b733e4
Проверьте знания по русскому бесплатно
Узнать бесплатно

Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку

Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку
33.8K

Русский язык — одна из двух обязательных дисциплин на ЕГЭ. А потому всем ученикам 10 и 11 классов рано или поздно придётся столкнуться с экзаменом по нему. Мы не понаслышке знаем, насколько это бывает трудно, и поэтому расскажем, как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку.

Подготовка к ЕГЭ по русскому

Что входит в ЕГЭ по русскому языку

В 2025 году единый государственный экзамен по русскому состоит из 2 частей, которые различаются по формату заданий:

  • 1-я часть: 26 заданий с кратким ответом;

  • 2-я часть: 1 задание с развёрнутым ответом — сочинение.

Как изменился экзамен в 2025 году

Задание «Основные изобразительно-выразительные средства русского языка» в КИМ по русскому языку переехало с 26-го номера в 22-й. Задание больше не связано с текстом, в рецензии не будет подсказок. Теперь, чтобы заработать 2 балла, нужно будет действительно понимать разницу между средствами выразительности.

Несколько изменений коснулись задания 27 (сочинение-рассуждение):

  1. Изменилась формулировка задания, в связи с чем обновлена и система его оценивания. В задании теперь явно указана проблема исходного текста, которую нужно прокомментировать. Поэтому из критериев оценки сочинения убрали тот, что был связан с самостоятельным поиском проблемы (бывший К1).

  2. Сочинение больше не оценивается по критерию «Богатство речи» (бывший К6).

  3. Теперь за критерии К9 («Соблюдение грамматических норм») и К10 («Соблюдение речевых норм») можно получить по 3 балла (в прошлом году за эти задания можно было получить по 2 балла максимум). 0 баллов выставляется, если экзаменуемый допустил 5 ошибок или более.

  4. Строже проверяется объём сочинения: если раньше к проверке допускались работы объёмом от 70 слов, то теперь сочинения объёмом меньше 100 слов проверяться не будут, и по всем критериям оценки 27-го задания их авторы получат 0 баллов.

  5. Экзаменуемым запрещено в сочинении приводить аргументы с опорой на аниме, мангу, комиксы, фанфики, видеоигры.

  6. Изменились номера некоторых критериев оценки. Бывший критерий К12 «Фактическая точность речи» теперь стал К4, а критерий «Соблюдение этических норм» переехал с позиции К11 на позицию К6.

Из-за обновлений в системе оценивания максимальный первичный балл за сочинение увеличился с 21 до 22. При этом максимальный первичный балл за весь экзамен целиком не изменился и составляет 50 баллов.

Как готовиться к 1-й части ЕГЭ по русскому

Первая часть государственного экзамена по русскому языку состоит из заданий с кратким ответом. Это может быть цифра, ряд цифр или слово. Т. к. ЕГЭ проверяет знания за всю школьную программу, часть таких заданий решить легко, если быть внимательным. Но есть и те, что скрывают в себе «подводные камни», из-за чего в них часто ошибаются. Чтобы это не случилось и с вами, мы подробно разберём их в этом разделе.

Задание 21

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Я сидел в кают-компании, прислушиваясь в недоумении к свисту ветра между снастей и к ударам волн в бока судна. (2) Наверху было холодно и неприятно: дул ветер, косой, мёрзлый дождь хлестал в лицо. (3) Офицеры беззаботно разговаривали между собой, как в комнате, на берегу; иные читали.(4) Вдруг раздался пронзительный свист боцманских свистков, и вслед за тем разнёсся по всем палубам крик десяти голосов: «Пошёл все наверх!» (5) Мгновенно всё народонаселение фрегата кинулось снизу вверх. (6) Офицеры бросили всё: книги, карты (географические: других там нет), разговоры — и стремительно побежали туда же. (7) Непривычному человеку покажется, что случилось какое-нибудь бедствие, и корабль сейчас пойдёт на дно. (8) Я спросил бежавшего мимо меня мичмана: «Зачем это зовут всех наверх?»

