В этой статье мы поговорим о том, из каких частей будет состоять экзамен по русскому языку в 2025 году, разберем секреты хороших сочинений и изложений, а также рассмотрим несколько заданий на примере демоверсии. Иными словами, расскажем, как хорошо подготовиться к ОГЭ по русскому языку и легко его сдать.
Что входит в ОГЭ по русскому языку
В 2025 году экзамен будет состоять из 3 частей:
-
Изложение — задание с развернутым ответом.
-
Анализ слова, предложения, текста — задания с кратким ответом.
-
Сочинение-рассуждение — задание с развернутым ответом.
Также в средней школе ученикам предстоит пройти итоговое собеседование, но оно не входит в сам ОГЭ, поэтому подробнее о нем поговорим в следующий раз. Узнать больше о темах заданий и об их количестве можно на официальном сайте ФИПИ, в кодификаторе экзамена.
Что изменилось в ОГЭ по русскому языку в 2025 году
Изменения в задании 13 (сочинение):
-
Больше нет разделения на «примеры-иллюстрации» и «примеры-аргументы» — теперь требуется привести просто два любых примера.
-
Снято ограничение на способы обращения к прочитанному тексту. Теперь можно использовать в сочинении не только цитаты или ссылки на номера предложений, но и сжатый выборочный пересказ.
-
Изменилась формулировка задания 13.1 — цитата на лингвистическую тему заменена вопросом.
-
В задании 13.3 теперь можно опираться на примеры из прочитанного текста, но нельзя — на комиксы, аниме, мангу, фанфики и видеоигры.
-
Название и формулировки критерия К3 стали лаконичнее: теперь он называется «Логичность речи». За 2 и более логические ошибки по этому критерию выставляется 0 баллов, за 1 ошибку — 1 балл, отсутствие логических ошибок принесёт 2 балла.
-
Уточнён критерий К4 «Композиционная стройность» — согласно обновлённой формулировке, сочинение должно состоять из трёх частей (тезис, аргументы, вывод).
-
По критериям оценки грамотности ГК1–4 теперь можно получить больше баллов, чем в прошлом году. Отсутствие ошибок каждого вида даст 3 балла, 1–2 ошибки оцениваются 2 баллами, 3–4 ошибки дадут 1 балл, большее количество ошибок — 0 баллов.
Другие обновления:
-
Максимальный первичный балл на ОГЭ по русскому языку увеличился с 33 до 37.
-
Для того, чтобы работа попала на третью проверку, теперь достаточно расхождения между первыми двумя проверками в 8 баллов (в прошлом году было 10).
-
В 2025 году экзаменуемым запрещено пользоваться личными орфографическими словарями — теперь их обязана предоставлять школа, в которой проводится ОГЭ.
Все о 1-й части ОГЭ по русскому языку: изложение
В задании № 1 ученика ждет сжатое изложение. Цель этого задания — проверить, насколько хорошо он может понимать устную речь, выделять основную и дополнительную информацию, перерабатывать и излагать ее своими словами, определять микротемы.
Сначала школьник должен будет прослушать текст объемом около 150 слов. Текст прочитают дважды, после чего ученику нужно изложить его краткое содержание вместе с ключевой информацией.
5 секретов подготовки сжатого изложения
Чтобы как можно лучше написать изложение и сдать ОГЭ по русскому языку на 4 или 5, воспользуйтесь этими правилами:
-
Во время первого прослушивания текста выписывайте подлежащие, сказуемые и другие слова, без которых нельзя будет понять смысл предложения.
-
Не тратьте время на выписывание вводных слов или сложных конструкций вроде причастных и деепричастных оборотов. Не пытайтесь в точности повторить предложение: это отнимет у вас драгоценное время и баллы.
-
Примените не менее одного способа сжатия: исключение, обобщение или уточнение.
-
Записывайте ключевые слова в том порядке, в котором они расставлены по тексту. Так вы не нарушите последовательность изложения.
-
Между прослушиваниями определите микротемы по своим заметкам. Во время второго прочтения убедитесь, что не упустили ни одну из них.
