лермонтова стала примером для следующих поколений. Проблема духовного несоответствия, столкновения интересов лирического героя и толпы прослеживается в поэзии Серебряного века и шестидесятников.
Предлагаем послушать выразительное чтение «Как часто, пестрою толпою окружен…»:
Список литературы:
Лермонтовская энциклопедия / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский Дом); науч.-ред. совет издательства «Советская энциклопедия»; главный редактор Мануйлов В. А.; редколлегия: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 784 с.
«Как часто, пестрою толпою окружен…» М. Ю. Лермонтова: кратко о стихотворении
Дата создания — 1840 год.
Первая публикация — 1840 год, журнал «Отечественные записки».
Литературное направление — романтизм.
Род — лирика.
Жанр — лирическое стихотворение.
Композиция — рамочная.
Стихотворный размер — ямб.
Рифмовка на каждые 6 строк: смежная (aa) и кольцевая (bccb).