И. А. Гончаров, «Фрегат „Паллада“»

Совет

Чтобы справиться с этим заданием, важно повторить все правила постановки знаков препинания, начиная с теории пятого класса. В таблице ниже мы собрали все случаи, когда нужно ставить тот или иной знак.

Запятая Тире Двоеточие
  • при обобщающем слове и после ряда однородных членов;

  • в бессоюзном сложном предложении со значением следствия;

  • между подлежащим и сказуемым одной части речи;

  • в распространённом приложении;

  • для указания диапазона;

  • в прямой речи;

  • вместо пропущенного глагола

  • при обобщающем слове и перед рядом однородных членов;

  • в бессоюзном предложении со значением пояснения;

  • в прямой речи

Как решать

Чтобы правильно выполнить это задание и получить высокий балл, следуйте этим шагам:

  1. Внимательно прочитайте задание. В нём вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания нужно поставить по одному и тому же правилу.

  2. Выпишите номера предложений с нужным знаком препинания.

  3. Напротив каждого такого предложения напишите, каким правилом можно объяснить этот знак.

  4. Запишите номера предложений, в которых используется одно и то же правило.

Теперь решим задание из примера. В нём просят найти предложения с двоеточием. По этому условию подходят номера 2, 4, 6 и 8. Теперь рассмотрим каждое из них и определим, по каким правилам в них нужно поставить этот знак.

2) «Наверху было холодно и неприятно: дул ветер, косой, мёрзлый дождь хлестал в лицо» — двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

4) «Вдруг раздался пронзительный свист боцманских свистков, и вслед за тем разнёсся по всем палубам крик десяти голосов: „Пошёл все наверх!“» — двоеточие при прямой речи.

6) «Офицеры бросили всё: книги, карты (географические: других там нет), разговоры — и стремительно побежали туда же» — двоеточие при обобщающем слове.

8) Я спросил бежавшего мимо меня мичмана: «Зачем это зовут всех наверх?» — двоеточие при прямой речи.

Правила совпадают в предложениях 4 и 8. Записываем ответ.

Ответ: 48.

Задание 22

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Пора детства вызывает тёплые воспоминания у главного героя произведения, поэтому автор, описывая это время, использует приём (А) _____ («счастливая» в предложении 1, «крепко» в предложении 17), троп (Б) _____ («милый голос» в предложении 19, «чудесное чувство» в предложении 27, «невинная весёлость» в предложении 33). Нежные, трепетные отношения между матерью и ребёнком писатель выражает с помощью (В) _____ («креслице» в предложении 4, «Николенька» в предложении 15, «ручкой», «душечка» в предложении 19). А синтаксическое средство — (Г) _____ (предложения 32, 33) — приглашает читателя к размышлениям.

Список терминов:

  1. слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

  2. эпитет

  3. ряды однородных членов

  4. восклицательные предложения

  5. метафора

  6. лексический повтор

  7. антитеза

  8. парцелляция

  9. вопросительные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Совет

Если вы хотите верно выполнить это задание и сделать ещё один шаг к 100 баллам, советуем заранее сгруппировать все термины. Мы сделали это в таблице ниже. Сохраните её, чтобы пользоваться во время подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Т Л С П
Троп — это игра со смыслом слова, когда его используют в непрямом значении. Лексическое средство — это использование разных пластов лексики (диалектизмы, профессионализмы) или лексических значений. Синтаксическое средство — это работа с построением предложений (особый порядок слов в предложении, определённые конструкции и т. п.) Приёмы или стилистические фигуры — это обороты речи, которые помогают усилить выразительность высказывания.
  • Антонимы;

  • синонимы;

  • диалектизмы;

  • просторечия;

  • профессионализмы;

  • специальная лексика;

  • термины;

  • индивидуально-авторские слова;

  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

  • Однородные члены предложения, ряды однородных членов;

  • восклицательные предложения;

  • вопросительные предложения;

  • побудительные предложения;

  • вопросно-ответная форма изложения;

  • вводные слова, вводные (вставные) конструкции;

  • сравнительный оборот;

  • риторический вопрос;

  • риторическое обращение;

  • цитирование;

  • инверсия

  • Парцелляция;

