b733e4
Проверьте знания по русскому бесплатно
Узнать бесплатно

Критерии оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Критерии оценивания сочинения на ЕГЭ
7.2K

Невозможно победить в игре, не зная правил. Это относится и к сочинению на ЕГЭ: нужно разобраться в критериях, чтобы не потерять баллы и выйти на лучший результат. Эта статья поможет не упустить ничего важного.

Общие положения и особые условия

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку предлагают написать в задании №27. Это должна быть аналитическая работа по чёткой структуре, написанная, опираясь на исходный текст. Максимум сочинение может набрать 21 балл.

Рекомендуемый объём работы — 150 и более слов. Минимальный объём — 70 слов. Если ученик напишет сочинение, которое не пройдёт этот минимальный порог, за него автоматически поставят 0 баллов. Более того, для работы объёмом от 70 до 149 слов есть особые условия оценивания. Такое сочинение не сможет получить высший балл по критериям, связанным с грамотностью (К7–12).

Также снижается и количество допустимых ошибок по К7–10. Так ученик максимум получит:

  • по К7 при отсутствии ошибок — 2 балла;

  • по К8 при отсутствии ошибок — 2 балла;

  • по К7 при 1–2 ошибках — 1 балл;

  • по К8 пр 1–2 ошибках — 1 балл;

  • по К9 при отсутствии ошибок — 1 балл;

  • по К10 при 1 ошибке — 1 балл.

Во всех остальных случаях по этим критериям за работу поставят 0 баллов.

Это важно

Сочинение — это анализ текста, а не его пересказ. Если проверяющий заподозрит в вашей работе второе, он поставит за неё 0 баллов.

Более того, в частично переписанном тексте или пересказе будут оценивать только те фрагменты, которые написал сам ученик. Если эти фрагменты в сумме не пройдут порог в 70 слов, работу так же оценят в 0 баллов.

Критерии оценивания

Всего в ФИПИ подготовили 12 критериев. по которым будут оценивать экзаменационное сочинение. 4 из них проверят содержание, 2 — речевое оформление текста, 6 — грамотность. Разберём каждый.

К1–4. Содержание сочинения

Эти критерии помогут выяснить, выполнил ли ученик условия задания — верно ли определил проблему, дал комментарии, обозначил мнение автора и своё собственное.

Обратите внимание!

Если неверно определить проблему текста, по К1–4 такую работу оценят в 0 баллов.

За неверно сформулированную авторскую позицию ставят 0 баллов сразу по 2 критериям — К3 и К4.

I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста

Ученик верно сформулировал проблему

1

Ученик не сформулировал проблему или сделал это неверно

0

К2

Комментарий к проблеме исходного текста

Ученик привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из текста, пояснил их, а также указал и проанализировать смысловую связь между ними

3

Ученик привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из текста и пояснил их. Смысловая связь между комментариями указана/проанализирована неверно или не указана/не проанализирована вообще

2

Ученик привёл 1 пример-иллюстрацию из текста и пояснил его.

1

Все остальные случаи

0

К3

Отражение позиции автора по проблеме исходного текста

Ученик верно сформулировал позицию автора

1

Все остальные случаи

0

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

Ученик верно сформулировал и обосновал отношение к позиции автора

1

Все остальные случаи

0

Максимум баллов

6

Обратите внимание!

Если привести, но не пояснить в тексте пример-иллюстрацию, то его не засчитают. Фактическая ошибка в таком примере, которая влияет на понимание проблемы, тоже делает его недействительным.

То же касается и смысловой комментариев. Если ученик не проанализировал её, связь не будет засчитана. Балл снизят.

К5–6. Речевое оформление сочинения

Эти критерии показывают, смог ли автор сочинения соблюдать его верную структуру,, насколько хорошо раскрыл тему и и связно ли выразил мысли.

II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Ученик составил цельную по смыслу, связную и последовательно написанную работу. Логических ошибок нет

2

Ученик составил цельную по смыслу, связную и последовательно написанную работу. Если 1 логическая ошибка

ИЛИ

Ученик составил цельную по смыслу, связную и последовательно написанную работу. Логических ошибок нет. Есть 1 ошибка в разделении на абзацы

ИЛИ

Ученик составил цельную по смыслу, связную и последовательно написанную работу. Есть 1 ошибка в разделении на абзацы и 1 логическая ошибка

1

Все остальные случаи

0

К6

Богатство речи

Работа показывает богатый словарный запас и разнообразна в грамматических конструкциях

1

Все остальные случаи

0

Максимум баллов

3

К7–12. Грамотность

По этим критериям проверяющий установит уровень грамотности сочинения.

III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм

Нет ошибок

3

Есть 1–2 ошибки

2

Есть 3–4 ошибки

1

Есть 5 и более ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм

Нет ошибок

3

Есть 1–2 ошибки

2

Есть 3–4 ошибки

1

Есть 5 и более ошибок

0

К9

Соблюдение грамматических норм

Нет ошибок

2

Есть 1–2 ошибки

1

Есть 3 и более ошибки

0

К10

Соблюдение речевых норм

Есть не более одной ошибки

2

Есть 2–3 ошибки

1

Есть 4 и более ошибок

0

К11

Соблюдение этических норм

Нет ошибок

1

Есть 1 ошибка или более

0

К12

Соблюдение фактологической точности

Нет ошибок

1

Есть 1 ошибка или более

0

Максимум баллов

12

Да, все эти критерии делают сочинение на ЕГЭ сложной работой. Но стоит разобраться в них, и вы поймёте, что его нечего бояться. А если ещё и как следует попрактикуетесь, то напишете на высший балл. Облегчить путь к этому результату можно на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

На нём вас ждут:

  • удачные примеры сочинений прошлых лет, которые набрали максимальные баллы;

  • лайфхаки, как запомнить все критерии и подобрать примеры для аргументов;

  • разбор ловушек, расставленных в условии задания;

  • способы быстро выявить проблему и авторскую позицию;

  • практика по всем остальным заданиям экзаменационной работы.

До встречи на бесплатном вводном занятии!

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Проверьте знания по русскому бесплатно
  • Оставьте заявку на бесплатное тестирование
  • Приходите на тестирование вместе с ребёнком
  • Получите оценку знаний и конкретные шаги, чтобы прокачать их
Шаг 1 из 2
Шаг 1 из 2
Шаг 2 из 2