Главное о сочинении на ОГЭ
Сочинение — это задание ОГЭ по русскому языку №13, оно находится во 2 части экзамена. В нём ученик должен написать чётко структурированный и логичный текст объёмом не менее 70 слов.
Задание №13 в ОГЭ предлагают в трёх вариантах. Вам нужно будет выбрать и использовать только один:
-
13.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
-
13.2. Сочинение-рассуждение на основе цитаты.
-
13.3. Сочинение-рассуждение на этическую тему.
Особенности каждого кратко разберём в таблице.
Особенности и ловушки в темах сочинения на ОГЭ | ||
---|---|---|
13.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 13.2. Сочинение-рассуждение на основе цитаты | 13.3. Сочинение-рассуждение на этическую тему |
Нужно объяснить цитату и привести примеры-аргументы из текста. Считается самым трудным, потому что пишущий его должен хорошо разбираться в аспектах русского языка и их особенностях: в знаках препинания, стилистических фигурах и т. д. |
Нужно прочитать фрагмент текста и рассказать, как вы понимаете его, а после — привести примеры из текста. Этот вариант выбирают чаще, потому что в нём задание кажется проще. И в этом состоит ловушка: нужно хорошо разобраться в смысле фрагмента, иначе можно потерять баллы. |
Нужно прочитать выражение и объяснить его, а потом найти подтверждение этому объяснению в тексте или примерах из жизни. Вариант считается самым лёгким, его выбирают чаще всего. Как правило, потому что в нём можно приводить примеры из жизни. Однако это ошибочно: задание требует правильно интерпретировать выражение, и в этом легко запутаться. |
Если написать сочинение правильно, вы получите 7 первичных баллов, не считая тех, что выставят за грамотность. Это самое дорогое задание ОГЭ.
Структура сочинения ОГЭ
Вступление
Это часть сочинения, в которой нужно передать его тему. В первом предложении вступления стоит перевести цитату в тезис, обозначить авторскую позицию. А во втором — объяснить своими словами, как именно вы её понимаете. Также здесь можно выразить своё отношение к этой позиции. Но не переборщите: для вступления хватит 2–5 предложений.
Что написать во вступлении сочинения на ОГЭ | ||
---|---|---|
13.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 13.2. Сочинение-рассуждение на основе цитаты | 13.3. Сочинение-рассуждение на этическую тему |
Объяснить цитату ни лингвистическую тему. | Объяснить фрагмент текста. | Дать определение выражению. |
-
Определите, кому принадлежит фраза из фрагмента.
-
Найдите в нём ключевые слова.
-
Определите мысль, которая заключена в отрывке.
-
Подумайте, соответствует ли эта мысль вашему мнению.
-
Объясните цитату.
Для правильного вступления вступления в сочинениях 13.1 и 13.2 используйте такие клише:
-
[Имя автора] уверен / утверждает / считает, что [Тезис].
-
[Тезис] — таковая позиция [Имя автора].
-
Я считаю мнение [Имя автора] о том, что [Тезис] верным.
-
Бесспорно, мнение [Имя автора] о том, что [Тезис].
-
В данном фрагменте [Имя автора] [Тезис].
-
Я считаю, что смысл представленного фрагмента заключается в том, что [Тезис].
-
Смысл фрагмента текста заключён в [Тезис].
-
В этом отрывке автор текста привлекает читателя к рассуждению под вопросом [Тезис].
В 13.3 нужно будет дать определение, поэтому и подходящие клише будут другими:
-
[Выражение] — это [...].
-
Я считаю, что [Выражение] означает [...].
-
По моему мнению, [Выражение] можно понимать так: [...].
Пример введения 13.2
Я думаю, что мысль писателя, показанная в предоставленном фрагменте, заключается в следующем: надёжные дружеские отношения между щенком Рексом и его хозяином Петром Иванычем образовались очень быстро, потому что строились на понимании и преданности. Докажу это на примере предложений из текста.
Основная часть
Это главная часть сочинения-рассуждения. В ней вам нужно привести два аргумента — доказательства, которые будут подтверждать мнение автора или суть выражения. Чтобы их засчитали, важно указать конкретные предложения из текста, которые будут иллюстрировать тезис.
Это важно
Оценивание основной части в 13.1 и 13.2 различаются. Во втором можно привести примеры не из текста, если их не получается найти, а из жизни или других произведений. Согласно критериям оценивания, так можно будет получить хотя бы 1 балл за аргументацию. Однако тем, кто хочет получить отличную оценку, этот способ не подойдёт.
В варианте 13.3 не обязательно находить все доказательства только в тексте. На высший балл оценят и те сочинения, в которых один из аргументов взят из жизненного опыта. Но будьте внимательны: важно убедиться, что этот пример действительно доказывает тезис. Для этого не останавливайтесь на пересказе случая, а проанализируйте его и сделайте мини-вывод. Так вы свяжете пример с тезисом сочинения.