Как считают баллы за сжатое изложение
Всего за это задание можно получить 6 баллов. Давайте подробнее разберемся, как оценивают готовое изложение.
Критерии |
Количество баллов |
---|---|
ИК1. Содержание изложения |
|
Ученик точно передал содержание текста и отразил все микротемы, важные для его восприятия |
2 |
Ученик передал содержание текста, но не указал 1 микротему или добавил лишнюю |
1 |
Ученик передал содержание текста, но упустил больше 1 микротемы |
0 |
ИК2. Сжатие текста |
|
Ученик использовал 1 или несколько приемов сжатия текста и изложил с их помощью все микротемы |
2 |
Ученик использовал 1 или несколько приемов сжатия текста и изложил с их помощью 2 микротемы |
1 |
Ученик использовал 1 или несколько приемов сжатия текста и изложил с их помощью 1 микротему |
0 |
ИК3. Смысловая цельность, связность речи, последовательность изложения |
|
Работа ученика имеет цельный смысл, написана связной речью, микротемы изложены последовательно. В тексте нет логических ошибок, он верно разделен на абзацы |
2 |
Работа ученика имеет цельный смысл, написана связной речью, микротемы изложены последовательно. В тексте есть 1 логическая ошибка или 1 ошибка при делении на абзацы |
1 |
Работа ученика имеет цельный смысл, но в тексте есть больше 1 логической ошибки либо он неверно разделен на абзацы |
0 |
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Все о 2-й части ОГЭ по русскому языку: анализ слова, предложения, текста
В этом блоке экзамена будет 11 вопросов, где ученик должен прочитать условие и оставить краткий ответ. Задания 2–9 проверят, насколько хорошо школьник усвоил темы:
-
предложение;
-
второстепенные члены предложения;
-
знаки препинания в предложении;
-
словосочетание;
-
орфографический анализ (орфограмма, морфема, слово).
В заданиях 10–12 ученик сможет показать свои навыки работы с текстом. В этой части экзамена ему нужно будет прочитать небольшой текст и выполнить 3 связанных с ним задания:
-
анализ содержания текста;
-
анализ средств выразительности;
-
лексический анализ слов из текста.
Как подготовиться ко 2-й части ОГЭ по русскому языку
В 9-м классе всем школьникам придется сдать пробный ОГЭ по русскому языку, но практиковаться стоит и помимо этого. Набить руку поможет открытый банк заданий на сайте ФИПИ и тренажер ОГЭ в «Skysmart Классе».
Если посмотреть на опыт участников ОГЭ прошлых лет, можно увидеть, в каких заданиях они чаще всего ошибались. Чтобы и вы не попались в эти ловушки, предлагаем разбор некоторых заданий на примере одной из прошлых демоверсий. .
Задание № 5. Пунктуационный анализ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля — шар (9) вращающийся вокруг Солнца.
Как выполнять
Первое, на что нужно обратить внимание, — это условие задания. В нем указано, что школьник должен расставить все знаки препинания в тексте, но в ответе записать цифры, где стоят только запятые. Будьте внимательны!
Чтобы правильно выполнить это задание и увеличить шансы на высокий балл, нужно выделить грамматическую основу во всех предложениях, а после — проанализировать их строение. Это поможет найти правильный ответ: 13456789.
Задание № 6. Орфографический анализ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАСЦЕНИВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (решил много) ЗАДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Как выполнять
Чтобы правильно выполнить это задание, ученик должен хорошо помнить правила орфографии. Пригодятся знания и умения из области фонетики — отличать звонкие согласные от глухих, ударные гласные от безударных и находить чередование гласных в корне слова. В этом задании нужно сделать фонетический анализ слов, оценить качества звуков и процессы: оглушение, озвончение и т. д. Вместе с этим школьник должен будет провести и другие виды анализа: морфологический, морфемный, словообразовательный, орфографический и лексический. Только так получится прийти к верному ответу: 1 и 5.
