b733e4
Проверьте знания по русскому бесплатно
Узнать бесплатно

Как писать сочинение на ОГЭ

Как писать сочинение на ОГЭ
2.6K

Сочинение на ОГЭ — самое трудное задание, но за него дают больше всего баллов. А значит, если вы планируете получить высшую оценку, стоит хорошо к нему подготовиться. Мы поможем: расскажем о требованиях, темах, клише и критериях, по которым будут оценивать работы.

Главное о сочинении на ОГЭ

Сочинение — это задание ОГЭ по русскому языку №13, оно находится во 2 части экзамена. В нём ученик должен написать чётко структурированный и логичный текст объёмом не менее 70 слов.

Задание №13 в ОГЭ предлагают в трёх вариантах. Вам нужно будет выбрать и использовать только один:

  • 13.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

  • 13.2. Сочинение-рассуждение на основе цитаты.

  • 13.3. Сочинение-рассуждение на этическую тему.

Особенности каждого кратко разберём в таблице.

Особенности и ловушки в темах сочинения на ОГЭ
13.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 13.2. Сочинение-рассуждение на основе цитаты 13.3. Сочинение-рассуждение на этическую тему
Нужно объяснить цитату и привести примеры-аргументы из текста.

Считается самым трудным, потому что пишущий его должен хорошо разбираться в аспектах русского языка и их особенностях: в знаках препинания, стилистических фигурах и т. д.
Нужно прочитать фрагмент текста и рассказать, как вы понимаете его, а после — привести примеры из текста.

Этот вариант выбирают чаще, потому что в нём задание кажется проще. И в этом состоит ловушка: нужно хорошо разобраться в смысле фрагмента, иначе можно потерять баллы.
Нужно прочитать выражение и объяснить его, а потом найти подтверждение этому объяснению в тексте или примерах из жизни.

Вариант считается самым лёгким, его выбирают чаще всего. Как правило, потому что в нём можно приводить примеры из жизни. Однако это ошибочно: задание требует правильно интерпретировать выражение, и в этом легко запутаться.

Если написать сочинение правильно, вы получите 7 первичных баллов, не считая тех, что выставят за грамотность. Это самое дорогое задание ОГЭ.

Структура сочинения ОГЭ

Вступление

Это часть сочинения, в которой нужно передать его тему. В первом предложении вступления стоит перевести цитату в тезис, обозначить авторскую позицию. А во втором — объяснить своими словами, как именно вы её понимаете. Также здесь можно выразить своё отношение к этой позиции. Но не переборщите: для вступления хватит 2–5 предложений.

Что написать во вступлении сочинения на ОГЭ
13.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 13.2. Сочинение-рассуждение на основе цитаты 13.3. Сочинение-рассуждение на этическую тему
Объяснить цитату ни лингвистическую тему. Объяснить фрагмент текста. Дать определение выражению.

Помните: тезис нужно чётко сформулировать. Если оставить его расплывчатым, вы рискуете составить неопределённое доказательство и потерять баллы. Например, чтобы правильно трактовать отрывок из текста, используйте такой алгоритм:

  1. Определите, кому принадлежит фраза из фрагмента.

  2. Найдите в нём ключевые слова.

  3. Определите мысль, которая заключена в отрывке.

  4. Подумайте, соответствует ли эта мысль вашему мнению.

  5. Объясните цитату.

Для правильного вступления вступления в сочинениях 13.1 и 13.2 используйте такие клише:

  • [Имя автора] уверен / утверждает / считает, что [Тезис].

  • [Тезис] — таковая позиция [Имя автора].

  • Я считаю мнение [Имя автора] о том, что [Тезис] верным.

  • Бесспорно, мнение [Имя автора] о том, что [Тезис].

  • В данном фрагменте [Имя автора] [Тезис].

  • Я считаю, что смысл представленного фрагмента заключается в том, что [Тезис].

  • Смысл фрагмента текста заключён в [Тезис].

  • В этом отрывке автор текста привлекает читателя к рассуждению под вопросом [Тезис].

В 13.3 нужно будет дать определение, поэтому и подходящие клише будут другими:

  • [Выражение] — это [...].

  • Я считаю, что [Выражение] означает [...].

  • По моему мнению, [Выражение] можно понимать так: [...].

Пример введения 13.2

Я думаю, что мысль писателя, показанная в предоставленном фрагменте, заключается в следующем: надёжные дружеские отношения между щенком Рексом и его хозяином Петром Иванычем образовались очень быстро, потому что строились на понимании и преданности. Докажу это на примере предложений из текста.

Основная часть

Это главная часть сочинения-рассуждения. В ней вам нужно привести два аргумента — доказательства, которые будут подтверждать мнение автора или суть выражения. Чтобы их засчитали, важно указать конкретные предложения из текста, которые будут иллюстрировать тезис.