Каждый из двух примеров следует оформить в отдельном абзаце. Также советуем пользоваться клише, чтобы правильно сформулировать доказательства. Для 13.1 и 13.2 подойдут такие:
-
Моё рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста [...].
-
Пример этого языкового явления можно найти в предложении [...].
-
Рассмотрим предложение [...]. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как [...].
-
Также убедительным аргументом может стать [...].
-
Ещё одним примером-аргументом этого языкового явления может стать предложение [...].
-
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению [...].
-
Предложение … подтверждает мысль о том, что [...].
-
Проиллюстрировать эту мысль можно на примере случая из моей жизни [...].
Пример основной части 13.1
Во-первых, функция красной строки как своеобразного знака препинания очевидна. Благодаря ей можно выделить абзац, который оформляет начало мысли и сигнализирует об окончании предшествующей. Например, в тексте писательницы Д. Макаровой предложение 7 пишется с красной строки, потому что оно входит в группу предложений 7–10, где рассказчик описывает свою жизнь до встречи с будущей супругой. В предшествующей же группе предложений 1–6 содержится объяснение того, почему мужчина не мог поладить с противоположным полом.
Во-вторых, кроме обозначения границ микротем, абзацный отступ нужен для выделения реплик в диалоге. С этой целью красная строка использована при оформлении предложений 11, 22, 23, 24, 33 и других.
Заключение
Эта часть текста подводит итог рассуждениям. Часто считают, что в неё нужно просто переформулировать вступление, но это не совсем так. Вместо этого советуем лишь перечитать его, чтобы вспомнить тезис. А затем написать заключение, которое перекликалось бы с ним.
Вот несколько видов заключений:
-
заключение-призыв, когда автор призывает читателя к чему-либо, например, делать речь ярче с помощью стилистических фигур;
-
заключение-вывод, когда автор подводит черту под вышесказанным;
-
заключение-выражение надежды, когда автор делится ими с читателем.
Помните, что заключение должно быть примерно того же объёма, что и вступление. Чтобы написать их правильно, обратите внимание на клише:
-
Таким образом, [Заключение].
-
Итак, [Заключение].
-
В заключение сделаем вывод, [Заключение].
-
В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что [Заключение].
Пример заключения 13.3
В завершение хочу сказать, что текст наглядно иллюстрирует необходимость душевности и способности к сопереживанию в каждом из нас. Эти качества играют важную роль в общении и гуманности. Если они отсутствуют, это может привести к «омертвлению» нашего общества и потере способности помочь тем, кто в ней нуждается.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Как оценивают сочинение на ОГЭ
Сочинение-рассуждение на ОГЭ по русскому языку оценивают по двум группам критериев: структурным и грамматическим. По первой можно получить максимум 7 первичных баллов, по второй — 9. Рассмотрим их все.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения 13.1
Критерий | Баллы | |
---|---|---|
С1К1 | Наличие обоснованного ответа | |
Ученик привёл рассуждение на теоретическом уровне и верно понял лингвистический материал | 1 | |
Все остальные случаи | 0 | |
С1К2 | Наличие примеров | |
Ученик привёл 2 примера из текста и верно указал их роль в нём | 3 | |
Ученик привёл 2 примера из текста, но не указал их роль в нём ИЛИ Ученик привёл 2 примера из текста, но указал роль лишь одного из них ИЛИ Ученик привёл 1 пример из текста и верно указал его роль в нём |
2 | |
Ученик привёл 1 пример из текста, но не указал его роль в нём | 1 | |
Все остальные случаи | 0 | |
С1К3 | Логичность речи | |
Нет ошибок | 2 | |
Есть 1 ошибка | 1 | |
Есть 2 или более ошибок | 0 | |
С1К4 | Композиционная стройность | |
Работа характеризуется трёхчастной композицией, ошибок в построении текста нет | 1 | |
Все остальные случаи | 0 | |
Максимум баллов | 7 |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения 13.2
Критерий | Баллы | |
---|---|---|
С2К1 | Понимание смысла фрагмента текста | |
Ученик правильно объяснит содержание текста, ошибок в интерпретации нет | 1 | |
Все остальные случаи | 0 | |
С2К2 | Наличие примеров | |
Ученик привёл 2 примера из текста, которые соответствуют смыслу фрагмента | 3 | |
Ученик привёл 1 пример из текста, который соответствует смыслу фрагмента | 2 | |
Ученик привёл пример(ы) не из предложенного текста | 1 | |
Все остальные случаи | 0 | |
С2К3 | Логичность речи | |
Нет ошибок | 2 | |
Есть 1 ошибка | 1 | |
Есть 2 или более ошибок | 0 | |
С2К4 | Композиционная стройность | |
Работа характеризуется трёхчастной композицией,ошибок в построении текста нет | 1 | |
Все остальные случаи | 0 | |
Максимум баллов | 7 |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения 13.3
Критерий | Баллы | |
---|---|---|
С3К1 | Определение понятия и его комментарий | |
Ученик дал верное определение понятию, прокомментировал его, ответив на вопрос из темы сочинения | 1 | |
Все остальные случаи | 0 | |
С3К2 | Наличие примеров | |
Ученик привёл 2 примера из текста: один из текста, другой — из жизни ИЛИ Ученик привёл 2 примера из текста |
3 | |
Ученик привёл 1 пример из текста | 2 | |
Ученик привёл пример(ы) из жизни | 1 | |
Все остальные случаи | 0 | |
С3К3 | Логичность речи | |
Нет ошибок | 2 | |
Есть 1 ошибка | 1 | |
Есть 2 или более ошибок | 0 | |
С3К4 | Композиционная стройность | |
Работа характеризуется трёхчастной композицией, ошибок в построении текста нет |
1 | |
Все остальные случаи | 0 | |
Максимум баллов | 7 |
Общие грамматические критерии для заданий 13.1, 13.2, 13.2 ОГЭ
По этим критериям также оценивают и изложение в ОГЭ по русскому языку.
