Общие положения и особые условия
Сочинение на ЕГЭ по русскому языку предлагают написать в задании №27. Это должна быть аналитическая работа по чёткой структуре, написанная, опираясь на исходный текст. Максимум сочинение может набрать 22 первичных балла.
Рекомендуемый объём работы — 150 и более слов. Минимальный объём — 100 слов. Если ученик напишет сочинение, которое не пройдёт этот минимальный порог, за него автоматически поставят 0 баллов.
Более того, для работы объёмом от 100 до 149 слов есть особые условия оценивания. Такое сочинение не сможет получить высший балл по критериям, связанным с грамотностью (К7–10). При отсутствии ошибок ученик получит по 2 балла по этим критериям. При 1–2 ошибках по каждому из критериев можно получить 1 балл. Во всех остальных случаях по этим критериям за работу ставят 0 баллов.
Это важно
Сочинение — это анализ текста, а не его пересказ. Если проверяющий заподозрит в вашей работе второе, он поставит за неё 0 баллов.
Более того, в частично переписанном тексте или пересказе будут оценивать только те фрагменты, которые написал сам ученик. Если эти фрагменты в сумме не пройдут порог в 100 слов, работу также оценят в 0 баллов.
Критерии оценивания
Всего в ФИПИ разработали 10 критериев. по которым будут оценивать экзаменационное сочинение. 3 из них проверят содержание, 3 — речевое оформление текста, 4 — грамотность. Разберём каждый.
При написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку важно учитывать все критерии оценивания, так как от этого зависит конечный результат. Для успешной сдачи экзамена также рекомендуется ознакомиться с информацией о пороге баллов ЕГЭ по русскому, чтобы лучше понимать, сколько баллов необходимо набрать для сдачи экзамена. Это поможет более эффективно готовиться и распределять свои усилия.
К1–3. Содержание сочинения
Эти критерии помогут выяснить, выполнил ли ученик условия задания — верно ли дал комментарии, обозначил мнение автора и своё собственное.
Обратите внимание!
За неверно сформулированную авторскую позицию ставят 0 баллов сразу по всем трём критериям.
I |
Содержание сочинения |
|
---|---|---|
К1 |
Отражение позиции автора по проблеме исходного текста |
|
Ученик верно сформулировал позицию автора |
1 |
|
Все остальные случаи |
0 |
|
К2 |
Комментарий к позиции автора по проблеме исходного текста |
|
Ученик привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из текста, пояснил их, а также указал и проанализировать смысловую связь между ними |
3 |
|
Ученик привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из текста и пояснил их. Смысловая связь между комментариями указана/проанализирована неверно или не указана/не проанализирована вообще |
2 |
|
Ученик привёл 1 пример-иллюстрацию из текста и пояснил его |
1 |
|
Все остальные случаи |
0 |
|
К3 |
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста |
|
Ученик верно сформулировал и обосновал отношение к позиции автора и привёл пример-аргумент |
2 |
|
Ученик верно сформулировал и обосновал отношение к позиции автора, но не привёл пример-аргумент ИЛИ Ученик привёл пример-аргумент, но собственное мнение выразил лишь формально (например: «Я (не) согласен с автором») |
1 |
|
Все остальные случаи |
0 |
|
Максимум баллов |
6 |
Обратите внимание!
Если привести, но не пояснить в тексте пример-иллюстрацию, то его не засчитают. Фактическая ошибка в таком примере, которая влияет на понимание проблемы, тоже делает его недействительным.
То же касается и смысловой комментариев. Если ученик не проанализировал её, связь не будет засчитана. Балл снизят.
К4–6. Речевое оформление сочинения
Текст сочинения должен быть связным, последовательным, опираться на достоверную информацию. А ещё — не содержать отсылок к запрещённым произведениям, нецензурной брани и идей, идущих вразрез с законодательством РФ.
II |
Речевое оформление сочинения |
|
---|---|---|
К4 |
Фактическая точность речи |
|
Нет ошибок |
1 |
|
Есть 1 ошибка или более |
0 |
|
К5 |
Логичность речи |
|
Нет ошибок |
2 |
|
Есть 1 ошибка |
1 |
|
Есть 2 ошибки или более |
0 |
|
К6 |
Соблюдение этических норм |
|
Нет ошибок |
1 |
|
Есть 1 ошибка или более |
0 |
|
Максимум баллов |
4 |
К7–10. Грамотность
По этим критериям проверяющий установит уровень грамотности сочинения.
III |
Грамотность |
|
---|---|---|
К7 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
К8 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
К9 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
Максимум баллов |
12 |
Да, все эти критерии делают сочинение на ЕГЭ сложной работой. Но стоит разобраться в них, и вы поймёте, что его нечего бояться. А если ещё и как следует попрактикуетесь, то напишете на высший балл. Облегчить путь к этому результату можно на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
На нём вас ждут:
-
удачные примеры сочинений прошлых лет, которые набрали максимальные баллы;
-
лайфхаки, как запомнить все критерии и подобрать примеры для аргументов;
-
разбор ловушек, расставленных в условии задания;
-
способы точно сформулировать авторскую позицию;
-
практика по всем остальным заданиям экзаменационной работы.
До встречи на бесплатном вводном занятии!