История создания и контекст. Вопрос об авторстве
«Илиада» — эпическая поэма, авторство которой приписывается древнегреческому поэту-сказителю Гомеру. Период создания произведения — предположительно рубеж IX–VIII веков до нашей эры.
Сюжет поэмы основан на легенде о Троянской войне; название происходит от второго греческого названия Трои — Илион. События «Илиады» описывают дни осады Трои греками. Помимо исторического контекста, «Илиада» охватывает мифологию древнегреческого мира: начиная с высоты Олимпа и заканчивая глубинами океана.
Некоторые части эпоса, не связанные напрямую с основным сюжетом, могли быть поздними добавлениями. Например, «Список кораблей» (2-я часть) и «Долония» (10-я часть). Тем не менее эти добавления позволяют шире представить древнегреческую мифологию. Центрально-симметричная композиция поэмы и ее эстетическая целостность частично доказывают единое происхождение, но полностью установить авторство столь древнего текста не представляется возможным.
Текст эпической поэмы известен по множеству средневековых рукописей (более 70) и упоминаниям у авторов античного периода. Кроме того, в Египте обнаружено более 1500 папирусных фрагментов этого произведения, датирующихся от III века до н. э. до VI века н. э. Все эти источники представляют в целом одинаковый текст.
В древности «Илиада» была важным произведением, изучалась в античных школах. В классическую античность она была признана образцом поэтического искусства. Аристотель особо отметил совершенство композиции, которой события и персонажи объединены в поэме.
В Новое время «Илиада» не считалась историческим источником, однако открытия археологов, включая проведенные раскопки, подтвердили реальность многих описанных в поэме событий и фактов. Необходимо учитывать, что в ходе устной передачи могли произойти смешения различных исторических событий, и поэтому текст содержит сложное сочетание эпизодов из греческой истории приблизительно за пять веков.
Среди переводов этого произведения на русский язык наиболее значимым считается перевод Н. И. Гнедича 1829 года. Также интересны переводы Н. М. Минского 1896 года и В. В. Вересаева 1949 года.
«Илиада», выросшая из эпической традиции, стала драмой о смертности человека и его противостоянии бессмертным богам. Трагическая суть поэмы была отмечена уже в древности и сыграла важную роль в развитии эстетических категорий трагедии и возвышенного.
Краткий пересказ сюжета
Основные события эпоса:
-
Царь Микен, предводитель ахейцев Агамемнон берет в плен Брисеиду, что приводит к отказу Ахилла участвовать в сражениях.
-
Патрокл убеждает Ахилла позволить ему вступить в битву вместо него, желая помочь ахейцам в битве.
-
Патрокл погибает на поле боя от руки Гектора, сына царя Трои Приама.
-
Ахилл в глубокой скорби после смерти друга возвращается к сражениям, убивает Гектора и забирает его тело.
-
Приам умоляет Ахилла о возвращении тела Гектора за выкуп.
-
Ахилл соглашается, пожалев старого царя, обещает перемирие на время похорон Гектора.
«Илиада» — краткое содержание
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Персонажи
В сложном сюжете «Илиады» можно запутаться из-за огромного количества персонажей. Перечислим основных героев.
Ахилл
В центре эпоса — герой Ахилл как символ воинской доблести и чести, потомок морской богини Фетиды и царя Пелея. Его характер показан в противоречиях: между социальной честью и воинским долгом, милосердием и жестокостью. Потеряв друга, Ахилл выбирает свой долг и судьбу, идет на смерть, чтобы получить вечную славу. Герой отличается твердостью и благородством, но бывает вспыльчивым. В сражении Ахилл убивает Гектора.
Гектор
Противник Ахилла, троянский престолонаследник. Он более человечный. Это разумный, справедливый, честный и храбрый воин. Его охватывает печаль, когда он оставляет свою семью ради защиты Трои. Погибает от рук Ахилла.
Патрокл
Верный друг Ахилла, доблестный, самоотверженный. Желает помочь ахейцам, надевает доспехи Ахилла и вводит остальных участников битвы в заблуждение. Сражен в бою Гектором.
Агамемнон
Царь Микен, жестокий правитель, жадный и гордый. Ссора Ахилла с ним служит завязкой описанных в поэме событий.
Менелай
Брат Агамемнона, царь Спарты, муж Елены Прекрасной. Символизирует упрямство и гордыню.
Парис
Сын Гекубы и Приама, из-за пророчества в детстве брошенный родителями на горе Иде. Парис выжил благодаря пастуху, и предсказание все-таки сбылось: он похитил у Менелая Елену, это спровоцировало начало Троянской войны. Финал Париса: его убивает лучник Филоктет.
Елена Прекрасная
Супруга Менелая и дочь спартанского царя Тиндарея, в поэме описывается как самая красивая из женщин. В ее образе воплотились положительные и отрицательные качества: с одной стороны — женственность, с другой — коварство.
Андромаха
Жена Гектора. Ее образ противопоставлен образу Елены. Андромаха — верная, любящая жена. Особенно трогательна и искренна сцена ее прощания с мужем.
Боги
В развитии сложного эпического повествования активно участвуют боги, поддерживающие разные стороны противостояния: одни помогают ахейцам, другие — троянцам.
Вот лишь некоторые боги древнегреческой мифологии, участвующие в событиях Илиады или упоминающиеся в тексте: на стороне ахейцев Гера, Афина, Посейдон, Гефест, Гермес, на стороне троянцев — Афродита, Арес, Аполлон, Артемида.