Это важно

Оценивание основной части в 13.1 и 13.2 различаются. Во втором можно привести примеры не из текста, если их не получается найти, а из жизни или других произведений. Согласно критериям оценивания, так можно будет получить хотя бы 1 балл за аргументацию. Однако тем, кто хочет получить отличную оценку, этот способ не подойдёт.

В варианте 13.3 не обязательно находить все доказательства только в тексте. На высший балл оценят и те сочинения, в которых один из аргументов взят из жизненного опыта. Но будьте внимательны: важно убедиться, что этот пример действительно доказывает тезис. Для этого не останавливайтесь на пересказе случая, а проанализируйте его и сделайте мини-вывод. Так вы свяжете пример с тезисом сочинения.

Каждый из двух примеров следует оформить в отдельном абзаце. Также советуем пользоваться клише, чтобы правильно сформулировать доказательства. Для 13.1 и 13.2 подойдут такие:

  • Моё рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста [...].

  • Пример этого языкового явления можно найти в предложении [...].

  • Рассмотрим предложение [...]. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как [...].

  • Также убедительным аргументом может стать [...].

  • Ещё одним примером-аргументом этого языкового явления может стать предложение [...].

  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению [...].

  • Предложение … подтверждает мысль о том, что [...].

  • Проиллюстрировать эту мысль можно на примере случая из моей жизни [...].

Пример основной части 13.1

Во-первых, функция красной строки как своеобразного знака препинания очевидна. Благодаря ей можно выделить абзац, который оформляет начало мысли и сигнализирует об окончании предшествующей. Например, в тексте писательницы Д. Макаровой предложение 7 пишется с красной строки, потому что оно входит в группу предложений 7–10, где рассказчик описывает свою жизнь до встречи с будущей супругой. В предшествующей же группе предложений 1–6 содержится объяснение того, почему мужчина не мог поладить с противоположным полом.

Во-вторых, кроме обозначения границ микротем, абзацный отступ нужен для выделения реплик в диалоге. С этой целью красная строка использована при оформлении предложений 11, 22, 23, 24, 33 и других.

Заключение

Эта часть текста подводит итог рассуждениям. Часто считают, что в неё нужно просто переформулировать вступление, но это не совсем так. Вместо этого советуем лишь перечитать его, чтобы вспомнить тезис. А затем написать заключение, которое перекликалось бы с ним.

Вот несколько видов заключений:

  • заключение-призыв, когда автор призывает читателя к чему-либо, например, делать речь ярче с помощью стилистических фигур;

  • заключение-вывод, когда автор подводит черту под вышесказанным;

  • заключение-выражение надежды, когда автор делится ими с читателем.

Помните, что заключение должно быть примерно того же объёма, что и вступление. Чтобы написать их правильно, обратите внимание на клише:

  • Таким образом, [Заключение].

  • Итак, [Заключение].

  • В заключение сделаем вывод, [Заключение].

  • В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что [Заключение].

Пример заключения 13.3

В завершение хочу сказать, что текст наглядно иллюстрирует необходимость душевности и способности к сопереживанию в каждом из нас. Эти качества играют важную роль в общении и гуманности. Если они отсутствуют, это может привести к «омертвлению» нашего общества и потере способности помочь тем, кто в ней нуждается.

Получи больше пользы от Skysmart:

Как оценивают сочинение на ОГЭ

Сочинение-рассуждение на ОГЭ по русскому языку оценивают по двум группам критериев: структурным и грамматическим. По первой можно получить максимум 7 первичных баллов, по второй — 9. Рассмотрим их все.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения 13.1

Критерий Баллы
С1К1 Наличие обоснованного ответа
Ученик привёл рассуждение на теоретическом уровне и верно понял лингвистический материал 1
Все остальные случаи 0
С1К2 Наличие примеров
Ученик привёл 2 примера из текста и верно указал их роль в нём 3
Ученик привёл 2 примера из текста, но не указал их роль в нём
ИЛИ
Ученик привёл 2 примера из текста, но указал роль лишь одного из них
ИЛИ
Ученик привёл 1 пример из текста и верно указал его роль в нём
2
Ученик привёл 1 пример из текста, но не указал его роль в нём 1
Все остальные случаи 0
С1К3 Логичность речи
Нет ошибок 2
Есть 1 ошибка 1
Есть 2 или более ошибок 0
С1К4 Композиционная стройность
Работа характеризуется трёхчастной композицией, ошибок в построении текста нет 1
Все остальные случаи 0
Максимум баллов 7

Критерии оценивания сочинения-рассуждения 13.2

Критерий Баллы
С2К1 Понимание смысла фрагмента текста
Ученик правильно объяснит содержание текста, ошибок в интерпретации нет 1
Все остальные случаи 0
С2К2 Наличие примеров
Ученик привёл 2 примера из текста, которые соответствуют смыслу фрагмента 3
Ученик привёл 1 пример из текста, который соответствует смыслу фрагмента 2
Ученик привёл пример(ы) не из предложенного текста 1
Все остальные случаи 0
С2К3 Логичность речи
Нет ошибок 2
Есть 1 ошибка 1
Есть 2 или более ошибок 0
С2К4 Композиционная стройность
Работа характеризуется трёхчастной композицией,ошибок в построении текста нет 1
Все остальные случаи 0
Максимум баллов 7