Задание № 9. Синтаксический анализ
Замените словосочетание цель жизни, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Как выполнять
Если вы хотите правильно выполнить это задание, сначала нужно будет найти в словосочетании главное и зависимое слова. В нашем случае цель — это главное слово, оно не изменится при трансформации словосочетания. Второе слово — жизнь — зависимое. Его и нужно будет поменять по условию задания. Если вместо жизнь напишем жизненная, то получим словосочетание жизненная цель, вид связи в котором — согласование. Это и будет верный ответ.
Как считают баллы за 2-ю часть ОГЭ
Все верные ответы в этом блоке оценивают 1 баллом. Если ответ неправильный или его нет совсем, за это задание ставят 0 баллов. То же самое ждет и частично верные ответы, поэтому советуем внимательно читать условия заданий.
Все о 3-й части ОГЭ по русскому языку: сочинение-рассуждение
Финальное задание экзамена по русскому языку — это сочинение-рассуждение. На ОГЭ школьник может сам выбрать его тему:
13.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
13.2. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом фрагмента текста.
13.3. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.
Как подготовиться к сочинению на ОГЭ по русскому языку
Максимально за сочинение-рассуждение можно получить 7 баллов, не считая баллов за грамматику. Чтобы легко подготовиться к сочинению на ОГЭ по русскому языку, воспользуйтесь советами от экспертов онлайн-школы Skysmart:
-
Заранее узнайте критерии, по которым будут оценивать вашу работу.
-
Пользуйтесь алгоритмом, который поможет написать структуру сочинения. Для каждой из тем он свой.
-
Научитесь правильно писать вступление и заключение к темам.
-
Потренируйтесь выбирать примеры из текстов.
-
Узнайте, что такое речевые формулы и как ими пользоваться в сочинении.
-
Напишите несколько тестовых сочинений-рассуждений на разные темы, чтобы до автоматизма отработать навыки.
-
Не пытайтесь выдать за сочинение переписанный или пересказанный текст из задания — такую работу оценят в 0 баллов.
Как считают баллы за сочинение-рассуждение
Теперь разберемся, как именно будут оценивать 3-ю часть работы. Помните: перед экзаменом важно разобраться в критериях. Это поможет узнать, как много нужно набрать баллов на сочинении, чтобы сдать ОГЭ по русскому языку на желаемую оценку: 3, 4 или 5.
13.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
С1К1 |
Наличие обоснованного ответа |
Баллы |
---|---|---|
В сочинении ученик рассуждает верно и без фактических ошибок |
1 |
|
В сочинении ученик рассуждает верно, но есть 1 фактическая ошибка и более ИЛИ Ученик не доказал тезис ИЛИ Ученик доказал тезис на бытовом уровне |
0 |
|
С1К2 |
Наличие примеров |
Баллы |
Ученик привел 2 примера из текста и указал их роль |
3 |
|
Ученик привел 2 примера из текста, но не указал их роль ИЛИ Ученик привел 2 примера из текста, но указал роль 1 из них ИЛИ Ученик привёл 1 пример из текста и указал его роль |
2 |
|
Ученик привёл 1 пример из текста, но не указал его роль |
1 |
|
Ученик привёл примеры не из прочитанного текста ИЛИ Ученик не привёл примеров |
0 |
|
С1К3 |
Логичность речи |
Баллы |
Логических ошибок нет |
2 |
|
Есть 1 логическая ошибка |
1 |
|
Есть 2 или более логических ошибки |
0 |
|
С1К4 |
Композиционная стройность |
Баллы |
Текст состоит из 3 частей (тезис, аргументы, вывод), ошибок в построении текста нет |
1 |
|