Литературный анализ
Классический героический эпос имеет линейное повествование: от рождения героя до его смерти или от начала до конца войны. Произведение Гомера выбивается из этих канонов, поскольку почти все события происходят вне текста, а основой движения сюжета служит отдельное событие — захват Трои.
В центре внимания эпической поэмы находятся не героические деяния, требующие восхваления, а чувства героев, особенно важен гнев Ахилла. В произведении значительное внимание уделено тому, как гнев возникает и как он завершается, когда наконец герой находит покой.
Гомер ориентировался на свою аудиторию, предполагая, что она хорошо знает мифы и древнегреческих героев, поэтому в тексте переплетаются мифологические сюжеты и персонажи без их подробной предыстории. Герои и боги в поэме взаимодействуют, и многие боги имеют отношение к войне, что соответствует теме произведения. Автор проводит аналогии между героями и богами. Например, параллели можно увидеть в описании героя Ахилла и бога Аполлона.
Споры богов в сюжете «Илиады» кажутся ничтожными, однако они лишь подогревают огонь войны, мягко подталкивая то одну, то другую враждующую сторону. Основными двигателями действия в поэме являются гнев Ахилла и неизбежность судьбы. По мнению Гомера, главной причиной легендарной войны стали повседневные межличностные конфликты.
Тема и идейное содержание
В «Илиаде» звучат вечные темы:
-
ненависти и мести,
-
милосердия,
-
чести,
-
преданности,
-
дружбы,
-
любви к отечеству, родине.
Идея произведения в том, что гнев человека может привести к множеству бедствий. В войне нет настоящих победителей, и поэтому после битв Гомер описывает не торжество, а похороны.
Особенности композиции
Поэма отличается сложной композицией. В «Илиаде» 15700 строк, написанных дактилическим гекзаметром. Текст разделен на 24 песни, что соответствует количеству букв древнегреческого алфавита (каждая «глава» подписана буквой).
Сюжет «Илиады» охватывает 50 дней, и его развитие условно можно разделить на следующие части:
-
Завязка — весьма продолжительная, по 21-й день; в нее входят 9 дней плавания и еще 12 дней до обращения к Зевсу Фетиды.
-
Развитие действия — с 22 по 28-й день.
-
Кульминация — поединок Ахилла и Гектора (22-й день).
-
Развязка — последний 21 день: царь Трои Приам отправляется за сыном Гектором на 12-й день после его гибели, еще 9 дней — погребение.
Композиция поэмы в большей степени именно симметричная, а не зеркальная, так как базируется на параллельных сюжетах и их воспроизведении. Симметрия прослеживается и в ряде других событий: посольство к Ахиллу приходит в 9-й песни, в ночь с 25-го на 26-й день. Также удваиваются следующие мотивы: сражения, вмешательство Геры, и другие события, связанные с действиями богов.
«Илиада» сочетает в себе элементы поэтических формул, характерных для фольклора, и сложную композицию литературного произведения. Действия, происходящие одновременно в разных местах, описываются как последовательные согласно «закону хронологической несовместимости».
Художественные средства
На уровне средств выразительности ключевыми также являются повторы:
-
эпитетов (например, постоянные эпитеты для героев: Гектор — шлемоблещущий, Аполлон — сребролукий, далекоразумный),
-
оборотов речи героев и даже целых строк, описывающих типичные события (таких как гибель воина или приход утра), что характерно для устной поэтической традиции.
Однако сравнения в эпосе имеют сложную форму, переходят в развернутые параллели (похожим образом строятся и в русском эпосе, например, в «Повести временных лет»), изображая подробные бытовые сцены или описания природы, иногда даже преобладающие над сюжетом.
Вклад в мировую культуру, связи с другими произведениями
«Илиада» Гомера — часть культурного и исторического наследия, одно из знаковых, выдающихся произведений мировой литературы. Интерес к творчеству Гомера не угасает, его произведения продолжают изучать, переводить, цитировать.
Произведения Гомера важны как основа древнегреческой литературы, а герои «Илиады», такие как Ахилл и Гектор, стали архетипами, на которых в свою очередь ориентировались авторы античности и последующих столетий.
Так например, в европе эпохи Возрождения просвещенные читатели интересовались «Илиадой» и ее мифологической основой, в это время появилось несколько переводов произведения на европейские языки. К концу XVIII века существовало несколько теорий, связанных с историей этого эпоса и его автором.
Сюжет поэмы не раз вдохновлял и продолжает будоражить воображение писателей, художников, скульпторов, театральных и кинорежиссеров, а также создателей видеоигр.
Список литературы:
-
Большая Российская энциклопедия. [в 30 т.] Том 11. Излучение плазмы — Исламский фронт спасения / научно-редакционный совет: председатель — Ю. С. Осипов и др. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 2004 — 767 с.
-
Илиада / И. В. Шталь // Ива — Италики. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 10.
-
Егунов А. Н. Гомер в русских переводах. М.; Л., 1964.
-
Тронский И. «Илиада» // Литературная энциклопедия. — Т. 4. — 1930.
«Илиада» Гомера: кратко о поэме
Дата создания — точно не установлена, приблизительно IX–VIII вв. до н. э.
Род — эпос.
Жанр — эпическая поэма (эпопея), героический эпос.
Композиция — концентрическая, симметричная, поэма состоит из 24 частей-песен.
Стихотворный размер — гекзаметр.