Критерий | Баллы | |
---|---|---|
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
Нет ошибок | 3 | |
1–2 ошибки | 2 | |
3–4 ошибки | 1 | |
5 и более ошибок | 8 | |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Нет ошибок | 3 | |
1–2 ошибки | 2 | |
3–4 ошибки | 1 | |
5 и более ошибок | 8 | |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
Нет ошибок | 3 | |
1–2 ошибки | 2 | |
3–4 ошибки | 1 | |
5 и более ошибок | 8 | |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
Нет ошибок | 3 | |
1–2 ошибки | 2 | |
3–4 ошибки | 1 | |
5 и более ошибок | 8 | |
ФК1 | Фактическая точность речи | |
Нет ошибок | 1 | |
1 и более ошибок | 0 | |
Максимум баллов | 13 |
3 совета, которые помогут написать отличное сочинение на ОГЭ
Совет №1. Изучите все критерии и требования
Можно написать отличное сочинение, но если промахнуться в соблюдении требований, его не засчитают. Например, при объёме менее 70 слов. Чтобы такого не произошло, важно разобраться в нюансах работы. Все они есть в открытом доступе на сайте ФИПИ:
-
Демоверсия. Актуальный демонстрационный вариант ОГЭ, где можно ознакомиться с заданиями и критериями, по которым их будут оценивать.
-
Спецификация. Документ с общей информацией об экзамене: количеством заданий, их сложностью и разбалловкой.
-
Кодификатор. Перечень тем, которые будут проверять на ОГЭ.
Разобраться во всём этом самому будет непросто. Чтобы сэкономить время и силы, лучше делать это вместе с преподавателем.
Совет №2. Добавьте сочинение в план подготовки к ОГЭ
План должен быть уникальным — таким, чтобы подходил именно вам: учитывал уровень знаний по разным темам из кодификатора, темп обучения и время до экзамена. Подготовка к сочинению должна быть его важной частью. Чтобы сделать её эффективной, добавьте туда разные виды работ:
-
изучение документов ФИПИ;
-
разбор готовых сочинений из интернета по критериям ОГЭ;
-
практика — написание сочинений на разные темы, которые могут быть на экзамене.
Совет №3. Много практикуйтесь
Практика должна занимать большую часть плана подготовки. Чтобы не тратить время, можно заранее определиться, какой вариант сочинения вы будете выбирать: на лингвистическую тему, на основе цитаты или на этическую тему. А дальше — включить его отработку в план.
При этом важно, чтобы практика делилась на 2 вида: когда вы сами оцениваете работу и когда это делает преподаватель. Только так вы сможете обнаружить ошибки, которые сами не нашли бы. На курсе подготовки к ОГЭ по русскому языку в Skysmart ребята пишут полноценные пробники — работы в экзаменационных условиях. Их оценивают и комментируют эксперты. Это ежегодно помогает ученикам добиваться высоких результатов на экзамене.
Также на занятиях можно:
-
потренироваться разбирать работы учеников прошлых лет и искать в них ошибки, чтобы не делать их самому;
-
разобрать все требования и критерии, по которым оценивают сочинения;
-
научиться правильно формулировать тезисы;
-
понять, как подбирать аргументы из текста и жизненного опыта;
-
собрать коллекция лайфхаков, которые помогут сохранить баллы на реальном экзамене.
Первое занятие — бесплатно!