Текст состоит не из 3 частей ИЛИ В работе есть 1 ошибка в построении текста и более |
0 |
|
Максимум баллов |
7 |
13.2. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом фрагмента текста
С2К1 |
Понимание смысла отрывка |
Баллы |
---|---|---|
Ученик верно объяснил смысл отрывка из текста, без ошибок в интерпретации |
1 |
|
Ученик в целом верно объяснил смысл отрывка из текста, но допустил ошибку (ошибки) в интерпретации ИЛИ Ученик неверно объяснил смысл отрывка ИЛИ Нет ответа |
0 |
|
С2К2 |
Наличие примеров |
Баллы |
Ученик привел 2 примера из текста, которые подходят к объяснению фрагмента |
3 |
|
Ученик привел 1 пример из текста, который подходит к объяснению фрагмента |
2 |
|
Ученик привел пример не из текста |
1 |
|
Ученик не привел примеров ИЛИ Ученик привел цитату из задания как пример |
0 |
|
С2К3 |
Логичность речи |
Баллы |
Логических ошибок нет |
2 |
|
Есть 1 логическая ошибка |
1 |
|
Есть 2 или более логических ошибки |
0 |
|
С2К4 |
Композиционная стройность |
Баллы |
Текст состоит из 3 частей (тезис, аргументы, вывод), ошибок в построении текста нет |
1 |
|
Текст состоит не из 3 частей ИЛИ В работе есть 1 ошибка в построении текста и более |
0 |
|
Максимум баллов |
7 |
13.3. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста
С3К1 |
Понимание смысла слова |
Баллы |
---|---|---|
Ученик дал определение и прокомментировал его |
1 |
|
Ученик дал неверное определение ИЛИ Ученик дал определение, но не прокомментировал его ИЛИ Определения нет |
0 |
|
С3К2 |
Наличие примеров |
Баллы |
Ученик привел 2 примера: один из жизни, другой из текста ИЛИ Ученик привел 2 примера из текста |
3 |
|
Ученик привел 1 пример из текста |
2 |
|
Ученик привел 1 или 2 примера из жизни |
1 |
|
Примеров нет |
0 |
|
С3К3 |
Логичность речи |
Баллы |
Логических ошибок нет |
2 |
|
Есть 1 логическая ошибка |
1 |
|
Есть 2 или более логических ошибки |
0 |
|
С3К4 |
Композиционная стройность |
Баллы |
Текст состоит из 3 частей (тезис, аргументы, вывод), ошибок в построении текста нет |
1 |
|
Текст состоит не из 3 частей ИЛИ В работе есть 1 ошибка в построении текста и более |
0 |
|
Максимум баллов |
7 |
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи
Обратите внимание: эти критерии относятся и к изложению, и к сочинению. Если в изложении и сочинении есть ошибки — они суммируются. То есть проверяющий оценивает письменную речь ученика в целом.
ГК1 |
Орфография |
Баллы |
---|---|---|
Нет ошибок |
3 |
|
1–2 ошибки |
2 |
|
3–4 ошибки |
1 |
|
Больше 5 ошибок |
0 |
|
ГК2 |
Пунктуация |
Баллы |
Нет ошибок |
3 |
|
1–2 ошибки |
2 |
|
3–4 ошибки |
1 |
|
Больше 5 ошибок |
0 |
|
ГК3 |
Грамматика |
Баллы |
Нет ошибок |
3 |
|
1–2 ошибки |
2 |
|
3–4 ошибки |
1 |
|
Больше 5 ошибок |
0 |
|
ГК4 |
Речевые нормы |
Баллы |
Нет ошибок |
3 |
|
1–2 ошибки |
2 |
|
3–4 ошибки |
1 |
|
Больше 5 ошибок |
0 |
|
ФК1 |
Фактическая точность |
Баллы |
Нет ошибок |
1 |
|
Больше 1 ошибки |
0 |
|
Максимум баллов |
13 |
Чтобы подготовиться к ОГЭ по русскому языку как можно быстрее и эффективнее, эксперты рекомендуют сочетать уроки с репетитором и самостоятельные занятия. Так ученик сможет охватить максимум теории, узнать от преподавателя нюансы экзамена и подготовиться без спешки. На курсах подготовки к ОГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart учителя разбирают со школьниками критерии оценивания и каждое задание, а также помогают сдать пробный экзамен.