  • синтаксический параллелизм;

  • градация;

  • анафора;

  • эпифора;

  • антитеза;

  • аллюзия;

  • оксюморон;

  • лексический повтор

Как решать

1. Перепишите все термины из задания в черновик и определите, к какой группе относится каждый из них. В нашем случае это будет выглядеть так:

  1. слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами — Л;

  2. эпитет — Т;

  3. ряды однородных членов — С;

  4. восклицательные предложения — С;

  5. метафора — Т;

  6. лексический повтор — П;

  7. антитеза — П;

  8. парцелляция — П;

  9. вопросительные предложения — С.

2. Найдите и выделите в тексте слова-подсказки, которые могут намекать на нужные термины.

Пора детства вызывает тёплые воспоминания у главного героя произведения, поэтому автор, описывая это время, использует приём (А) _____ («счастливая» в предложении 1, «крепко» в предложении 17), троп (Б) _____ («милый голос» в предложении 19, «чудесное чувство» в предложении 27, «невинная весёлость» в предложении 33). Нежные, трепетные отношения между матерью и ребёнком писатель выражает с помощью (В) _____ («креслице» в предложении 4, «Николенька» в предложении 15, «ручкой», «душечка» в предложении 19). А синтаксическое средство — (Г) _____ (предложения 32, 33) – приглашает читателя к размышлениям.

3. Теперь разберём рецензию со словами-подсказками, а также предложения из главного текста в этой части экзамена по русскому — отрывка из повести «Детство» Л. Н. Толстого.

А) Ключевое слово — приём. В списке приёмов всего 3: лексический повтор, антитеза и парцелляция. Смотрим, какой из них используется в предложениях 1 и 17 текста.

1) Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!
17) Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.

Слова, на которые указывает рецензия, повторяются, чтобы усилить эффект. Это лексический повтор. В задании он указан под № 6.

Б) Ключевое слово — троп. Их в списке 2: эпитет и метафора. В этом случае можно даже не возвращаться к тексту: нужные слова уже есть в условии. «Милый голос», «чудесное чувство» и «невинная весёлость» — это эпитеты. В задании они под № 2.

В) В этом отрывке нет подходящих подсказок, поэтому проанализируем слова, на которые указывает рецензия, — «креслице», «Николенька», «ручкой» и «душечка». У них есть общая черта — все они используются в уменьшительно-ласкательной форме. Значит, выбираем № 1.

Г) Ключевые слова — синтаксическое средство. Мы уже определили, что в списке их 3: ряды однородных членов, восклицательные предложения и вопросительные предложения. Теперь смотрим на предложения в тексте под номерами 32 и 33.

32) Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?
33) Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная весёлость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни?

Очевидно, верный термин — вопросительные предложения. Это № 9.

Ответ: 6219.

Получи больше пользы от Skysmart:

Как готовиться ко 2-й части ЕГЭ по русскому языку

Вторая часть экзамена — это сочинение на 150 слов. Сперва ученик должен прочитать текст, а после — написать работу на его основе. В ней нужно будет прокомментировать одну из проблем, которые ставит автор, сопроводив свой комментарий примерами-иллюстрациями из текста. В конце работы важно показать и обосновать своё отношение к авторской позиции по этой проблеме.

Вот рецепт, как самостоятельно подготовиться к сочинению на ЕГЭ по русскому языку:

  • узнайте больше о том, как оценивают работы;

  • познакомьтесь со алгоритмами для сочинений на разные темы;

  • научитесь составлять структуру текста;

  • разберитесь, как правильно писать вступления и заключения;

  • потренируйтесь в том, как можно выразить свою позицию в сочинении;

  • научитесь аргументировать её и подбирать нужные примеры;

  • напишите несколько сочинений на разные темы, чтобы отточить всё это.

Подробнее о самостоятельной подготовке — в нашей статье «Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку».

Однако важно, чтобы за подготовкой ко 2-й части следил преподаватель с опытом работы с ЕГЭ. Он сможет оценивать промежуточные результаты и направлять вас. Например, в онлайн-школе Skysmart ученики одиннадцатого класса разбирают все алгоритмы для сочинений, а после — отрабатывают их. Когда учителю становится ясно, что студент усвоил тему, они переходят к следующей. Это помогает готовиться эффективнее и экономить время.