Критерии оценивания сочинения-рассуждения 13.3

Критерий Баллы
С3К1 Определение понятия и его комментарий
Ученик дал верное определение понятию, прокомментировал его, ответив на вопрос из темы сочинения 1
Все остальные случаи 0
С3К2 Наличие примеров
Ученик привёл 2 примера из текста: один из текста, другой — из жизни
ИЛИ
Ученик привёл 2 примера из текста
3
Ученик привёл 1 пример из текста 2
Ученик привёл пример(ы) из жизни 1
Все остальные случаи 0
С3К3 Логичность речи
Нет ошибок 2
Есть 1 ошибка 1
Есть 2 или более ошибок 0
С3К4 Композиционная стройность
Работа характеризуется трёхчастной композицией,
ошибок в построении текста нет
1
Все остальные случаи 0
Максимум баллов 7

Общие грамматические критерии для заданий 13.1, 13.2, 13.2 ОГЭ

По этим критериям также оценивают и изложение в ОГЭ по русскому языку.

Критерий Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм
Нет ошибок 3
1–2 ошибки 2
3–4 ошибки 1
5 и более ошибок 8
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
Нет ошибок 3
1–2 ошибки 2
3–4 ошибки 1
5 и более ошибок 8
ГК3 Соблюдение грамматических норм
Нет ошибок 3
1–2 ошибки 2
3–4 ошибки 1
5 и более ошибок 8
ГК4 Соблюдение речевых норм
Нет ошибок 3
1–2 ошибки 2
3–4 ошибки 1
5 и более ошибок 8
ФК1 Фактическая точность речи
Нет ошибок 1
1 и более ошибок 0
Максимум баллов 13

3 совета, которые помогут написать отличное сочинение на ОГЭ

Совет №1. Изучите все критерии и требования

Можно написать отличное сочинение, но если промахнуться в соблюдении требований, его не засчитают. Например, при объёме менее 70 слов. Чтобы такого не произошло, важно разобраться в нюансах работы. Все они есть в открытом доступе на сайте ФИПИ:

  • Демоверсия. Актуальный демонстрационный вариант ОГЭ, где можно ознакомиться с заданиями и критериями, по которым их будут оценивать.

  • Спецификация. Документ с общей информацией об экзамене: количеством заданий, их сложностью и разбалловкой.

  • Кодификатор. Перечень тем, которые будут проверять на ОГЭ.

Разобраться во всём этом самому будет непросто. Чтобы сэкономить время и силы, лучше делать это вместе с преподавателем.

Совет №2. Добавьте сочинение в план подготовки к ОГЭ

План должен быть уникальным — таким, чтобы подходил именно вам: учитывал уровень знаний по разным темам из кодификатора, темп обучения и время до экзамена. Подготовка к сочинению должна быть его важной частью. Чтобы сделать её эффективной, добавьте туда разные виды работ:

  • изучение документов ФИПИ;

  • разбор готовых сочинений из интернета по критериям ОГЭ;

  • практика — написание сочинений на разные темы, которые могут быть на экзамене.

Совет №3. Много практикуйтесь

Практика должна занимать большую часть плана подготовки. Чтобы не тратить время, можно заранее определиться, какой вариант сочинения вы будете выбирать: на лингвистическую тему, на основе цитаты или на этическую тему. А дальше — включить его отработку в план.

При этом важно, чтобы практика делилась на 2 вида: когда вы сами оцениваете работу и когда это делает преподаватель. Только так вы сможете обнаружить ошибки, которые сами не нашли бы. На курсе подготовки к ОГЭ по русскому языку в Skysmart ребята пишут полноценные пробники — работы в экзаменационных условиях. Их оценивают и комментируют эксперты. Это ежегодно помогает ученикам добиваться высоких результатов на экзамене.

Также на занятиях можно:

  • потренироваться разбирать работы учеников прошлых лет и искать в них ошибки, чтобы не делать их самому;

  • разобрать все требования и критерии, по которым оценивают сочинения;

  • научиться правильно формулировать тезисы;

  • понять, как подбирать аргументы из текста и жизненного опыта;

  • собрать коллекция лайфхаков, которые помогут сохранить баллы на реальном экзамене.

Первое занятие — бесплатно!

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Проверьте знания по русскому бесплатно
  • Оставьте заявку на бесплатное тестирование
  • Приходите на тестирование вместе с ребёнком
  • Получите оценку знаний и конкретные шаги, чтобы прокачать их
Шаг 1 из 2
Шаг 1 из 2
Шаг 2 из 2