Как оценивают работы на ЕГЭ по русскому языку

Теперь, когда мы разобрали сами задания, давайте узнаем, как за них выставляют баллы. Это поможет вам определить, какие задания обязательно стоит выполнить, чтобы получить нужное количество баллов.

Если вы правильно выполните задания 1–7, 9–25, то получите за каждое из них по 1 баллу. Обратите внимание: в вопросах 2–4, 9–12, 15–23 не важно, в каком порядке вы запишете цифры в ответе. Например, верные ответы под номерами 3 и 2 можно записать как «32» или «23».

За задания 8 и 22 можно получить 2 балла при условии, что вы записали ответы по инструкции. Если 1–2 символа в ответе не совпадают с эталоном, за него ставят 1 балл. Во всех остальных случаях ученик получит 0 баллов.

Сочинение на экзамене по русскому оценивают по нескольким критериям. Подробно о них можно прочитать в нашей статье «Критерии оценки сочинения на ЕГЭ».

Сколько баллов нужно набрать на ЕГЭ, чтобы получить оценки 3, 4 и 5

Теперь подсчитаем, сколько баллов придётся набрать на экзамене для нужной оценки. Это можно сделать с помощью таблицы ниже. Обратите внимание: в предыдущих разделах мы описывали, сколько первичных баллов выставляют за каждое задание. Чтобы подсчитать баллы на оценку, их нужно перевести в тестовые.

Примерный перевод баллов в оценку
Первичные баллы Тестовые баллы Оценка
<15 <35 2
15–30 36–56 3
31ndash;39 57–71 4
40–50 72–100 5

Помните: баллы ЕГЭ официально не переводят в оценки с 2008 года. Но если так вам будет проще оценить свои успехи, вы можете сделать это сами по таблице выше. Однако это будет лишь примерный перевод.

5 советов от учителей, как готовиться к ЕГЭ по русскому языку

Если вы планируете пройти на бюджет, нужно постараться сдать экзамен по русскому как можно лучше. Мы знаем, насколько это трудно. Но если составить план подготовки и заниматься по рекомендациям учителя, всё обязательно получится. Вот что советуют преподаватели Skysmart:

  • Выясните, каким темам нужно уделить особое внимание. В Skysmart для этого ученики проходят тест на вводном уроке.

  • Сочетайте разные способы подготовки: занятия по учебникам, онлайн-курсы, мнемонические карточки, полезные ресурсы.

  • Составьте календарь подготовки. Запланируйте в нём, когда вы учите конкретные темы, занимаетесь с учителем и сдаете пробные экзамены.

  • Практикуйтесь на вопросах, похожих на экзаменационные. Их можно найти в бесплатном тренажёре ЕГЭ по русскому языку от Skysmart.

  • Начните готовиться заранее и занимайтесь регулярно. Это лучший способ добавить себе шансов на высокие баллы.

  • Потренируйтесь писать сочинения на каждую тему из тех, что могут попасться вам на ЕГЭ. Практикуйтесь в работе с аргументами и примерами.

Чтобы хорошо сдать экзамен по русскому языку, нужно как следует постараться. Но не пытайтесь справляться с этим в одиночку — так готовиться будет только сложнее. Если хотите получить высокий балл, советуем заниматься с преподавателем: учителем в школе или репетитором. Например, на онлайн-курсах подготовки к ЕГЭ по русскому языку в Skysmart. Наши преподаватели помогут составить личную программу с учётом уровня знаний и желаемых баллов. А ещё расскажут обо всех нюансах экзамена и научат работать с бланком. Начните со вводного урока — это бесплатно!

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Проверьте знания по русскому бесплатно
  • Оставьте заявку на бесплатное тестирование
  • Приходите на тестирование вместе с ребёнком
  • Получите оценку знаний и конкретные шаги, чтобы прокачать их
Шаг 1 из 2
Шаг 1 из 2
Шаг 2 из 2